Рано или поздно отставание Украины от цивилизованного мира станет настолько катастрофическим, что Президенту придётся провести те же реформы, которые провели подавляющее большинство стран мира на всех континентах. Это может сделать Президент сегодня, или придётся делать следующему. Я не говорю о том, что ничего не делается сейчас. Делается. Но все окружающие нас страны не стоят на месте и бегут гораздо быстрее нас. Мы отстаём по скорости перемен.
Независимо от персоналий у власти и географического положения политика реформ для перехода стран к рыночной экономике стандартна, для неё даже есть название — Вашингтонский консенсус. Для каждой страны набор мер индивидуален, ведь азиатскому миру присущ коллективизм, а европейскому — индивидуализм, но основной вектор для всех – это либерализация, т.е. уменьшение роли государства во всех сферах жизни общества, и прежде всего — в экономике. И в нашей стране сегодня уменьшить эту роль может только Президент, как самый влиятельный политик, как чиновник с самыми большими полномочиями.
Вы можете представить реформу медицины или образования без участия аппарата Президента или Блока Петра Порошенко? Нет, этого просто не может быть. Только если Президент решил что-то сделать — это проходит быстро и гладко — и Парламент быстро голосует, и Президент сразу подписывает. И только те инициативы, которые затрагивают чувство достоинства активной части общества, такие как изменения в Конституцию, позиция в войне, статус оккупированных территорий — могут быть заблокированы гражданами. А реформы граждане принимают на ура.
Любые перемены должны начинаться с постановки цели, с создания видения этого будущего. Не зря ведь пишутся стратегии и концепции... В 2014 году окружением Президента было представлено видение будущего «Стратегия 2020». Даже на тот момент это был очень слабый документ, в котором власти отводилась роль сборщика налогов и наблюдателя за «сумлінною працею громадянського суспільства».
Стратегия не обсуждалась в обществе, у неё не было авторов, и как результат — мертворождённый документ с навязываемым обществу общественным договором.
Естественно, что с таким видением Президент шёл эти три года с завязанными глазами, натыкаясь в темноте на препятствия. Политика Президента превратилась в рефлексию, когда цели ставятся извне — обществом, друзьями, советниками (и местными, и иностранными)... Основное противоречие в политике Украины — отставание реформ от развития общества. Люди хотят жить в свободной европейской стране, а законодательное поле и чиновничий аппарат остаются в форме авторитарного архаичного болота, не дающего частной инициативе сделать страну процветающей. Вопрос собственности не решён. Приватизация государственных предприятий заблокирована, действует мораторий на продажу земли, тормозится развитие частных школ и больниц. А лозунг и политика «Держава турбується про тебе» погружает страну в брежневские времена застоя, когда из высоких кабинетов члены Политбюро приказывали коровам доиться и пшенице расти.
Сегодня необходимо сформировать новое видение будущей Украины. Это видение должно быть таким, что само движение к нему будет несовместимо с существованием архаичного контроля, архаичного способа хозяйствования. Это видение должно быть конкретным. Оно должно вдохновлять людей на сотрудничество с властью, люди должны видеть улучшение в своих кошельках, а не слышать о них из уст Премьера. Видение должно быть простым и понятным каждому украинцу. Оно должно освобождать людей от непомерной государственной опеки. Оно должно не выталкивать людей и капиталы из страны, как это происходит сейчас, а привлекать их на эту территорию.
Война, экономика и самоуправление - вот три кита, на которых я предложил бы строить такое видение. Не 60 реформ без приоритетов, а ТРИ основных точки приложения усилий. Три конкретных обещания людям. Не требование от людей жертв, ограничений и добросовестного труда в скотских условиях, а ограничения для себя (для чиновников) и человеческие условия для людей без любых требований. Власть должна понять — у них нет морального права чего би то ни било требовать от людей.
Война — милитаризация общества, чёткая ОТКРЫТАЯ стратегия реформирования армии, публичная коммуникация и общественные обсуждения необходимых изменений. Нацеленность на людей, которые любят, умеют и хотят воевать. Военная политика ДЛЯ этих людей. Доступ к оружию для граждан, обеспечение права защиты своей жизни и своего имущества с помощью оружия. Либерализация рынка производства вооружений. Разработка и покупка электронных, дистанционных, беспилотных механизмов.
Война — строительство фортификационных укреплений, или так называемой «стены» вдоль всей границы с РФ. Прекращение смертей наших солдат под обстрелами и по халатности. Бетон, бетон, бетон и уничтожение всего, что носит признаки «военного» на временно оккупированных территориях. Взятие этих территорий под ракетный и беспилотный зонтик. Простите, если я употребляю неверные термины.
Война — резервистское движение. Предоставление полигонов, оружия для граждан, желающих освоить военное искусство. Коммуникация такой политики. Участие прошедших АТО в подготовке резервистов. Обучение стрельбе, тактической медицине, боевому взаимодействию между собой и с армией.
Для достижения такой цели прежде всего должна произойти смена генералитета. Какую бы вы стратегию не разработали, что бы вы не пытались внедрить — you can"t teach an old dog new tricks — старую собаку новым трюкам не научишь. И это нужно правильно коммуницировать — поблагодарить, и на заслуженный отдых.
Экономика — прежде всего снятие обременительного контроля с частных предприятий. Ликвидация, ликвидация, ликвидация — экономических силовых подразделений ГПУ, СБУ, МВД, ДФС, пожарных, трудовых, экологических, санитарных, медицинских, образовательных инспекций. Частные предприятия, частные детские садики, частные средние школы, частные медицинские учреждения — полное снятие государственного контроля. Государство может разрабатывать какие-то программы, может рекомендовать, но частные заведения должны быть полностью автономными. Это залог инноваций. Это база инновационной экономики. Не надо насильно закрывать государственные заведения, надо просто не мешать новым частным.
Экономика — адаптация западной сертификации. Если оборудование, машина, прибор имеют западный сертификат — никто не имеет право требовать повторной сертификации в Украине, как это происходит например с медицинским оборудованием. Если товар не производится в Украине — никто не имеет права требовать оплаты ввозных пошлин, как это происходит с иностранными автомобилями и спецтехникой. Граждане должны иметь право покупать лучшие образцы западной техники на тех же условиях, что и граждане соседних европейских стран.
Экономика — уменьшение процента ВВП перераспределяемого через бюджет. Финансовая и валютная либерализация. Мы застряли на этапе "макроэкономической стабилизации" и уже второй год гордимся этим и не идём дальше. Необходимо радикальное сокращение государственных расходов и ликвидация устаревших государственных структур.
Экономика — налоговая либерализация. Полная автоматизация взаимодействия налогоплательщика с государством. Полная автоматизация формирования и подачи отчетности. Расширение упрощенной системы налогообложения, снятие ограничений по верхним пределам оборота и по видам деятельности. Упрощение общей системы налогообложения путём ликвидации налога на прибыль. Уменьшение размера налогов на труд, максимальное приближение налогообложения фонда оплаты труда предприятия к единому налогу ФОП. Автоматизация уплаты налогов на землю с одинаковыми ставками по всей стране. Ликвидация льгот по уплате любых налогов.
Экономика — ликвидация социальных фондов и солидарной пенсионной системы. Переход к страховому рынку и самостоятельному накоплению гражданами своих пенсий. Действующие пенсии выплачивать из бюджета. Ресурсы для повышения пенсий — прекращения контрабанды, нелегальной добычи полезных ископаемых, реальное начисление ренты, ликвидации льгот по земельному налогу, ликвидации льгот по НДС, экономии на ликвидации самих социальных фондов.
Экономика — это приватизация и рынок земли. Приватизация подавляющего большинства предприятий. Продажа с/х земель только между гражданами Украины. Коммуникация, коммуникация и ещё раз коммуникация с гражданами в вопросах эффективного использования коллективной собственности.
И, наконец, самоуправление. Под словом "самоуправление" я имею ввиду устройство власти, разделение полномочий, ответственность должностных лиц.
Самоуправление — это прежде всего новое законодательство о выборах.
Самоуправление — это люстрация и декоммунизация — никто из создавших сегодняшнюю государственную систему не должен больше принимать участие в управлении страной. Это простой в реализации критерий. Если человек занимал высокие должности до 2014 года — он больше не имеет права ни назначаться, ни избираться. Да, возможно мы потеряем сотни честных и порядочных политиков, но это необходимая жертва для прихода к управлению страной настоящей элиты общества.
Самоуправление — это усиление роли общественных организаций, Рад Доброчестности не только для анализа "доброчестности" судей, но и кандидатов в чиновников, кандидатов в депутаты и кандидатов в президенты.
Инициатором таких перемен сегодня может стать только Президент. Либо сегодняшний, либо следующий. Но для этого он должен обладать таким (или подобным) видением, такими глазами — построить новое государство с минимальными функциями и отдавать всё больше и больше инициативы гражданам.