Abstract

О том, как правильно катить квадратное; о торговой программе «бронза в обмен на еду»; а также о роли рэкета в формировании национальной идеи

Hither came Conan, the Cimmerian, black-haired, sullen- eyed, sword in hand, a thief, a reaver, a slayer, with gigantic melancholies and gigantic mirth, to tread the jeweled thrones of the Earth under his sandalled feet. — The Nemedian Chronicles!
(с) Роберт Говард «Феникс на мече»


Атаман с урядником
На джипе с кенгурятником.
А за ним ребятушки
На новеньких «девятушках»
(с) Несчастный Случай «Сказ о битве атамана Парамонова и Басурман-паши на жалезном заводе о девяностых годах»


Популяризатор спит, а наука идёт!

В смысле, два года назад я для статей по генетике современных европейских народов (от украинцев до римлян) собрал самые научные сливки, ещё пышущие теплом коровьего вымени... (кхм, так себе сравнение вышло... но так уж и быть) – вы можете найти ссылки на них в конце данного материала (если дочитаете). Но и после этого учёные не перестали работать – и вот у меня появилась прекрасная возможность ознакомить вас с последними достижениями мухолюбов-человеконенависников, исследующих генотипы древних человеческих популяций.

Эта статья будет посвящена тому отрезку времени, который я раньше охарактеризовал как «ну, там дальше все бегали туда-сюда, поэтому в деталях разобраться практически невозможно». Учёные любят невозможные задачи – и мы сейчас получим от их работы свой заряд знаний в мозг... или куда оно вам удобней.

Итак, тема дня – «Миграции гуманоидов по Каспийско-Причерноморским степям и Центральной Европе в Бронзовом и Раннем Железном Веках». Или, если ещё проще: От ариев до сармат – да кто это вообще такие?


Я постараюсь подать эту историю очень широкими мазками, не вдаваясь в детали (да простят меня профессионалы: да, я неправ, я знаю). Лишь позволю себе одно занудное замечание (проматывайте вниз, если не любите занудства).

В истории и публицистике часто оперируют понятиями этнос, (материальная) культура, язык и популяция. Так вот, это далеко не одно и то же!

Этнос – это личная самоидентификация человека, его мнение по поводу того, к какой группе населения он относится. Человек может быть (пример из реальной жизни) 100% боснийцем по крови, но считать себя немцем, так как родился в Германии и думает как немец.

Материальная культура – это предметы, найденные при раскопках в определённом временном слое (и контекст, в котором они были найдены, кстати. Это к вопросу о вреде от «чёрных археологов»). Поскольку в давние времена технологии передавались исключительно «из уст в уста», то есть при обучении на практике, то материальная культура является довольно стабильным идентификатором той или иной цивилизации (в широком смысле слова).

Язык... Ну, что тут объяснять. Люди говорят на разных языках. А языки ещё и меняются: как самостоятельно, так и под влиянием соседей или завоевателей. Но всё равно, языковая идентификация – очень важный фактор в истории.

Популяция – группа особей, которые дают потомство между собой чаще, чем с особями извне группы. Именно популяция является объектом исследования исторической генетики (а вовсе не этносы или народы, как часто пишут).

Понятие нации мы вообще не будем трогать, ибо для той эпохи – это абсурд.


Так вот, со времён развитого неолита все эти 4 идентификатора в общем случае не совпадают! Абыдно, да? Люди совершенно разного происхождения по генетике говорят на одном языке (и наоборот). Люди разных этносов практически одинаково производят керамику или орудия труда (кто-то когда-то научился – и более эффективный способ тут же вытеснил свой, родной), или, уже с 5 тыс. до н.э., тупо выменивают предметы, произведённые соседями, в том числе и дальними, на что-то уникально своё – а потом поди различи, где что было произведено (спойлер, уже научились различать, особенно в случае металла – и результат удручающе непатриотичный). (К слову, с точки зрения археологов будущего мы тут сейчас вообще все являемся носителями локального варианта китайской материальной культуры). Завоеватели, представляющие где-то 1% населения, довольно успешно навязывают свой язык и традиции местному населению (классической пример – венгры). Ну а ... спариваются все уж и вовсе не отвлекаясь на мелочи вроде языковой, культурной и этнической принадлежности. Такова селяви...

На этой оптимистической ноте закруглимся с занудством и перейдём к вкусняшкам.


Итак, для начала вкратце напомню диспозицию в Европе на начало 3 тысячелетия до н.э. (некоторые старожилы ещё могут вспомнить эти времена, но я-то пишу для молодёжи).

Начнём с центра мира и прародителя всех цивилизаций – Трипольской культуры (Y-гаплогруппа I2a). Её представители как раз ведут неравный бой с глобальным потеплением похолоданием, сетуя на то, что во времена дедов и трава была зеленее, и лето дольше, и пшеница выше (и не врут же). Но жаловаться некому, боги покинули северо-восточный форпост великой культуры Балканского неолита, и эти некогда благословенные, а ныне полупустынные земли долина за долиной занимают дикари с востока, из-за Великого Днепра (сорри, не знаю, как его называли трипольцы) – представители культуры «боевых топоров» (как следует из названия, отнюдь не миролюбивые), они же «ямники», они же «курганники», они же носители «мужской» линии хромосом R1b.

К 3000-му году до н.э. эти кочевники-скотоводы, употребляющие молоко коров, уже распространили своё влияние и на понизовье Дуная, и на болотистые леса Полесья, и явно не собираются на этом останавливаться. Ведь на западе, в благословенной долине Дуная, ведущей прямо в центр Европы, им противостоят всего лишь жалкие слабаки, не знающие бронзы, потомки некогда могучей культуры «ленточной керамики», пару тысяч лет назад принесшие на Европейские просторы святое знание о земледелии.

Кстати, при упоминании кочевников-скотоводов перед нашими глазами немедленно встаёт картинка из учебника, на которой раскосый татарин в лохматой шапке на лохматой лошадке пасёт бесчисленные стада лохматых овец, а на заднем плане из дымохода лохматой юрты вьётся дымок. Так вот, это неправда. В смысле того, что привычная нам кочевая культура скотоводов Великой Степи сформировалась лишь на рубеже эр, во времена гуннов и тюркского каганата. А 5000 лет назад кочевники-скотоводы топали своими ножками рядом с передовым продуктом хайтека – телегой с цельными колёсами из трёх досок, запряженной парой быков – и умели очень быстро преследовать непослушных овец, то и дело норовящих сбежать на волю, в пампасы.

5e24632f0f0c4.jpg
А что тут комментировать? Рассматривайте


Ни трипольцы, ни «боевые топоры» не знают, что где-то за тысячи километров на восток, в степях Прикаспия представители популяций-носителей гаплогруппы R1a по-своему страдают от наступления засухи и от голодухи вынуждены напрягать мозги и изобретать новые методы истязания природы, которые позволили бы им выжить во всё более и более недружелюбном степном климате.

Что творится северней степей, в глухих чащобах среднерусской равнины, никого не интересует. Там редкие представители финно-угрских народов (Y-гаплогруппа N1c) стреляют белок в глаз, чтобы пошить своим скво модную шапочку с хвостом, свисающим на глаз. Их мало, они никогда не видели пространства, где не было бы хотя бы одного дерева – кому они интересны?


Так всё неспешно и течёт: трипольцы растворяются в напоре «боевых топоров», которые уверенно прут на запад; восточные «ямники» мечутся в треугольнике «пустыня с юга — тайга с севера — горы и чужаки на востоке». И тут, через 900 лет (почти мгновенно, как от нас до Владимира Мономаха) случается то, что изменит без сомнения всю человеческую историю – появляется колесница.

И тут следует сделать технологическое отступление специально для людей, знающих о технологическом прогрессе исключительно из «Цивилки». Колесо колесу рознь. Да, поздние шумеры и даже трипольцы умели делать повозки. Как известно даже школьнику, главный элемент этого изделия – тот, который крутится вокруг своей оси. И первые колёса эту функцию выполняли добросовестно. Правда, у них были существенные недостатки: когда ты делаешь круглое из прямого – сопромат вопиет в ужасе. Иначе говоря, три доски, склёпанные поперечинами – это 1) тяжело, 2) ненадёжно. В общем, запрячь быков, чтобы те неспешно тянули груз вместо тебя – это да, а вот скакать во весь опор, разя врагов направо и налево – это уже вряд ли. Колесо попросту развалится от постоянных ударов о кочки, да и не понесутся быки во весь опор.


5e246348006f1.jpg
Самое старое известное колесо (Любляна, Словения, около 3150 лет до н.э.). Поверьте, это не то, на чём вы хотели вы прокатиться с ветерком


Кстати, о лошадях.

Да, «ямники» разводили коней. Кони очень вкусные, если хорошо прожарить и посолить. Да и молоко тоже ничего.

В смысле, кони для «боевых топоров» были едой. Как овцы или коровы. Так что они их охотно разводили. Только приручать не умели, увы.

И те, кто сумел это сделать, изменил историю.

В принципе, садиться на лошадь пытались уже за тысячи лет до того, но это было курьёзом. Ну, как на корову залезть. Но тут нашлись люди, которые придумали, как запрячь лошадь в повозку – и случилось в это, если идти от нас, сразу за Уралом, в бассейне реки Тобол, в рамках культуры, известной как Синташтинская.

Что характерно, это были не кочевники. Более того, в первую очередь эта культура известная вовсе не конями, а... бронзой. Да, это были одни из первых производителей бронзовых орудий в мире (и первые в Великой Степи). Они были оседлыми скотоводами... не удивляйтесь, такое тоже бывает, но очень скоро выяснили, что выкапывать из земли нужные камни и пережигать их вместе с растущим неподалёку лесом, а потом обменивать у соседей на скот – куда выгодней, чем самому пасти овец. Бронза из синташтинских поселений расходилась на тысячи (!) километров во все стороны. И могильники свидетельствуют о том, что жрали эти люди от пуза.

Они же, вероятно от пережора, придумали, как запрягать коня в повозку, и первыми стали (неосознанно) заниматься селекцией лошадей.

Впрочем, одними лошадьми это не ограничивалось. Ведь на цельном колесе далеко не ускачешь. И они же изобрели лёгкое колесо со спицами, которое, вставленное в одноосную телегу, дало... колесницу. Её самую – гордость и основу военной силы бронзового века.

5e2463568c48a.jpg
Модель колесницы Синташтинской культуры на основании раскопок в Аркаиме
Зацените разницу


Что характерно, сами представители этой культуры не стали завоевателями. Они просто продавали свой хайтек соседям за бешенные бабки... в смысле, за кучу овец. И жили припеваючи. Однако, вскоре выяснилось, что свои умельцы есть и у соседей – и началось безбожное попрание копирайта.

Кстати, сами представители Синташтинской культуры не были ни носителями индоевропейских языков, ни носителями «ямных» Y-гаплогрупп R1a или R1b. Но таковыми были их степные соседи, которые быстро выяснили преимущества быстрой езды в военных действиях. И волна новых завоевателей покатилась во все стороны.

Нет, не во все, конечно. На севере была тайга – там и ездить не получится, и кому оно вообще надо. На юге была приаральская пустыня. Тоже не сахар. А вот те, кто пошёл на восток, а потом на юг, вдоль «стеночки» Алтая и Тянь-Шаня, прошёлся катком по древним земледельческим цивилизациями Бактрии и Маргианы, а позже, спустя многие столетия, добрался до Индии (под именем «арии») и Ирана (известные как «айраны»), а потом, через верховья Евфрата (Миттани) и до Египта (гиксосы). Это, конечно же, упрощённо, потому что умение обращаться с лошадьми и строить колесницы опережало миграции людей, так что на каждом новом этапе «волну» представляли уже генетически и культурно иные народы.

5e24636d0500f.png
Расположение Синташтинской культуры (малиновым) относительно соседей —
Андроновской (красная — ранняя, оранжевая — на максимуме распространения), Афанасьевской (зелёная на востоке), Срубной (зелёная на западе). Далеко на юге — бактрийско-маргианская культура (между Памиром и Коппет Дагом)


А что же на западе?

Да приблизительно то же.

За тысячу лет представители разнообразных групп «боевых топоров» добрались до Ирландии и юга Пиренеев, усиленно геноцидя и ассимилируя местное население, потомков как неолитических фермеров (Y-гаплогруппы I1 и I2a), так и европейских охотников-собирателей (от которых им, кстати, достался ген голубоглазости). И тут вслед им прилетела новая волна «восточных ямников», в основном представителей линий R1a. «Топоры» были круты, но против демонов на колесницах, разящих на скаку своими дротиками, они были бессильны. Очень скоро (где-то к середине 2 тыс. до н.э.... да, очень скоро) вся Центральная Европа (современные Чехия, Венгрия, Бавария и Вюртемберг) были покорены представителями новой материальной культуры, которая включала умение обращаться с лошадьми и обрабатывать бронзу.

Но тут есть нюансы.

Во-первых, «боевые топоры» и потомки покорённых ими популяций в Европе таки успели конкретно размножиться. Это в давние времена можно было перебить сотню-другую мужиков и разогнать остаток по болотам, где те вымирали с голодухи. А теперь убивать всех – замахаешься.

Во-вторых, изменилась ментальность завоевателей.

Раньше целью завоевания была земля. И победители уничтожали всех, чтобы жить здесь самим.

Теперь появились новые установки в культуре. Нам они могут показаться бесчеловечными, но это был серьёзный шаг к гуманизму по сравнению с геноцидом неолитических времён. Теперь на завоевание отправлялся не весь народ, а только его «младшие сыновья», которым не хватало места и долей в наследстве на патриархальной родине. Это были ватаги гопников, говоря нашим языком. Те, кто готов был рискнуть жизнью, чтобы завоевать своё, собственное наследство.

В результате материнские и отцовские генетические линии в населении завоёванных земель отличались радикально: первые сохранялись (ибо «забрать их женщин»), а вторые замещались (ибо «перебить всех мужчин»).

Более того, эти ватаги завоевателей конкурировали друг с другом как на «родине» (в смысле, там, где они родились), так и на завоёванных землях. И Центральная Европа стала ареной нового вида войны: не между народами, а между их элитами, воинами на колесницах, вооружённых бронзовыми молотами, топорами и кинжалами. Именно к такому типу обществ принадлежала и культура Унетице в Чехии и Южной Германии, ставшая прародительницей италиков.

Войны эти имели и вполне материальный аспект. Дело в том, что вся Европа: от Корнуолла и Дании, – и половина Евразии: Великая Степь, – в ту эпоху стали частью огромной системы торгово-экономических связей, ведущей в колыбель цивилизации – Месопотамию. Трудно представить, но уже в ту эпоху началась производственная специализация как людей, так и целых общин, в которой европейской и степной зонам была отведена роль ресурсного придатка: на юг текли металлы (медь, олово и золото), соль, шкуры, шерсть, сыры (!), лошади и один из главных товаров – профессиональные воины-наёмники, которых охотно брали Великие Царства для войн друг с другом и с мелкими державами. В обмен на север шло оружие, ткани и искусно выполненные предметы роскоши. В общем, было за что убивать друг друга.

Дальше больше.

Копошение в Центральной Европе продолжалось несколько веков (мелочи по историческим меркам), но таки привело если не к стабильности, то к динамическому равновесию. А это значило, что народ опять начал плодиться и размножаться, несмотря на постоянные войны. И теперь уже Центральная Европа, как регион более плодородный, чем Великая Степь, стал порождать избыточное население. На западе были леса и горы, а на востоке – просто леса. И маятник миграций качнулся в другую сторону. Теперь целые обозы, во главе с хорошо вооружёнными воинами на колесницах (своего металла хватало и в Европе) двинулись на восток и северо-восток. Не только в степь, откуда пришли их предки, но и в лесную зону, верхнее течение Днепра и Волги. Причём двинулись с жёнам, так что особой нужды в местных не было (что видно по резкой миграции «женских» генетических линий в этот период из центральной Европы в восточную). Именно из этого субстрата (с очень серьёзными внешними влияниями) ещё через несколько сот лет разовьётся балто-славянская общность.

Где-то в тот же период (плюс-минус 100 лет) случилась и другая геополитическая катастрофа – Синташтинская культура, прилежно снабжавшая всю Великую Степь и не только бронзой и изделиями из оной, по непонятным причинам загнулась (пресловутый «внутренний кризис», которым принято объяснять всё, чему не смогли найти рациональной причины). Без изделий из бронзы всем вокруг стало как-то неуютно, и начались массовые подвижки. В прямом смысле слова: то ли целые народы, то ли очень многочисленные их группы (те же ватаги сексуально неудовлетворённой молодёжи) резко ломанулись искать лучшей жизни. Через несколько столетий эта волна по эстафете добежала до Ближнего Востока, известная там как «народы моря». Итог – «тёмные века„, крах системы цивилизаций.

Но это совсем другая история.


А нас пока что интересуют родные Причерноморские степи. Где, если верить грекам, в IX в. до н.э. непонятно откуда появились киммерийцы – кочевой народ лошадников. А если верить генетике, то это не был единый народ... по крайней мере, в смысле родословной. Да, всё смешалось в Великой Степи. Земли наполнились полукровками, не ведающими своих истинных отцов и поющими чужие песни на потеху чужестранным красоткам. Конец времён, что и говорить.

В общем, в генах киммерийцев обнаруживается и значительный вклад алтайских (прото-тюркских), и влияние западноевропейских генов. И вообще, есть мнение, что это не был народ как таковой – а просто испуганные жители цивилизованной Ассирии и прочего Ближнего Востока обзывали этим обидным словом всех, кто жил северней Кавказа и ездил верхом на коне (какая дикость, настоящий мужЫк должен твёрдо стоять на колеснице и править лошадьми при помощи длинных вожжей).

Так или иначе, но киммерийцы в VII в. до н.э. слиняли на юг, спасаясь от нашествия новой степной напасти – скифов. И для доминирования были причины, ведь скифы принесли новое ноу-хау Великой Степи – грызла. Да, звучит смешно, но это такая штука (палочка, вставленная поперёк лошадиной пасти), которая позволяла всаднику «жёстко» править скакуном, останавливать его на полном ходу, заставляя резко изменять направление движения или ставать на дыбы. Вам это, возможно, ничего не скажет, а для воина той эпохи это был вопрос выживания. И скифы умели пользоваться этим приспособлением вовсю.

Со скифами, впрочем, такая же непонятка, как и с киммерийцами, даже хуже. 4 века доминирования скифов с генетической точки зрения вылились в формирование 4 явных кластеров (не по векам, а по пространству): западный – причерноморский, юго-восточный – прикавказский, северо-восточный – приуральский, и центральный – где-то на Дону. По генотипу каждая из этих групп, скорее, ближе к своим соседям, чем друг к другу (и не имеют практически никакого отношения к Центральной Азии и Алтаю).

5e24637f230c2.jpg
Иллюстрация
отсюда. На карте (B) и графике анализа первых главных компонент генетического разнообразия (С) отчётливо видно 4 кластера, ассоциируемые с останками из погребений скифского круга


Проблема усложняется тем, что более поздние автора часто стилизовали свои работы под классиков, в первую очереди Фукидида, поэтому у них скифами называются вообще все жители северного Причерноморья (для красоты), даже спустя тысячу лет после их исчезновения с исторического горизонта (например, славяне). Поэтому отличить скифов от «скифов» по литературным источникам – это ещё та задача.

В этот момент добавляют свои пять копеек и суровые исследователи костей. По их инсайдерской информации «скифский мир» никак не был единым этносом и с большой натяжкой может считаться единой материальной культурой. Например, установлено, что жители некоторых поселений лесостепи того периода (например, Бельск, что в Полтавской области) питались просом, выращенным тут же, на своих землях, и за жизнь не удалялись дальше 80 км от родного города. И таких поселений скифского периода известно немало. Как-то не сильно вяжется с образом кочевника, постоянно курсирующего от Дона к Днепру и назад и питающегося кобыльим молоком, не так ли?

В общем, есть мнение, что скифы по сути были не народом, а просто культурно-историческим регионом, в котором сосуществовало по крайней мере 3 культуры со своим укладом – каждая в своей «экологической нише», а кочевники выполняли роль «крышевателей», таких себе братков, которые переезжали от одной точки доения к другой. Естественно, «бригад» было более одной и они постоянно устраивали «разборки» за право доить тех или иных подданных (в число которых, кстати, входили и некоторые греческие колонии вроде Ольвии; некоторые же греческие колонии смогли вовлечь «паханов» в свою культуру, создав тем самым синкретические «варварские эллинистические полисы»... кстати, напоминаю, что «скифское золото» было сделано греками... по заказу скифских царьков).

В общем, «скифский мир» внезапно(тм) оказывается объединённым вовсе не генетикой, не языком и не способом жизни, а эстетикой, способами выражения своих представлений о прекрасном и том, как «всё должно быть».


И вот в 3 в. до н.э. одних братков сменили другие. В смысле, скифов, «разнеженных» контактами с греками, вытеснили (в смысле, победили и прогнали с кочевий) сарматы. Кстати, последнее упоминание о натуральных скифах (не метафорических) – это Венгрия, «тупик» Великой Степи, и это уже 8 в. н.э.!

Это товарищи были генетически более однородными, происходящими где-то с Южного Урала (там же, где зародилась культура колесниц), но всё равно не были чем-то единым. Их кланы ("бригады“) не ощущали единства друг с другом, постоянно воевали между собой и вступали в союзы с чужаками против конкурирующих кланов. Были они, как и скифы с киммерийцами, носителями индоевропейских языков иранской группы, но на этом их сходство и заканчивалось.

Доминирование сарматов в Причерноморских степях завершилось традиционно – их разбили и вытеснили новые пришельцы: с запада – готы, с востока – тюрки (новая сила в Европе). Кстати, некоторые из этих кланов так и сохранились в истории аж по сегодня. С одной стороны, это те племена, которые сбежали на территорию нынешней Польши (дав тем самым польской шляхте XVI в. повод возводить свои родословные к временам Христа). С другой – потомки союза роксолан, оттеснённые на Северный Кавказ и, слившись там с другими местными (на самом деле нет) народами, сохранившими свою идентичность под именем аланы.


Впрочем, это уже выходит за рамки данной статьи.

Следите за дальнейшими обновлениями. Учёные едят свой хлеб не зря, они ещё не раз удивят вас.


Предыдущие материалы, связанные с популяционной генетикой людей

1. ГЕНЫ УКРАИНЫ: ИНСТРУМЕНТЫ ДОЗНАНИЯ

2. ГЕНЫ УКРАИНЫ: КТО ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЁЛ

3. ГЕНЫ УКРАИНЫ: ТОПОР – ОРУДИЕ ПРИКЛАДНОЙ ГЕНЕТИКИ

4. ДА, МЕРЯ МЫ. ДА, УГРО-ФИННЫ... ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МУЖЧИНА ПО ИМЕНИ N

5. ОТВЕТ МОКШИ ХАВРЕ

6. ПРОБЛЕМЫ ЛАТИНЯН СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. И ВСЁ ЗА...

7. ПРОБЛЕМЫ ЛАТИНЯН СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕТ, ЭТО НЕ РУССКИЕ

8. ПРОБЛЕМЫ ЛАТИНЯН СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЙНА ПЕТУХОВ, ГУСЕЙ, ЖАБ И БЫКОВ

9. ПУТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОЗВОЛЬТЕ ОДОЛЖИТЬ ВАШ ЧЕРЕП

10. ПУТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ІДІТЬ ПО СВІТУ, ДІТИ АПОЛОНА



References


Acknowledgments

Традиционная благодарность Игорю Бартишу за критический анализ статьи.


Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.


В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра „Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE“. (вполне себе приключенческую! „на злобу дня, месяца, года, века!..“ ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра „Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали“. Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги „А потім прийшов Цезар…“ видавництва „Фабула“

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/



В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr