Любые инициативы имеют шанс, когда у них есть «ножки». Лоббисты, способные проследить, чтобы документы не легли «под сукно». В этом и состоит проблема Крыма – темы, связанные с полуостровом, в Киеве почти не имеют сопровождающих.
Поэтому президентский законопроект, посвященный теме гражданства, стал для всех неожиданностью. Никто из экспертов, занимающихся темой Крыма, не знал о его подготовке. Возможно поэтому он и получился довольно «сырым».
Если сосредоточиться на «крымском аспекте» законопроекта, то он прост. Предлагается лишать украинского гражданства тех, кто:
1. Получил в Крыму российский паспорт и затем проголосовал на российских выборах.
2. Выполнил обязанности, которые на него возлагаются иностранным гражданством.
В качестве подтверждения предлагается использовать официальные российские реестры. А дополнительными полномочиями по контролю — наделить пограничников и таможенников. И тут сразу возникают вопросы.
Дело в том, что после аннексии российские паспорта раздавали в Крыму без изъятия украинских. Фактически, у всех жителей полуострова сейчас на руках два документа. А если даже у кого-то изъяли бумажный паспорт с тризубом – он всегда может его восстановить в украинском консульстве в Краснодарском крае.
Нужно понимать, что после аннексии российские власти сделали все, чтобы ограничить число «отказников» — тех, кто не собирался получать паспорта и был готов вместо этого получить вид на жительство. Поэтому отказ от российского паспорта можно было оформить лишь в трех городах и в течении двух недель. В результате, отказаться от российских паспортов успело лишь около трех тысяч крымчан. Всех остальных автоматом записали в граждане РФ.
Причем, фактическое получение бумажной книжечки на этот статус не влияло. Олег Сенцов, например, не получал российский паспорт – но и отказ от него не успел написать. В результате, его сегодня в РФ судят как российского гражданина. А все его ходатайства с требованием относиться к нему как к гражданину Украины суд отклоняет.
Официальный Киев неоднократно заявлял, что российские паспорта, выданные крымчанам, не признает и основанием для лишения украинского гражданства не считает. Нынешний законопроект эту позицию лишь подтверждает.
Но законопроект предлагает лишать гражданства за участие в выборах и срочную службу в российской армии (второй пункт можно расшифровать именно так). И это очень сомнительная идея.
Потому что восемнадцатилетние крымские призывники встретили аннексию в 14-летнем возрасте. Попытка «закосить» от армии чревата для них в РФ уголовным делом. А автоматическое лишение гражданства за «юность в сапогах» будет с каждым годом отсекать от украинского материка тех, кто успел родиться после 1991 года. По сути, Киев сам отдает Москве то поколение, которое успело вырасти в Крыму при Украине.
Вдобавок, лишение гражданства за участие в выборах – тоже не лучшее решение. Во-первых, Москва сознательно накачивает в Крыму явку – чтобы доказать всем лояльность украденного региона. Неучастие в выборах может быть чревато, в том числе, лишением работы. Конечно, диванное воинство ждет от крымчан партизанщины и пущенных под откос составов – и потому скажет, что потеря работы не такая уж и большая плата за принципиальность. Но на то они и диванное воинство.
К тому же в законопроекте написано, что украинского гражданства могут лишить и за то, что человек воспользовался «иным правом», которое дает ему российский паспорт. Резиновая формулировка, которую можно натянуть даже на покупку и оформление автомобиля по российским законам. Если ее не уточнить – появляется масса поводов для злоупотреблений.
Иллюзий по поводу пограничной и таможенной службы нет. Им хотят дать в руки огромный коррупционный рычаг – чтобы они могли кошмарить любого на пункте пропуска между Крымом и херсонской областью.
Сегодня Украина считает преступниками тех, кто нарушил в Крыму воинскую присягу, присягу госслужащего, тех, кто работает в органах власти и тех, кто организовывает выборы. Если они приезжают на материк – их задерживают. И зачем расширять список «отверженных» — не очень понятно.
Потому что Киев добьется лишь того, что большинство жителей полуострова как огня будут бояться любых разговоров о восстановлении терцелостности Украины. В то время как сейчас этого боятся лишь те, кто успел присягнуть новым флагам. Банковая рискует восстановить против Украины инертное крымское большинство. То самое, что сосредоточено на бытовом выживании и не особенно интересуется политикой и флагами. Очень сложно будет доказывать международным партнерам необходимость возвращения полуострова, если на нем будут жить люди, отвергнутые самой Украиной.
По сути, нынешний законопроект не усиливает позиции Киева по крымскому вопросу. Те, кто лоялен Москве, на украинский материк и сейчас предпочитают не ездить. Если задача в том, чтобы не ездил никто – то с ней законопроект справится. Но только лишь с ней.
Эмоциональные обобщения о том, что в Крыму живут одни предатели, оставьте при себе. Речь о простой инструментальности. Украине нужно сохранить лояльных себе людей на полуострове – чтобы иметь шанс говорить о возвращении региона. Либо можно ритуально помахать саблей – и превратить равнодушных во врагов.
А потому за судьбой законопроекта стоит проследить.