УПЦ МП сделала свой выбор — уход в контрпродуктивную изоляцию.
Специально для Cerkvarium
По мере того, как дело движется к Томосу и появлению украинской автокефальной церкви, поведение «самой крупной православной церкви в Украине» начинает вызывать обоснованные переживания о состоянии ее здоровья. Заявления спикеров УПЦ МП становятся все более кликушескими, а действия епископата – все более неадекватными. Народ пока безмолвствует.
Уже всем понятно, что в своем большинстве епископат УПЦ МП не вольется в поместную церковь – это просто не их формат. Ну, не живет верблюжья колючка в черноземье, сколько песка ей ни подсыпай. Сложно сказать, на что рассчитывал Президент Петр Порошенко, приглашая этих утративших чувство реальности людей на встречу. Может, хотел дать последний шанс. Который не получка, не аванс, и выпадает только раз. Но есть у некоторых особый талант – накрывать все шансы медным тазом.
Назначенная на 13 ноября встреча главы государства и руководителей УПЦ МП не состоялась. Видите ли, приглашающая сторона не пришла на церковную территорию приглашенных. Нет, это не оговорка. Оставим в стороне даже тот факт, что формально Киево-Печерская лавра, куда синодалы зазывали Президента – это собственность государства Украина. Которое вправе эту церковную территорию и урезать. Но это крайний шаг, конечно. Не будем также зацикливаться на проявлении недостатка дошкольного воспитания у церковников, чье сознание осталось в эпохе феодализма.
Посмотрим на ситуацию прагматично. Государство Украина (чьи интересы представляет и Президент), начиная с 1990 года, не упускало случая отдавать на дела богоугодные свои ресурсы. То землю в несколько гектаров выделят под строительство храма или монастыря. То за счет бюджета что-то там «отреставрируют». То передадут в долгосрочное пользование памятники культуры (и даже объекты, признанные наследием ЮНЕСКО). То осыплют самыми разными льготами – налоговыми и коммунальными. То, чего греха таить, закроют глаза на небольшие свечные заводики при церквях. Не станут интересоваться происхождением поместий некоторых епископов. Эт цетера, эт цетера. И вот теперь отягченная огромным имуществом, почетом и статусом церковная юрисдикция решает, что пора поиграть в гонения и покошмарить власть. Вот хотим быть владычицами морскими, и чтоб все у нас были на посылках. Раньше же все давалось по щелчку пальцев – почему б не пощелкать еще?
Итак, Президент приглашает архиереев УПЦ МП на разговор. В конце концов, по словам митрополита Черкасского Софрония (сторонника автокефалии, кстати), никто с УПЦ МП не советуется, ни о чем не спрашивает и ничего не предлагает. Вот, предложили. В ответ архиереи в лице Синода неожиданно баррикадируются в Лавре, и натужно пытаются 4 часа выдавить из себя оправдание своей паники. В итоге получается пшик, и на помощь зовут весь епископат. Наконец, на сайте Информационного отдела УПЦ МП один за одним появляются несколько текстов.
Сначала – заявление Собора епископов УПЦ относительно встречи с Президентом Украины П. А. Порошенко. В заявлении отмечается, что власть действует против церкви, а потому «церковные вопросы должны обсуждаться на церковной территории». После чего епископы предлагают Президенту перенести место встречи в Лавру. Мол, Президенту это надо – пусть едет сюда, а нам это не надо, нам и так хорошо. Нет смысла объяснять, что формулировка «церковные вопросы – на церковной территории» не выдерживает никакой критики. Желающие покопаться в интернете найдут сотни ссылок, когда церковные вопросы таки решались в районных и городских администрациях, в Верховной Раде, в помещениях органов МВД и прочих, как оказывается, не приспособленных для этого дела местах. Если же будут возражать, что выпрашивание денег на храм – вопрос не церковный, то тогда за что церковными наградами жаловали меценатов?
Второй текст – постановление этого же собора, в котором епископат разразился (или подписал то, что ему скороспешно принесли) аж двенадцатью пунктами затертых бородатых инвектив. Хочется сопроводить эти реперные точки краткими комментариями.
УПЦ принципиально поддерживает территориальную целостность Украины. Иными словами, тех представителей УПЦ, которые благословляют пророссийских боевиков на Донбассе, освящают российское оружие в Крыму, принимают у казачков присягу «на верность Отечеству (российскому)», руководство этой «украинской» церкви или не замечает, или не считает нарушающими целостность Украины.
УПЦ самоуправляемая, независимая и самостоятельная церковь – какой вам еще автокефалии надо? Все б хорошо, да вот почему-то Архиерейский собор РПЦ учреждает епархии УПЦ, назначает туда своих архиереев (последний случай – с Иовом Смакоузом, до того был Платон Удовенко), решает за УПЦ, ехать ли ее представителям на Всеправославный собор на Крит, разрывать ли канонические отношения с Константинополем и т.д.
УПЦ за уврачевание раскола, но уврачеванные должны покаяться – только этот путь каноничен. Тогда будем считать, что восстановления общения между РПЦ и РПЦЗ – неканонично.
Участие Церкви в политике противоречит природе Церкви. О, майн Готт. Равноапостольный император Константин переворачивается в гробу. Вот совсем недавно Сербская церковь разразилась заявлениями по Косово и Метохии настолько политическими, так даже президент Вучич публично возмутился. В общем, после Миланского эдикта Церковь осталась без своей природы.
Церковное разделение преодолевается без вмешательства государственных, политических и внешних сил. Тут улыбнулись россияне, болгары, греки, румыны. Ну, вы поняли: quod licet Jovi, non licet bovi. И не дадим государству выполнять свои обязанности, наложенные Законом о свободе совести!
Название «Украинская православная церковь» будет защищаться всеми доступными правовыми способами. Да пожалуйста, напугали ежа своими угрозами. Автокефальная поместная церковь будет называться без привязки к названию титульной нации – «Православная церковь в Украине». Таким образом, решается проблема церковной моноэтничности. А вот у УПЦ такая проблема как раз появляется.
Все последние решения Константинополя неканоничны и недействительны. Константинополь каноны извращает, церковную историю трактует спекулятивно, и вообще сам встал на путь раскола. Вот уж воистину с больной головы на здоровую. Раскольник тот, кого первого в этом обвинили. В конце концов, над самим митрополитом Онуфрием нависла угроза оказаться в раскольниках через непоминание Вселенского патриарха. Поэтому лучшая защита – нападение.
Евхаристическое отношение с Константинополем невозможно. «Слава Богу» — вздохнул, наверное, Константинополь. – «Хоть прекратится регулярное шастанье этих лицемеров на Афон».
Константинополь должен вступить в диалог с УПЦ. Позвольте, так Константинополь уже вступил – на путь раскола! И как общаться с раскольниками, с кем разорвано евхаристическое общение?
Митрополит Онуфрий будет писать обращения предстоятелям поместных церквей, пытаясь их втянуть в наши разборки. Однако уже больше полугода РПЦ со всей мощью своей дипломатии кнутами и пряниками пытается выбить из поместных церквей радикальные заявления в пользу УПЦ. Пока получается слабенько.
Наконец, собор призывает своих чад готовиться к гонениям.
Переходим к третьему документу – Журналам заседания Синода от 13 ноября. Главный месседж – Константинополь грубо нарушает каноны и действует деструктивно. Поэтому УПЦ разрывает с ним все отношения на всех уровнях. Заодно это решает проблему с патриаршьей ставропигией в Андреевской церкви – это больше не «церковная территория».
Если исходить из постулатов уголовной логики, такие собрания с вынесением коллективных заявлений — не что иное, как навязывание круговой поруки. Чтоб никто их подписантов не мог потом сделать свой личный выбор. Это будет названо предательством, клятвопреступлением и нарушением архиерейской присяги. С вынесением «смертного приговора» для любого епископа – лишения сана. Но если в начале 90-х это действительно вызывало приступы панического ужаса, то сегодня, после примера канонической реабилитации лишенных сана глав Киевского патриархата и УАПЦ, у «предателей» появляется альтернатива. В конце концов, сравнивать полномочия Константинополя и Киева просто смешно.
Из всего этого понятно, что в дальнейших попытках руководства государства пообщаться с церковной верхушкой филиала РПЦ нет никакого смысла. Пустая трата времени и денег налогоплательщиков на мероприятия по охране мест встречи. Тем не менее, как стало известно в последний момент, часть епископов УПЦ таки прорвалась в Украинский дом – изначально запланированное место встречи, и таки провела с Президентом конфиденциальную беседу. Что ж, скоро узнаем о ее результатах.