Среди околомедицинских шарлатанов есть одна категория, которая вызывает у меня сожаление о том, что смертная казнь в Украине отменена. Это люди (люди ли?) которые наживаются на онкологических больных, втюхивая им заведомо неработающие «альтернативные» методы лечения.

Онкобольные и их родственники — это особо уязвимые люди у которых сильно понижена планка критичности. Они отчаянно ищут способ побороть потенциально смертельную болезнь и готовы хвататься за любую соломинку. Обманывать этих людей и эксплуатировать их страх и отчаяние — это бесчеловечность, которая для меня стоит на одном уровне с газовыми камерами Освенцима и не вызывают ничего, кроме бесконечного омерзения.

Самое страшное, что в Украине эта индустрия смертельно опасного обмана поставлена на поток. У нас действует по меньшей мере несколько сотен разнокалиберных фирмочек, интернет-магазинов и центров псевдодиагностики, которые продают «чудодейственные средства от рака». По сути своей эти средства всегда одни и те же, не смотря на разные названия — это либо какие-то БАДы, либо лженаучные методики «альтернативной медицины», начиная от гомеопатии и электропунктурной диагностики и заканчивая «тренингами позитивного мышления». Каждый продавец придумывает какое-то свое вычурное наукообразное название, но если начать разбираться по сути, то арсенал предлагаемых ими «чудодейственных средств» подозрительно однообразен. Это не удивительно, поскольку практически 100% этих контор работают по принципу сетевого маркетинга, распространяя одно и то же фуфло с разными этикетками.

Работает этот рынок следующим образом. Материнская фирма (обычно базирующаяся в России — именно оттуда изначально пошла эта дрянь на постсоветстком пространстве) делает какие-то приборчики или фуфломицины и продает право на их применение или распространение по принципу «бизнес под ключ». Конечному продавцу предлагается стандартный набор продуктов (китайские БАДы, российские фуфлоприборы с мигающими лампочками), готовые шаблоны для сайта, интернет-магазина, рекламых буклетов и т. п. Нужно только придумать умное наукообразное название, нанять пару врачей, не отягощённых моралью и врачебной этикой, заказать рекламу и начать окучивать доверчивое население. С заявленным названием и направленностью фирмы спектр предлагаемых продуктов и услуг никак не коррелирует и именно поэтому он практически идентичен у всех таких контор.

Дальше, в зависимости от наглости и финансовых возможностей, эти конторы начинают пролезать в СМИ, внедряться в больницы и поликлиники, раздавая взятки и бонусы за распространение своей туфты врачам. В запущенных случаях они даже умудряются протолкнуть свои продукты в списки рекомендованных МОЗ препаратов и клинические рекомендации.

До последнего времени никакого противодействия этим сволочам МОЗ не то что не оказывал, а наоборот охотно с ними сотрудничал, а комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения и вовсе раздавал им почетные грамоты (примеры будут чуть ниже). Сейчас наконец-то началась реформа того гадюшника, в который превратилась наша медицина, но до шарлатанов, наживающихся на онкобольных, дело пока не дошло. Что ж, страна должна знать своих героев.


Портрет героя

Одна из наиболее возмутительных псевдомедицинских контор, паразитирующих на онкобольных, называется «Центр фунготерапии, биорегуляции и аюрведы». Их рекламные агенты постоянно ошиваются внутри и около онкологических стационаров, включая «Национальный институт рака», а свою рекламу они наносят прямо на асфальт перед приемным отделением (что нарушает, как минимум, закон о рекламе). Обратите внимание на сам характер рекламы: «грибы лечат рак». Это, естественно, вранье, которое попадает под определение недостоверной информации о свойствах рекламируемого товара (опять нарушение закона о рекламе). Полиции, естественно, пофиг. Руководству клиник либо тоже пофиг, либо они получают свою долю с продаж и ходят с гордо поднятой головой не глядя на асфальт.

Не лишним будет напомнить прописные истины. Грибы не лечат рак. Вообще никакие БАДы или «народные средства» не лечат рак. Сода, лимонный сок, молитвы, акупунктура, китайские травки, позитивное мышление, гомеопатия, аюрведа, диеты, пляски с бубном и расстановка слоников по феншую тоже не лечат рак. Рак лечится либо современными методами доказательной медицины (что позволяет во многих случаях добиться ремиссии и обеспечить больным долгие годы активной жизни), либо не лечится вообще (что означает быструю смерть). Все, кто заявляет, что это не так — либо неучи, либо сволочи, а те, кто им верят — идиоты. Да, звучит жестоко, но именно такова суровая реальность — не существует никаких «волшебных средств от рака», замалчиваемых бигфармой и «всемирным заговором фармацевтов».

Сама фирма «фунгодоктор» — это типичная лавочка, торгующая разнокалиберными БАДами, гомеопатией, аппаратами фолевской псевдодиагностики и трешовыми книжонками по альтернативной медицине в стиле газеты «Бабушка». Она выделяется только своей вопиющей наглостью, открыто заявляя, что они лечат рак. У остальных, в основном, хватает чувства самосохранения и остатков порядочности, чтобы не писать об этом в лоб.

Франшизу на свою «фунготерапию» они купили у Санкт-Петербургского центрафунготерапии Ирины Филипповой (я же уже говорил, что все это говно к нам лезет из России, да?). Достаточно отметить, что все их «врачи» стажировались или работали у этих российских шарлатанов.


Как распознать шарлатанов?

Не лишне будет также напомнить основные критерии, по которым можно легко распознать подобные говноконторы:

  1. Претенциозное наукообразное название, в котором бессмысленно намешаны модные слова-тригерры, часто придуманные тут же на коленке. Фунготерапия — это «типа лечение» грибами. Такой отрасли в нормальной медицине нет т. к. выделять ее отдельно бессмысленно — активные вещества из грибов исследуются и используются ровно так же, как из любых других источников. «Биорегуляции» - бессмысленное слово-пустышка, не имеющая четкого определения и наводящая на ассоциации с биополем и прочей эзотерической херней. Наконец, аюрведа — древнеиндийское мистическое учение и по совместительству популярное псевдомедицинское шарлатанство. Как все это связано между собой — сие есть тайна великая, но зато звучит солидно.
  2. Отсутствие лицензии на медицинскую практику от МОЗ, нормального помещения и постоянного персонала. Почти все такие фирмы — это ЧП, которые снимают конуру в каком-то офисном центре, а бизнес ведут в интернете и по телефону. Это не клиники и не врачебные кабинеты, это просто спекулянты БАДами. Если вы попросите у них учредительные документы, то там будет «розничная торговля», «консультативные услуги» или что-то из сферы развлечений, но только не медицинские услуги. У них может быть разрешение на занятие «народной медициной», но это, внезапно, означает, что у них нет вообще медицинского образования со всеми вытекающими последствиями (подробнее об этом казусе здесь).
    Кстати, наши фигуранты находятся даже не в бизнес-центре, а просто в жилом доме: Васильковская 38 — это обычная жилая 9-этажка, нету там никакого «офиса №2» — это просто квартира на первом этаже. Сразу вспоминается анекдот: «Солидная фирма возьмет в аренду дырокол».
  3. Сборная солянка из наваленных в кучу разнородных «альтернативных» методик, которые никак не вяжутся с названием фирмы. Тут вам и БАДы, и гомеопатия, и приборчики для фолевской диагностики, и псевдо-психология, и апитерапия и даже ветеринария (хорошо хоть не животноводство). Не смотря на заявленную «фунготерапию» на сайте преспокойно существуют разделы БАДов растительного и животного происхождения. Это типично для всех подобных псевдомедицинских контор, поскольку все они работают по принципу «втюхать хоть что-то».
  4. Куча липовых регалий у работающих в фирме «врачей»: членство в фейковых академиях, дипломы по несуществующим врачебным специальностям, курсы повышения квалификации по лженаучным практикам и т. п. У наших «грибников» с этим полный порядок. Директор конторы С.В. Ходун — вообще не врач, а, внезапно, инженер. У него нет ученой степени, но при этом он «академик» некой «Украинской технологической академии», которая на самом деле обычное ГО не имеющее никакого официального статуса. Да и при чем оно к медицине — загадка.
    Г.И. Михайлова у них «врач народной и нетрадиционной медицины, фунготерапевт, гомеопат, валеолог, фитотерапевт… аюрведу изучала в Киевском центре аюрведы „Рассаяна“ - ни одной из этих специальностей в нормальной медицине, естественно, нет, все это лженаучное фуфло.
    У Т.П. Скобниковой в анамнезе курсы по гомеопатии, биорезонансной диагностике и биорезонансной терапии (многократно разоблаченное фуфло), специализация по фунготерапии (нет такой специальности, если что). У П.Н. Николаевой в наличии „курс обучения технологиям информационно-волновой терапии“ (лженаучное фуфло), „электропунктурная диагностика и информотерапия“ (тот же самый метод Фолля, фуфло), „курсы тематического усовершенствования по вопросам гомотоксикологии и лечения антигомотоксическими препаратами“ от Украинской Академии Биологической Медицины (гомотоксикология — это разновидность гомеопатии т.е. фуфло, а „ассоциация“ - очередное трешовое ГО).
    Дальше там все в таком же духе — в прошлом дипломированные врачи, которые в какой-то момент просто решили подзаработать бабла и переквалифицировались в шарлатаны. Это распространённое явление — у шарлатанов хорошо платят, делать ничего не надо, ответственности никакой — лепота! Делается это в большинстве случаев намеренно и с полным пониманием содеянного, но иногда попадаются и врачи-недоучки, верящие во всю эту хрень.
  5. Характерный вид веб-сайта и рекламы, сделанных по стандартному шаблону. Сайты всех подобных контор похожи как инкубаторские цыплята, поскольку тоже делаются по принципу готовой франшизы. „Скелет“ сайта покупается вместе с „лицензией“ на продаваемое фуфло и наполняется контентом СММщиками-фрилансерами (с соответствующим плинтусным качеством). Характерные черты таких сайтов: полоска с флажками государств, куда поставляется продукция (везде одинаковая т. к. дистрибьюторы одни и те же), раздел с „информационными статьями“ которые тупо копипастятся друг у друга, кривая навигация (например, из магазина нельзя попасть назад на домашнюю страницу). Типичным является также безграмотный текст пунктов меню. Например, что такое „методы решения“? А это просто гугл-транслейт с англоязычного шаблона, где был пункт 'solutions'. По-нормальному это должно переводится как „что мы лечим?“.
  6. Ворох нерелевантных, фейковых и просто купленных сертификатов, дипломов и грамот. Например наши „герои“ выложили сертификат участника „форума онкологов и радиологов Украины“. Круто, выглядит, не правда ли? На самом деле этот сертификат просто подтверждает, что участник оплатил оргвзнос и явился на регистрацию за бейджиком. Организаторов, естественно, нужно больно бить по голове за легитимизацию шарлатанов, но отсеять таких участиков на больших конференциях очень сложно. Проблема в том, что в этой говноконторе работают дипломированные врачи (среди врачей есть аморальные люди, сюрприз!), которые могут вполне легально заявляться на любые конференции, выставки и форумы от своего имени, а сертификаты и дипломы идут „в зачет“ их шарлатанской конторе. Обратите внимание на феерический диплом православной выставки-ярмарки „Церковный звон колоколов“ — в ход идут абсолютно любые бумажки с печатями.
    А вот грамота Комітету Верховної Ради України з питань охорони здоров'я „За вагомий внесок у розвиток іміджу охорони здоров'я України“ — это уже очень серьезно. Либо это фейк, либо в 2011 комитет ВР раздавал этим грамоты налево и направо тем, за кого „попросили“ (что меня бы ни разу не удивило). Если шарлатаны и мелкие спекулянты БАДами, снимающие „офис“ в обшарпанной панельной девятиэтажке в спальном районе, олицетворяют собой „имидж системы здавоохранения“, то это многое говорит об этой системе образца 2011 года, согласитесь.
  7. Истории чудесных выздоровлений“. Это неизменный атрибут любых подобных шарлатанов. Пишут это все, естественно, их собственные СММщики, тщательно подбирая ключевые слова и заботливо вставляя перекрестные ссылки на товары из их магазина. Это же касается и отзывов в соцсетях. Конкретно эта контора неаккуратно оставила на свой странице в ФБ открытым раздел оценок, предварительно накидав туда штук 20 оценок „отлично“ от ботов. Как только туда пришли реальные люди и за пару минут заминусовали их в плинтус, раздел с оценками был мгновенно закрыт.


Что делать?

Что можно сделать с подобными шарлатанскими конторами? Глобально с ними можно бороться только комплексно: реформировать медицину, внедрять современные клинические протоколы в онкологии, гнать к черту непрофессиональных врачей и учить новых по новым прогрессивным правилам, сажать коррумпированных главврачей и чиновников от медицины, принимать законы против недобросовестной медицинской рекламы. Этот длинный путь наконец-то начат, но он займет годы. Пока что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если вы увидите где-то рекламу таких контор, то ваши действия могут быть следующими:

  1. Если реклама размещена с нарушениями — жаловаться в КМДА и/или полицию.
  2. Если ее можно сорвать или закрасить — сорвите или закрасьте. На худой конец сделайте приписку „шарлатаны“.
  3. Если реклама висит в поликлинике или больнице — уведомить сначала руководство (оно обычно в курсе и даже в доле, но на угрозы жалоб в МОЗ может отреагировать), а потом МОЗ, якщо маєте час та натхнення.
  4. Если услуги и продукцию таких фирм рекламирует врач — никогда больше не ходите к этому врачу. Он либо безграмотный неуч, либо циничная скотина. Всячески распространяйте информацию о его непрофессионализме.
  5. Не ленитесь ставить нули таким фирмам на любых доступных онлайн площадках — соцсетях, картах, рейтинговых сайтах.
  6. Пытайтесь убедить знакомых онкобольных и их родственников не верить шарлатанам любыми доступными методами. Убеждайте любыми правдами и неправдами, пугайте последствиями, организовывайте сбор денег на лечение, делайте что угодно, чтобы заставить их обратится за помощью к нормальным врачам.

В общем как обычно — думайте головой. А шарлатанам, наживающимся на онкобольных, я хочу искренне пожелать провести остаток жизни на уютных тюремных нарах как убийцам.


Ссылки на остальные серии „штопаного дна“ здесь: https://yesint.livejournal.com/264949.html

Если вы хотите увидеть материал на какую-то конкретную тему, то вы можете поучаствовать в его создании. Перечислите небольшую сумму (сколько не жалко) на карточку ПриватБанка 5168742223114541 и напишите мне в личные сообщения какая тема вас интересует. А можете просто таким образом сказать спасибо автору.