Abstract
О прообразах Волка и Беркута, бессмысленности мудрых советов и желании съесть рыбку при наличии прочих опций

Мир надежен там, где условия его приняты добровольно, а там, где хотите иметь рабов, нечего рассчитывать на верность.
(с) Тит Ливий «История Рима от основания города. Книга IX»


Пока пишется следующая большая статья по истории Древнего Рима, я перескажу довольно известную, но очень поучительную байку.


В 321-м году до н.э. всё римское войско попало в засаду, устроенную самнитами (союзом племён, контролировавшим на тот момент центральную Италию) в Кавдинском ущелье, что в горах на восток от Капуи. Если кто знает украинскую классику лучше латинской, то это почти что мизансцена из «Захара Беркута» – войско заходит в узкую долину, и оба входа в неё тут же перекрываются засеками. Только реки, которою можно было бы их затопить, нет.

Самниты, надо сказать, сами офигели от такой удачи. И тут оказалось, что ни у кого нет плана, что делать дальше. Атаковать – кровавое дело, поскольку римлянам бежать некуда и драться они будут до последнего. Ждать, пока те вымрут с голоду – рискованно, могут подойти подкрепления.

Решили послать вопрос на дом к одному из старейшин, Герению Понтию.

Тот ответил:

– Скажите им «ай-ай-ай, больше так не делайте» и отпустите римлян на волю.

– Дед, ты рехнулся? – ещё больше офигели самниты. – У нас тут всё вражеское войско считай что в плену. Зачем их отпускать?

– Тогда перебейте всех до одного, – передал весточку дед.

Самниты прочитали маляву и после неловкой паузы отбили:

– Дед, ты уж определись. То отпустить, то перебить? Где логика?

Понтий не выдержал, велел запрягать лучшую телегу и через день сам явился в Кавдин. Там он принялся вразумлять молодых:

– Если вы отпустите римлян, то те запомнят наше благородство. На долгие поколения мы получим нехилый бонус к морали и дипломатии, а также покажем всем остальным италийцам, что мы круче и сильнее, потому что можем себе позволить помиловать врага. Если не хотите так, то уж бейте изо всех сил, чтобы на несколько лет у Рима не было опытных воинов и полководцев, а за это время переманите на свою сторону его нынешних союзников. А любой «средний путь» в этой ситуации – это прямая дорога к поражению. Вы не получите ничего, только почешете своё эго.

– Почесать эго? О, так вот что у нас так чешется! – обрадовались самниты. – Спасибо, дед, что подсказал. Эй, телега, вези его обратно в село!

И пока старика Понтия с двойным фейспалмом лобных долей мозга везли домой, самниты передали римлянам следующие условия: вы сдаётесь сами, отдаёте всё оружие, оставляете заложников из самых знатных юношей и клянётесь больше никогда не воевать с Самнием. Ах да, ещё! Вы голыми проходите под ярмом в знак покорности.

Решение далось нелегко, но оба консула согласились ради спасения войска пожертвовать Москвой гордостью. На следующий день самниты соорудили ярмо – «ворота» из скрещенных копий, прохождение под которым означало превращение человека в скот, в раба – и один за другим прогнали через него всех римлян, начиная с офицеров и дальше вниз по иерархии. Перед этим с них сорвали все знаки достоинства и одежду (сейчас бы сказали, до трусов). Тех, кто осмеливался выказывать гнев, убивали на месте.


Так и про­ве­ли их под ярмом, при­чем на гла­зах вра­гов, что было, пожа­луй, самым мучи­тель­ным. Хотя, выбрав­шись из уще­лья, рим­ляне, слов­но выход­цы из пре­ис­под­ней, каза­лось, впер­вые увиде­ли белый свет, но и самый свет для взи­рав­ших на свое столь опо­зо­рен­ное вой­ско был чер­нее мра­ка смер­ти.
(с) Тит Ливий. Книга 9.


Пленные римляне шли домой три дня, но даже в родной город боялись войти при свете дня, так что тайком пробрались под покровом темноты, а потом отказывались выходить из дому из боязни позора. Ведь они теперь были не просто «опущенными» – они ценой своих жизней унизили Великий Рим.

Консулов, заведших войско в ловушку и давших от имени Рима постыдную клятву, вызвали на Сенатский суд. И тогда Спурий Постумий, один из военачальников, предложил:

– Я виновен, но не войско и не Рим. Пускай гнев богов за нарушение клятвы падёт на меня одного. Осудите меня, признайте договор недействительным и выдайте самнитам, как человека, превысившего свои полномочия. А потом идите и отрежьте этим гадам яйца!

Остальные офицеры, вышедшие из плена, согласились, что и с ними следует поступить так же. Пара трибунов пыталась прикрыться своими должностными обязанностями, тогда Постумий предложил их пороть каждый день на Форуме, пока срок магистратуры не подойдёт к концу, а потом тоже выдать самнитам.

Трибуны решили, что лучше без порки добровольно сложить обязанности и отправиться к самнитам общим вагоном.


Самниты на троллинг не повелись и вернули консулов и прочую закованную в цепи братию со словами:

– Забирайте себе обратно такое добро. Мы уже и так поняли, что римлянам на слово верить нельзя, какие бы меморандумы они ни подписывали.

Теперь они возда­ва­ли запозда­лую и бес­по­лез­ную уже хва­лу двум сове­там ста­ро­го Пон­тия, ибо, сбив­шись на сред­ний путь, они про­ме­ня­ли быв­шую в их руках победу на нена­деж­ный мир и, упу­стив слу­чай ока­зать бла­го­де­я­ние или совер­шить зло­де­я­ние, теперь были вынуж­де­ны сра­жать­ся с теми, кого мог­ли либо уни­что­жить навсе­гда как вра­гов, либо обре­сти навсе­гда как дру­зей. (с) Тит Ливий. Книга 9.


Конец у истории немного предсказуем. Римляне разбили самнитов в нескольких битвах, освободили заложников и, взяв после осады в плен, прогнали врагов голыми под ярмом.

Под впечатлением такой внезапной перемены в геополитических раскладах (а до того самниты «держали» всю центральную и южную Италию), многие города и племенные союзы добровольно отдались под защиту Рима и получили в ответ звание друзей и союзников Вечного Города.


Мораль можно придумать разную. К примеру, подумайте насчёт результативности «коллективного покаяния». Или о возможности всех убить. Или о путях к победе.

Впрочем, лично я вас в выводах не ограничиваю...

Acknowledgments

Титу Ливию хвала!

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.