После семнадцатилетнего «поражения в правах» день победы был наконец реабилитирован. 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем был «избран» Леонид Ильич Брежнев. А через четыре месяца Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1965 года 9 Мая был объявлен нерабочим днем и «всенародным» (то есть государственным) праздником.

Повод был вполне подходящий - двадцатилетний юбилей. Коммунисты чуть ли не с первого дня прихода к власти в стране обожали круглые даты. Истинной же причиной брежневского «победолюбия» стало изменение политического климата в стране.

Часть 1. Почему 9 мая?

Часть 2. Вместе с линией партии

Обещанный Хрущевым к восьмидесятому году коммунизм наступать явно не собирался. Валить все проблемы на последствия «культа личности» через 12 лет после смерти Сталина тоже как-то не получалось. Новому «вождю» потребовалось новое вероучение, которым стал псевдоисторический эгрегор «Великой отечественной войны».

Подготовка к сакрализации «Великой отечественной» началась еще до прихода к власти Брежнева. В 1963 году увидел свет шеститомник - "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945 гг." , ставший фундаментом для всех последующих работ, от мемуаров военачальников и до киносценариев.

Что было проделано за этот период:

- События, не вписывающиеся в рамки 22 июня 1941- 9 мая 1945 были выведены за «исторические скобки».

- Роль союзников в победе над Германией, Италией и Японией предельно занижена.

- Последствиями войны стало объясняться явное экономическое отставание СССР и полунищее существование большей части его граждан.

- Началась сакрализация ветеранов. Было осуществлено масштабное расширение объёма льгот и круга лиц, которым они предоставлялись.

Уже начавший формироваться к тому времени образ «народа-победителя», мессии, носителя «самой передовой в мире идеологии», который ценой страшных жертв «спас весь мир от коричневой чумы» нуждался в главном ежегодном ритуале. Именно таким ритуалом и стал «День победы 2.0»

По сценарию возрожденный парад мало отличался от Парада Победы 1945 года. По количеству участвовавших войск не уступал, по количеству техники даже превосходил. Знамя победы пронесли Егоров и Кантария. Бросания немецких флагов под Мавзолей по вполне понятным причинам не было.

В десятилетие от 1965 до 1975 года празднование Дня победы прошло трансформацию от «победолюбия» до «победострастия» и к тридцатилетнему юбилею советский народ получил в свободное использование новую версию пропагандистского продукта «День победы 2.1»

Как это происходило, можно отследить по датам выходы на экраны фильмов о «Великой отечественной», ведь еще со времен Ленина именно этот вид искусства использовался большевиками в качестве главного инструмента пропаганды.

После войны Сталин разрешил выпустить на экраны всего три "военных фильма", которые были исполнены в рамках уже сформировавшегося канона.

1946 - «Небесный тихоход»

1947 - «Подвиг разведчика»

1948 - «Повесть о настоящем человеке»

Во времена Хрущева военную тематику явно не жаловали. За десять лет вышло всего четыре заслуживающих внимания ленты, причем три из них откровенно артхаусно-фестивальные, и один (Судьба человека) обыгрывает политический момент «оттепели».

1957- «Летят журавли»

1959 - «Баллада о солдате», «Судьба человека»

1962 - «Иваново детство»

Судя по трем вышедшим еще до воцарения Брежнева картинам 1964 года - «Отец солдата», «Живые и Мертвые», «Жаворонок» - формирование нового образа войны не было исключительной заслугой «дорогого Леонида Ильича» и его команды. Просто время пришло.

А вот десятилетие, прошедшее между двумя юбилеями оказалось самым урожайным и сформировало эстетику «победострастия». Практически все культовые военные фильмы увидели свет между 1967 и 1976 годом.

1967 - «Женя, Женечка и Катюша», «Хроника пикирующего бомбардировщика»

1968 - «Щит и меч», «На войне как на войне», «Это было в разведке»

1968-1971 - «Освобождение»

1969 - «На пути в Берлин»

1971 - «Офицеры»

1972 - «А зори здесь тихие», «Командир счастливой «Щуки»

1973 - «В бой идут одни старики», «Семнадцать мгновений весны»

1973-1976 - «Дума о Ковпаке»

1974 - «Горячий снег»

1975 - «Они сражались за Родину», «На всю оставшуюся жизнь»

1976 - «Аты-баты, шли солдаты»

В 1975 году с празднованием 30-летия победы этот день превратился в помпезно-угарный праздник.

Раскрутка «дефицитных» фильмов по телеканалам начиналась примерно за неделю. Радиоэфиры заполняли пафосные песни и героические программы. По школам и ВУЗам проводились политизированные мероприятия и встречи с ветеранами. Страну наводнили храмы новой религии - вечные огни, могилы неизвестного солдата, колоссальные монументы. Все это по совокупности и закрепило в «народной памяти» тот образ войны и победы, который, имея мало общего с реальностью, сохранился и по сей день.

Кстати о народной памяти. Еще Владимир Высоцкий на своих концертах говорило о том, что многие ветераны совершенно искренне утверждали что слышали на войне его песни, созданные после 1965 года. «Ложные воспоминания», которые формируются в сознании человека, который перенес тяжелый стресс - явление хорошо известное в психологии. Именно его и использовали в своей пропаганде партийные пиар-технологи, чтобы сформировать и закрепить в памяти целого поколения устойчивую «картинку», источником которой на самом деле является художественный вымысел.

После «массированной накачки» наступило относительное затишье. В конце семидесятых - начале восьмидесятых фильмы о войне выходили неплотно.

1977 - «Солдат и слон»

1980 - «Мерседес уходит от погони»

1983 - «Торпедоносцы»

1985 - «Батальоны просят огня»

С началом «перестройки» и до наших дней эгрегор «Дня победы» прошел еще одну трансформацию, в версию 3.0, от «победострастия» до «победобесия».

Но это уже другая история.


Страница автора на Фейсбук https://www.facebook.com/surkov.blog/

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація