Abstract
О прообразах Волка и Беркута, бессмысленности мудрых советов и желании съесть рыбку при наличии прочих опций
Мир надежен там, где условия его приняты добровольно, а там, где хотите иметь рабов, нечего рассчитывать на верность.
(с) Тит Ливий «История Рима от основания города. Книга IX»
Пока пишется следующая большая статья по истории Древнего Рима, я перескажу довольно известную, но очень поучительную байку.
В 321-м году до н.э. всё римское войско попало в засаду, устроенную самнитами (союзом племён, контролировавшим на тот момент центральную Италию) в Кавдинском ущелье, что в горах на восток от Капуи. Если кто знает украинскую классику лучше латинской, то это почти что мизансцена из «Захара Беркута» – войско заходит в узкую долину, и оба входа в неё тут же перекрываются засеками. Только реки, которою можно было бы их затопить, нет.
Самниты, надо сказать, сами офигели от такой удачи. И тут оказалось, что ни у кого нет плана, что делать дальше. Атаковать – кровавое дело, поскольку римлянам бежать некуда и драться они будут до последнего. Ждать, пока те вымрут с голоду – рискованно, могут подойти подкрепления.
Решили послать вопрос на дом к одному из старейшин, Герению Понтию.
Тот ответил:
– Скажите им «ай-ай-ай, больше так не делайте» и отпустите римлян на волю.
– Дед, ты рехнулся? – ещё больше офигели самниты. – У нас тут всё вражеское войско считай что в плену. Зачем их отпускать?
– Тогда перебейте всех до одного, – передал весточку дед.
Самниты прочитали маляву и после неловкой паузы отбили:
– Дед, ты уж определись. То отпустить, то перебить? Где логика?
Понтий не выдержал, велел запрягать лучшую телегу и через день сам явился в Кавдин. Там он принялся вразумлять молодых:
– Если вы отпустите римлян, то те запомнят наше благородство. На долгие поколения мы получим нехилый бонус к морали и дипломатии, а также покажем всем остальным италийцам, что мы круче и сильнее, потому что можем себе позволить помиловать врага. Если не хотите так, то уж бейте изо всех сил, чтобы на несколько лет у Рима не было опытных воинов и полководцев, а за это время переманите на свою сторону его нынешних союзников. А любой «средний путь» в этой ситуации – это прямая дорога к поражению. Вы не получите ничего, только почешете своё эго.
– Почесать эго? О, так вот что у нас так чешется! – обрадовались самниты. – Спасибо, дед, что подсказал. Эй, телега, вези его обратно в село!
И пока старика Понтия с двойным фейспалмом лобных долей мозга везли домой, самниты передали римлянам следующие условия: вы сдаётесь сами, отдаёте всё оружие, оставляете заложников из самых знатных юношей и клянётесь больше никогда не воевать с Самнием. Ах да, ещё! Вы голыми проходите под ярмом в знак покорности.
Решение далось нелегко, но оба консула согласились ради спасения войска пожертвовать Москвой гордостью. На следующий день самниты соорудили ярмо – «ворота» из скрещенных копий, прохождение под которым означало превращение человека в скот, в раба – и один за другим прогнали через него всех римлян, начиная с офицеров и дальше вниз по иерархии. Перед этим с них сорвали все знаки достоинства и одежду (сейчас бы сказали, до трусов). Тех, кто осмеливался выказывать гнев, убивали на месте.
Так и провели их под ярмом, причем на глазах врагов, что было, пожалуй, самым мучительным. Хотя, выбравшись из ущелья, римляне, словно выходцы из преисподней, казалось, впервые увидели белый свет, но и самый свет для взиравших на свое столь опозоренное войско был чернее мрака смерти. (с) Тит Ливий. Книга 9.
Пленные римляне шли домой три дня, но даже в родной город боялись войти при свете дня, так что тайком пробрались под покровом темноты, а потом отказывались выходить из дому из боязни позора. Ведь они теперь были не просто «опущенными» – они ценой своих жизней унизили Великий Рим.
Консулов, заведших войско в ловушку и давших от имени Рима постыдную клятву, вызвали на Сенатский суд. И тогда Спурий Постумий, один из военачальников, предложил:
– Я виновен, но не войско и не Рим. Пускай гнев богов за нарушение клятвы падёт на меня одного. Осудите меня, признайте договор недействительным и выдайте самнитам, как человека, превысившего свои полномочия. А потом идите и отрежьте этим гадам яйца!
Остальные офицеры, вышедшие из плена, согласились, что и с ними следует поступить так же. Пара трибунов пыталась прикрыться своими должностными обязанностями, тогда Постумий предложил их пороть каждый день на Форуме, пока срок магистратуры не подойдёт к концу, а потом тоже выдать самнитам.
Трибуны решили, что лучше без порки добровольно сложить обязанности и отправиться к самнитам общим вагоном.
Самниты на троллинг не повелись и вернули консулов и прочую закованную в цепи братию со словами:
– Забирайте себе обратно такое добро. Мы уже и так поняли, что римлянам на слово верить нельзя, какие бы меморандумы они ни подписывали.
Теперь они воздавали запоздалую и бесполезную уже хвалу двум советам старого Понтия, ибо, сбившись на средний путь, они променяли бывшую в их руках победу на ненадежный мир и, упустив случай оказать благодеяние или совершить злодеяние, теперь были вынуждены сражаться с теми, кого могли либо уничтожить навсегда как врагов, либо обрести навсегда как друзей. (с) Тит Ливий. Книга 9.
Конец у истории немного предсказуем. Римляне разбили самнитов в нескольких битвах, освободили заложников и, взяв после осады в плен, прогнали врагов голыми под ярмом.
Под впечатлением такой внезапной перемены в геополитических раскладах (а до того самниты «держали» всю центральную и южную Италию), многие города и племенные союзы добровольно отдались под защиту Рима и получили в ответ звание друзей и союзников Вечного Города.
Мораль можно придумать разную. К примеру, подумайте насчёт результативности «коллективного покаяния». Или о возможности всех убить. Или о путях к победе.
Впрочем, лично я вас в выводах не ограничиваю...
Acknowledgments
Титу Ливию хвала!
Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.