Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем...
(с) профессор Оскар Пешель, газета «Заграница», июль 1866 г. (часто ошибочно приписывается Отто фон Бисмарку)

В сетях стоит скрежет зубовный: вокруг одни дебилы, голосуют не за нас умных...

А шоб вы так кричали, когда рушили систему образования, разрывая целостную программу математики и естественнонаучных дисциплин – чтобы «ребёнок не переутомлялся»(тм).

Где вы были, когда «упрощали» школьные учебники по физике и химии?

Где вы были, когда естественные науки в школе замещали всякими валеологиями и прочими разговорами о всём хорошем?

Где вы были, когда обсуждался «коэффициент эмоционального развития», который должен заменить интеллектуальные оценки?

Ось і маєте те, що маєте.


Эту войну не выиграют учителя патриотизма. Красивые слова о любви в родине влетают в одно ухо и вылетают из другого, а потом приходит очередной харизматик и начинает играть на «эмоциональных струнах», прилежно натянутых в детские годы – и усё, вы со своим патриотизмом в пролёте.


Эту войну выиграет учитель математики. Да, именно он.

Потому что математика – это единственный предмет, в рамках которого даются основы логики. Да-да, той самой логики, к которой все так любят апеллировать, но которую на деле мало кто знает.

Вы же, наверняка, знаете этот привычный плач: «Зачем моему дитятке эти дурацкие доказательства теорем? Зачем они в практической жизни?».

Так вот, эти самые доказательства – это и есть единственная лазейка в школьной программе, через которую логика проникает в мозг ребёнка. Как правильно поставить задачу. Как дать определения. Как разделить необходимые и достаточные условия. Как использовать только те понятия, которые вводятся изначально, не привлекая «новые сущности». Как проверить обратную задачу. И главное – как описать границы применения этой теоремы, не перенося её бездумно на смежные задачи.

Вот это и есть логика в её прикладном аспекте. А не вот это «Логично? – Логично»(с) которые мы постоянно слышим вокруг.

Мало кто любит математические доказательства. Формалистика какая-то, непонятное повторение непонятных фраз. Зачем, если «и так всё понятно»(с)? А потом открывают рот и не понимают, что у них ошибки в элементарных рассуждениях.

Более того, абсолютное большинство учителей не понимает, зачем это надо. «В программе написано – значит надо выполнять» и все дела.

Вот ты, юзернейм, можешь сейчас, не подглядывая в источники, доказать теорему Пифагора? А? И ведь это не диффуры и не Риманово пространство – это программа 7-го класса по геометрии. Базовый набор знаний школьника, как бы.


Правда, тут есть один подвох. Хороший ученик рано или поздно начнёт задавать своему учителю вопросы. А наши Учителя в большинстве своём очень не любят, когда им задают правильно поставленные вопросы. Они любят, что бы им верили, как пророкам Истины, носителям единственно возможной Правды. Они хотят даровать Знание и в ответ получать благоговейный восторг. (Да, это уже не только о школе, но и об украинском обществе в целом).

Поэтому у нас любят бебиковщину, доводы «а докажи, что ты не верблюд„, подмену доказательства описанием и эмоциональные крики «Как ты смеешь рассуждать, когда родина в опасности!».

Смею.

И считаю, что именно доказательства, а не патетичные разговоре о любви к родине дадут Украине шанс на победу. Только будет это не скоро. Если вы заметили, у нас нет базиса для этой победы – тех самых учителей, которые понимают, что такое логика и зачем она нужна в практической жизни. И победа начнётся тогда, когда первое поколение таких учителей выйдет на работу – массово и неотвратимо. Но и после этого нас ждут десятилетия борьбы, так что не расслабляйтесь: это не спринт, а марафон.

Напоминаю, победе Пруссии и образованию Германской империи предшествовала реформа школьного и университетского образования, заложенная ещё в начале XIX века. Взрывному росту США –закон об университетах (пролоббированный аграрными магнатами), даровавший им полное самоопределение и отдававший в неприкосновенное пользование огромные участки земли (привет киевским застройщикам и руководству наших университетов). Республиканцы во Франции, придя ко власти, первым делом взялись за народное образование. А фашисты в Италии и нацисты в Германии – образовали министерства пропаганды.

Думайте, решайте.


P.S. А вот теперь скажите, хоть у одного кандидата в президенты, хоть у одной политической силы есть внятный проект того, как должно быть устроено образование в Украине?

Отож.