Да простят меня те читатели, которые воспринимают события прошедшей войны как семейную, личностную историю, но для того чтобы проанализировать исторический феномен «Дня победы» следует описывать его в терминах религиоведения.
Протоколы кремлевских мудрецов
К 1975 году всем стало ясно что коммунизм, клятвенно обещанный Хрущевым к 1980 году, является не более чем фигурой речи. С такой же проблемой в свое время столкнулись и христианские теологи, когда предсказанный в Библии «Конец света» не наступил сперва в 666, затем в 1000 а потом и в 1066 году. Для того чтобы выкрутиться из неудобного положения, церковники тогда разработали теологическую концепцию Крестовых походов. Точно так же, опасаясь приближения «кризиса веры» поступили большевики.
Запущенное в 1975 году идеологической машиной Кремля брежневское победославие превратило ставшее к тому времени чистой схоластикой «марксистско-ленинское учение» в народный культ. Победославие впитало в себя все приемы ортодоксального византийского христианства. Новое религиозное течение получило своих «архангелов» — полководцев и собственных великомучеников — космодемьянских, матросовых и панфиловцев, жития которых издавались миллионными тиражами. Храмами стали монументальные комплексы, роль молитв взяли на себя военные песни, церковные службы трансформировались в «торжественные митинги», а крестные ходы заменили парады. Даже «первое причастие» большевики «скопировали» у константинопольских богословов — его роль успешно выполнял ритуал приема в октябрята и пионеры. И главное, «марксистско-ленинское победославие» как и византийское христианство, являлось официальной государственной религией, в которой глава государства являлся одновременно и «главой церкви», а священники — госслужащими.
Культ практически в неизменном виде просуществовал до середины восьмидесятых годов прошлого столетия и частично был поколеблен массовыми изданиями «еретической» перестроечной литературы, которая описывала антинародную сущность Кремля и показывала события «Великой отечественной» с другой, далеко не парадной стороны. В этот период «День победы» был скорее символом политических носителей понемногу исчезающей коммунистической идеологии. Однако обнародованные факты ужасов войны, искажения истории и сталинских репрессий, подняв «цену победы» как укрепили культ в качестве «народного праздника».
Часть 2. Вместе с линией партии
Часть 3. Не стареют душой ветераны
Несостоявшаяся реформация
В начале нулевых, после кардинальной смены руководства страны, культ «победославия» был восстановлен почти в полном объеме. 12 июня, День независимости России, позже просто «День России», хоть и сменил в качестве главного государственного праздника большевистское 7 ноября, с точки зрения сформировавшейся за девяностые годы идеологии был неоднозначным. Признание «независимости» РСФСР легитимизировало суверенность остальных республик, ранее входивших в состав СССР, что шло в разрез с нарастающими в стране реваншистскими настроениями. А вот 9 мая, как военный триумф планетарного масштаба и «всемирно- исторического значения» в качестве общенационального ритуального действия вполне устраивал новых хозяев Кремля.
Тени забытых предков
К середине нулевых вполне цивилизованное победославие окончательно деградировало. Из официального, предельно заорганизованного действа оно начало превращаться в нечто, имеющее все признаки языческого культа и вскоре получило меткое название — победобесие.
В том, что это именно языческий культ, а не религия можно легко убедиться. То, что еще в начале девяностых было бы воспринято как святотатство — георгиевские ленточки на водке и презервативах, откровенно стебная и сексуальная визуализация военной формы и орденов, нынешним населением РФ воспринимается вполне нормально и позитивно.
Интересным подтверждением языческой сути нового «Дня победы» является также и то, что зачастую российские дизайнеры изображают на своих «победобесных» плакатах фотографии и изображения солдат США, Германии и даже украинской армии. Это не просто невежество — это новое мировозрение, где суть явления просто никого не интересует.
Новый культ покоится на трех столпах, имя которым — великорусский шовинизм, патернализм и реваншизм.
Россияне, приподнявшись на нефтедолларах и поездив по турецким курортам, снова начали ощущать себя «великой нацией», которой нужен «великий отец». Новый «деятельный» президент Путин готовился к этой роли и активно примерял корону «спасителя отечества». Все больше в сознании «широких народных масс» развал СССР воспринимался как «национальное поражение», которое требовало «собирания земель». И этому культу, как и любому другому, требовались свои символы и свои ритуалы. И они вскоре возникли.
Сегодня характерными внешними чертами победобесия служат георгиевская ленточка, эстетика милитарной одежды тридцатых-сороковых годов (пилотки, гимнастерки) а также флешмоб «бессмертный полк» и слоганы «Спасибо деду за победу», «Можем повторить».
Сначала появилась пиар-кампания «Георгиевская ленточка». Говорят, что ее придумали в 2005 году в редакции «РИА Новости». Черно-оранжевая символика в победославии играла второстепенную роль. «Царская» символика, к тому же использовавшаяся во время войны власовской РОА, служила скорее элементом декора. Сначала, вероятно, она воспринималась как «цветовой ответ» ответом на оранжевую ленту, которая стала символом украинского Майдана, но вскоре зажила своей жизнью.
В период с 2005 до 2008 года георгиевская ленточка заполонила Россию, став идентификатором патриотизма. Ее цепляли на одежду, автомобили, детей. Использовали в телевидение и для наружной рекламы. С этого времени «День победы» ассоциируется именно с оранжево-черным цветовым рядом.
После российско-грузинской войны 2008 года, завершившейся «освобождением» Южной Осетии, культ победы приобрел отчетливые черты реваншизма. Строка из песни Соловьева-Седого и Дудина , прозвучавшей в 1954 году в фильме «Максим Перепелица» «Мы прошли прошли с тобой полсвета, Если надо — повторим» стало национальным слоганом России. Внешне культовый реваншизм был обращен на «условную Германию», но по сути выражал стремления к «восстановлению СССР». Об этом ярко свидетельствуют многочисленные фотографии , где надпись «на Берлин» и «можем повторить» нанесена на «фашистские» Фольксвагены, Мерседесы и Ауди.
Нашего полку прибыло
Визуальное выражение культа победобесия , как любое «истинно народное творчество» уродливо и ужасно. Кургузые гимнастерки на годовалых детях. Низкопробная танцевальная самодеятельность. Девицы с орденами, лентами и «деньпобедными» тату на интимных местах. Размалеванные нелепыми фразами автомобили. Топорные модели танков, прицепляемые в самых неожиданных местах. Все это — сегодняшнее 9 мая в России.
Российский бизнес отлично эксплуатирует культ, превратив его в хорошо продаваемую бесплатную франшизу. Ведь любой язычник с большей радостью приобретет товар, украшенный георгиевской ленточкой. «Ночь победы» стал ежегодной рекламной акцией увеселительных заведений.
«Бессмертный полк» — «неофициальные» шествия где проносят по улицам портреты своих воевавших родственников. Тем, кому было в 1945 году 20 лет сейчас 93 года. И это не ветеранам, а гражданам СССР вообще, даже тем кто всю войну провел в тундре и пас оленей. Потому собирать ветеранские марши с каждым годом становилось все сложнее и сложнее. Как организованное движение «полк» возник в 2012 году и был активно поддержан правительством. Вполне вписываясь в систему языческих ритуалов с их неизменным культом поклонения предкам, марши «бессмертных полков» пришли на смену ранее проводившимся «маршам ветеранов».
Сделав языческий культ победобесия неофициальной государственной религией, Кремль тем самым пошел по пути гитлеровского фашизма. Россия возвращается в средневековье. Патернализм на глазах превращается в монархию, реваншизм дал кровавые всходы в виде цепочки гибридных войн, а шовинизм прямо на глазах принимает все более уродливые, иррациональные формы.
Что празднует сегодня языческая Россия ? Тень, а не день победы. А если точнее — ночь...
Страница автора на Фейсбук https://www.facebook.com/surkov.blog/