Говорят, что новый премьер Украины — Алексей Гончарук — талантище, молодой доктор наук, и т.д. и т.п. Вполне может быть, посмотрим. Я, правда, смотрю на его биографию, и пока в это не очень верится.
Прежде всего, высшее образование у него не выглядит таким уж высшим — Нац. академия госуправления при президенте Украины. Т.е. место, где обучают не мыслить, а руководить. Куда идут не за знаниями, а за карьерой. (Замечу, что стремление к карьере я считаю совершенно нормальным качеством, но из сделавших карьеру уважаю лишь тех, чья квалификация и культура полностью соответствуют месту.) Иными словами, образование Гончарука вызывает у меня скорее недоверие. Прав я или нет в своём недоверии — время покажет.
Дальше. Он вовсе не доктор наук в привычном смысле (когда сперва кандидатом наук становишься, а потом, если заметный вклад в науку получится сделать, и доктором; по-западному этот титул именуется doctor habilitated). Научная степень Гончарука соответствует кандидатской степени, а не докторской. Но здесь Гончарука не в чем упрекнуть, это, скорее, безграмотные журналисты путаницу вносят.
По специальности Гончарук юрист и специалист по защите инвестиций. Так, по крайней мере, выглядит его биография. И потому от него ожидаются шаги, которые улучшат самочувствие прежде всего среднего бизнеса, что должно способствовать укреплению и развитию так называемого среднего класса, пока ещё очень хиленького у нас. Однако то, что я слышу от него в качестве первых предложений, вызывает, мягко говоря, оторопь. К примеру, он сразу же высказался о необходимости легализации игрового бизнеса. Вот, оказывается, что должно обеспечить приток денег в бюджет по мнению этого юриста, учившегося лишь руководить. (Остряки уже советуют: подскажите премьеру, что наркобизнес тоже давно в тени мыкается, и если его легализовать, то бюджет аж захлебнётся от притока финансов...)
Похоже, что в Нац. академии госуправления некому рассказать студентам, что в экономике работают такие же законы сохранения, как и в природе. Что ничего из ничего не появляется и никуда бесследно не исчезает. И что игровой бизнес в принципе не может создавать никакой прибыли, что он лишь перераспределяет деньги внутри государства, обеспечивая доход лишь владельцам бизнеса за счёт пригравших. Т.е. государство в целом от легализации игрового бизнеса ничего не получит. Точнее, получит лишь налог с владельцев, но источник этого налога — лишь деньги проигравших. Деньги, изъятые из экономики, т.к. никакого товара на них не куплено (Не знаю, насколько оправданной является эта ассоциация, но мне почему-то вспоминается гос. монополия на продажу водки в кабаках Российской империи, которая давала иллюзию дохода в бюджет. Иллюзию — потому что обратной стороной этого «дохода» было спивание и тотальное обнищание крестьян, которое не могло быть выгодным государству, если не о деньгах, а именно о государстве заботиться.) Легализация игорного бизнеса могла бы быть разумной лишь в процветающей стабильной стране, где есть как гарантии неучастия бизнеса в отмывании криминальных денег, так и в притоке средств из других стран. Ни того, ни другого в Украине и близко нет. А значит — идея эта либо идиотизм, либо сознательная игра в пользу криминального бизнеса.
Дальше. Гончарук предлагает приватизировать Укрзалiзницю, оставив в госсобственности лишь рельсы. Я пытался понять мотивацию этого предложения, но у меня не получилось. Наверное, потому что я не юрист. Которому важно лишь законность соблюсти, а логика — это нечто вторичное. И надо мной не висит необходимость хоть с неба найти деньги для бюджета, причём прямо сейчас, без опасных размышлений о том, что будет потом...
Во всём мире железные дороги практически на 100% принадлежат государству. Частные компании тоже не запрещены, но они должны либо свои рельсы прокладывать и свои вокзалы строить (а для этого купить много-много земли, что у нас просто немыслимо), либо арендовать государственные, причём на взаимовыгодных условиях. А вагоны и локомотивы частные компании должны иметь свои. И сервис свой. Такой, чтоб можно было конкурировать, причём без сознательного разорения с помощью коррумпированных чиновников государственной компании. Приватизация же Укрзалiзницi, которая вполне успешно и стабильно функционирует — это будет акт «прихватизации». И эта идея на Гончарука явно не с потолка свалилась. Есть, судя по всему, в его окружении люди, готовые выложить много денег за этот лакомый кусочек. Кто-нибудь поверит, что при наличии в Украине очень короткого списка олигархов с разным доступом к зе-администрации конкурс будет честным? Или, может, кто-то надеется на приход иностранных инвесторов? Так напомню, что ЗАЗ в своё время немцы (Фольксваген) собирались приобрести, надеясь сделать из предприятия нечто вроде успешной чешской Шкоды. Но руководство завода и страны испугалось склонности немцев к порядку и выбрало южнокорейскую Деу. Отказавшись таким образом от хорошего шага в направлении интеграции в европейскую экономику.
Другие его инициативы (поддержка IT-индустрии, и т.д.) выглядят пока разумно, но всё это пока лишь декларации, ничем не подкреплённые. Тем более, что пока неясно, где его собственное мнение, а где мнение идеологов зе-команды, к которым Гончарук никак не относится. Так что посмотрим. Но у меня лично скепсис пока преобладает.
P.S. Кстати, в 2014-м А.Гончарук засветился в попытке сделать свой собственный политический проэкт — зарегистрировал партию под названием «Сила людей». Вот как угодно реагируйте на мои слова, но я считаю это название просто идиотским. И указывающим на то, что нет у основателя этой забавной партии никакого политического нюха, он не понимает реакции людей, не понимает, что абсурдное и бессмысленное название не может привлекать. Название партии должно иметь смысл, должно иметь некоторую эстетику, чтоб даже на подсознательном уровне работать. А название «Сила людей» — свидетельство того, что ничему А.Гончарук как политик пока ещё не научился.