За последний месяц в ленте Фейсбук мелькнуло сразу два поста на одну и ту же тему от известных журналистов. Сергей Лоико, автор книги «Аэропорт» и Вахтанг Кипиани, главный редактор сайта «Историческая правда», почти синхронно задались вопросом: «Откуда в Израиле такое количество ваты?»

Вахтанг Кипиани: «Читав новини на одному з ізраїльських сайтів і краєм ока побачив текст, де автор фонтанував словами і прокльонами, критикуючи рішення не пустити в Україну громадянку Росії, яка незаконно відвідувала з концертами Крим. Подумав — а що б написав той самий журналіст, якби ця сама громадянка РФ дала концерт перед бойовиками „Хамас“ чи незаконно проникла б на територію Держави Ізраїль. Подвійні стандарти — одне діло, коли вбивають тебе і твоя держава веде війну з терористами, а інше — коли кожен день гинуть якісь українці. І так легко стати дешевим моралізатором, який клацає за гонорар безсенсові знаки і пробіли»

Сергей Лойко: «VATA НА ЭКСПОРТ. Убейте меня! Не могу понять, почему за границей среди бывших российских и советских граждан ВАТЫ не 86%, а вообще 99%. Кто ответит на этот вопрос? Кто объяснит, откуда среди бывших наших сограждан в Израиле поддержка Путина выше 60%? В чем причины этого феномена? Туда же не дураки уехали... Почему во Франции почти все русские голосовали за Ле Пен, а в Америке за Трампа?»

Конечно, цифры 86% и 99% являются преувеличением. Но нельзя отрицать, что большое количество эмигрантов и репатриантов из бывших советских республик, уехавших из СССР в конце 80-х – начале 90-х, занимают активную пророссийскую и проимперскую позицию по вопросу российской внешней политики. Не мне судить о причинах таких настроений в Германии и США, но в Израиле я веду исследование данного феномена методом «включенного наблюдения» уже семь лет, из которых три последних года проживаю в Израиле постоянно. Идея написать статью на эту тему возникла у меня давно. Но только после постов Лойко и Кипиани я «взялся за перо».

Израильское общество неоднородно и разделено на множество социальных, религиозных, этнических и субэтнических групп. Но в вопросе отношения израильтян к России и украино-российскому конфликту нас интересуют две группы: выходцы из СССР и «все остальные».

Начнем со всех остальных

«Все остальные», как правило, мало интересуются этой темой, слабо представляют, чем Украина отличается от России, а украинцы от русских, не знают, где проходит граница между этими двумя государствами, чей Крым и что происходит в Донбассе. Даже в учебных пособиях по ивриту, составленных министерством образования Израиля, можно найти массу ошибок в политической географии бывшего Советского Союза. Про человека, родившего в Беларуси, могут написать, что он родился в Украине, перепутать Урал и Сибирь и назвать советский многонациональный репрессивный аппарат совершенно неполиткорректным для этого случая словом «русские». Конфликт на Востоке Украины также достаточно далёк от среднестатистического израильтянина.

На государственном уровне все гораздо интересней. Израильские политики, понимающие суть и природу российско-украинского конфликта, как правило, делают по этому поводу предельно осторожные и нейтральные заявления. Даже если политик относится к аннексии Крыма как к нарушению международных договорённостей и принципов мироустройства, сложившихся после Второй мировой войны, а к ДНР и ЛНР как террористическим организациям, он не будет высказывать такую точку зрения публично. Во-первых, он сразу же потеряет часть своего электората из числа израильских ватников. Во-вторых, подольёт масло в огонь конфликта между проукраинскими и пророссийскими израильтянами. А это совершенно не в интересах Израиля, который и так страдает от множества других противоречий внутри общества. В-третьих, такое заявление может спровоцировать проявления антисемитизма в России. В-четвёртых, именно Россия, а не Украина является преемником советской политики на Ближнем Востоке. Россия, а не Украина поставляет оружие странам региона, участвует в сирийской войне на стороне Хизбалы, сотрудничает с ХАМАС и «Исламским Джихадом», развивает свою агентурную сеть. За последние два года состоялось несколько встреч и большое количество телефонных звонков между израильскими и российскими лидерами. Большинство контактов происходило по инициативе израильской стороны. Это говорит о том, что Израиль в значительной мере обеспокоен вмешательством России в ситуацию на Ближнем Востоке, но при этом руководство страны демонстрирует внешнюю доброжелательность и подчёркивает дружественный характер российско-израильских отношений.

Издания, выходящие на иврите и английском, в отличие от израильских политиков, используют в своих статьях, посвящённых ситуации в Украине, проукраинскую терминологию и придерживаются точки зрения, во многом совпадающей с точкой зрения официальных украинских властей.

«Гаарец» 11 марта 2014: «Крым стал частью Украины, когда советский лидер Никита Хрущев передал полуостров на Родину в 1954 году»

«Гаарец» 3 февраля 2015: «Боевик КПП на условиях анонимности сообщил, что местных бойцов поддерживают „гости из России“

'The Market' 10 июня 2015: „Бойцы [ДНР и ЛНР] были мобилизованы из четырех источников: местные криминальные группировки, безработные, находящиеся на задворках украинского маргинального общественного слоя, крайне правые россияне, в том числе казаки, и русские наемники, воевавшие в Чечне, Северной Осетии, Приднестровье и в других вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Они прошли подготовку и получили современное оружие, а многие также получили поддержку солдат регулярной российской армии и российских спецслужб“

Забегая вперёд, замечу, что израильские ватники, как правило, не могут прочитать статьи на иврите или английском языке, так как этими языками не владеют совсем или владеют слабо, несмотря на большой эмигрантский стаж в Израиле. Отличной иллюстрацией этого ватного феномена была статья Лизы Розовской „Почему они уезжают?“ в газете „Гаарец“. Статья была посвящена причинам иммиграции из Израиля в Канаду, США или возвращения в страны исхода русскоязычных израильтян. Статья вызвала бурю негодования среди репатриантов, которые переехав из СССР в Израиль продолжили отрицать чаадаевский призыв „Любите Родину с открытыми глазами“ и воспринимают любую критику своего государства как предательство или работу иностранных спецслужб. При этом часть негодующих по поводу статьи Лизы Розовской, ничтоже сумняшеся, признались, что не могут прочитать ни статью на иврите, ни её сокращённый вариант на английском языке. Тем самым они создали новую итерацию исторического мема „не читал, но осуждаю“ — „не могу прочесть, но осуждаю“.

По этой же причине израильская вата годами черпала всю информацию об окружающем мире исключительно из российских и израильских русскоязычных изданий. Думаю, что самые продвинутые читатели уже начали догадываться о причинах феномена израильской ваты. Поэтому самое время перейти непосредственно к предмету нашей статьи.

Среди репатриантов из бывших советских республик, живущих в Израиле можно выделить четыре основные группы, отличающиеся друг от друга социальными и психологическими установками. Большинство отличий обусловлено событиями, предшествующими их репатриации, которые и явились причиной отъезда в Израиль.

Репатрианты 40-х годов

Это, в основном, ветераны Красной Армии, приехавшие в Израиль (часто нелегально) после окончания Второй мировой войны. Во внутренних делах бывших республик Советского Союза они разбираются гораздо лучше среднестатистического сабра, но большинству из них нет никакого дела до происходящего в России и Украине. Приехав в Израиль, они быстро перешли на иврит, заняли командные должности в израильской армии, и несколько десятилетий были практически изолированы от жизни в стране исхода.

Исключение составляет Ицхак Арад (Рудницкий) – советский партизан, израильский историк, руководитель мемориального комплекса памяти жертв Холокоста „Яд ва-Шем“. Ицхак Арад родился в литовском городе Швенценис и после нападения Германии на СССР попал в местное гетто. В 1943 году ему удалось сбежать из гетто и присоединиться к партизанскому отряду „Чапаев“, действовавшему в белорусских лесах, а позднее к литовскому отряду „Вильнюс“. В 1945 году Арад покинул СССР для репатриации в подмандатную Палестину, где после образования государства Израиль дослужился до бригадного генерала и стал профессором истории.

В 2007 году в Литве было возбуждено уголовное дело против Арада в связи с обвинением в убийствах мирных жителей. Вот как об этом рассказывал сам Ицхак Арад:

„В начале 90-ых меня пригласили в Литву принять участие в исторической комиссии, которая должна была сделать выводы по поводу фактов сотрудничества литовцев с немцами во время Второй мировой войны. <…> Когда уже подходило время публиковать результаты комиссии, то правые литовские силы поняли, что отчет будет не так приятен Литве, как им хотелось. И в один прекрасный день в Литве вышла газета правых сил с большой статьей на целый разворот. Называлась она «Эксперт с кровавыми руками». Статья была посвящена мне, там был мой портрет в форме генерала ЦАХАЛ. И, в общем и целом, там рассказывалось о том, что я присоединился к партизанам, чтобы убивать литовцев. Меня обвиняли в уничтожении литовских партизан, которые воевали с советской властью. <…> А через несколько лет после этого против меня возбудили уголовное дело, где обвиняли по всем пунктам, которые я вам назвал. В мою защиту вступились еврейские общины Литвы. Были дискуссии об этом здесь в Израиле между представителями Литвы, Израиля и США. Моя фамилия звучала в американском сенате, российские газеты писали про это, выходили сюжеты на телевидении. И, в конце концов, дело закрыли“.

В этом же году Ицхак Арад выступил против признания Голодомора геноцидом украинского народа, а в 2010 году сделал резкое заявление по поводу присвоения Степану Бандере звания героя:

„Государство Израиль должно реагировать на героизацию Степана Бандеры, Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Мы должны заявить, что многие из них были убийцами евреев <...> Я знаю, что Организация украинских националистов распространяла антисемитизм в своей пропаганде. Ее лидеры заявляли, что в их Украине не будет места москалям, полякам и жидам <…> УПА убивала и еврейских беглецов из гетто, особенно на Волыни“

Придерживался ли Арад такого мнения до начала уголовного дела в Литве или же столько резкие заявления были своего рода формой психологической защиты (а может быть „благодарностью“ за российскую поддержку в литовском деле) неизвестно. Но его слова растиражировали российские и русскоязычные израильские СМИ. Что не могло не повлиять на мнение русскоязычных израильтян неспособных в силу своего моноязычия ознакомиться с альтернативными точками зрения и провести фактчекинг, используя источники на украинском или английском языке.

Репатрианты 70-х годов

За небольшим исключением, это диссиденты-отказники. То есть люди, которые боролись за свое право совершить репатриацию в Израиль, пройдя через аресты, преследования, тюрьмы и лагеря. Большая часть из них воспринимает СССР, как враждебное государство и с симпатией относится к борьбе народов бывших советских республик за свою политическую и экономическую независимость и культурное возрождение. Нельзя сказать, что сегодня все эти люди с симпатией относятся к украинскому патриотизму, но заметна следующая тенденция. Те отказники, которые лично встречались с украинскими диссидентами в тюрьмах и лагерях, отзываются о них предельно положительно.

Илья Глезер: „В лагере все разделились по крови. Были евреи, украинские националисты, русские диссиденты, латыши, армяне. Все национальности были очень лояльны к евреям, особенно украинцы, в том числе мой дорогой друг, с которым я очень много разговаривал, Слава Черновил. Он был необычайно интересным человеком“

Аркадий Цинобер: „я отправился в Академию наук в институт физики, где директором был украинец И.М. Кирко. Посмотрев документы, он сказал: «Замечательно. Приходите завтра на работу». Так я начал работать. Кирко был очень достойный человек. Я о нём узнал интересную деталь. Когда было дело врачей, ему предложили уволить всех евреев, на что он сказал: «Ничего подобного. Увольняйте меня». Никого не уволили, и ничего не было“

Давид Мааян (Черноглаз): „Хорошие, иногда дружеские отношения были с российскими де­мократами, украинцами и литовцами: с Евгеном Сверстю­ком, Володей Буковским, Симасом Кудиркой, Михаилом Макаренко (он, вопреки фамилии, еврей, хотя и не сио­нист)“

Борис Шилькрот: „Несколько дней я был один в камере, а потом ко мне посадили заключённого. Это был украинец лет 50-ти. <…> Он, зная, что я еврей, неоднократно выражал свою симпатию к евреям. Жена его, рассказывал он, жила в местечке в соседстве с евреями и знала идиш. У них было много друзей среди евреев.“

На свободе отказники и украинские диссиденты активно сотрудничали против советского режима. Украинцы могли прятать у себя дома сионистскую литературу, а евреи запрещённую украинскую. Это был своеобразный вариант истории „Как Ленин обманул жандармов“. Придя с обыском, гэбисты не обращали внимание на содержание „украинских“ книг у евреев и „сионистских“ у украинцев.

Самый известный пример сотрудничества украинских националистов и сионистов – это контакты руководителя организации „Сохнут“ Натана Щаранского и украинского диссидента Степана Хмары в рамках создания Хельсинской группы. Вот как об этом вспоминает Щаранский:

„Когда мы создавали — совместно с украинскими, литовскими, демократическими националистами — Хельсинкскую группу в Москве, затем и в Украине (в частности, с Руденко, Матусевичем), я также встречался со Степаном Хмарой, нам удалось установить отношения глубокого взаимоуважения именно благодаря тому, что никто из нас не отрицал жутких страниц истории и того, что Холокост — совершенно уникальная форма геноцида“

Но и среди „отказников“ есть те, кто относится к украинцам с неприязнью, а порой и с открытой украинофобией. Ненависть к украинцам в основном присуща тем „отказникам“, которые воспринимают украино-еврейские отношения не через личный опыт, а через призму семейных рассказов.

Борис Кочубиевский: „Я от всей души желаю украинскому народу еще 500 лет советской власти…“. Моего деда и бабку украинцы живыми закопали под Звенигородом… Я ненавижу украинцев, это ─ амалек*

Александр Шмуклер: „Мой отец и мой дядя, которые жили во Львове, мне рассказывали, что когда они бежали из Львова, первые две недели украинский батальон громил евреев и убивал. А Роман Шухевич был командиром этого батальона“

Репатрианты 90-х

С 1989 по 2004 год в Израиль прибыло около миллиона бывших советских граждан. Значительная часть этой волны репатриации считают себя не российскими, украинскими, белорусскими или молдавскими евреями. Они считают себя бывшими советскими евреями. А для коренных израильтян, как и для большинства американцев или жителей других эмигрантских стран, они все „русские“. У этого феномена есть две основные причины.

1) Отсутствие национального самосознания у большинства обывателей Советского Союза. В случае с евреями эта тенденция усугублялась отсутствием территории, с которой они могли бы связывать свое национальное возрождение. Если у чеченцев, украинцев, узбеков, латышей, и большинства других народов, „сплотившихся Русью“, была своя территория, то Еврейская автономная область всегда выглядела лишь эрзацем Палестины. Настоящие еврейские патриоты стремились в Израиль, а не в Биробиджан, и на протяжении многих лет отказа старались максимально дистанцироваться от советского государства. Остальные евреи ассоциировали себя с политической нацией „советский народ“, даже если и считали себя евреями по этническому показателю или иудеями с общинно-религиозной точки зрения.

2) В Израиле существует общая тенденция разделять репатриантов не по странам исхода, а по геополитическим регионам. Так, выходцы из Бразилии и Аргентины, разговаривая на разных языках (португальском и испанском) воспринимаются израильтянами, как единая группа „латиноамерикаим“. Выходцы из стран Азии и Африки (Туниса, Марокко, Алжира, Ливии, Ирака, Ирана и проч.) объединены холонимом „мизрахим“ (восточные евреи). А выходцы из бывших советских республик считаются „русскими“.

Закрепили идею о некоем общем советском еврействе под условным названием „русские“ израильские социологи. Проводя социологические исследования по самоидентификации бывших советских евреев, они предлагали такие варианты ответа на вопрос „Как вы себя идентифицируете?“: израильтянин, сионист, еврей, еврей из бывшего СССР, эмигрант из бывшего СССР. Вариант „еврей из Украины/Молдовы/Беларуси“ в анкетах и результатах исследования отсутствовал. Не было даже пункта „Другое“, который мог показать идентификацию по советской республике, а не по всему СССР. Таким образом, социологические опросы оказались не только исследовательскими, но и „формирующими“. То есть такими, которые формируют определенный стереотип, или определенное общественное мнение.

До 2013 года среди репатриантов 90-х годов практически не проявлялись разногласия по поводу украино-российских отношений и политики Кремля. 2013 год по понятным причинам стал переломным в этом вопросе. Так называемая русская улица раскололась. Выходцы из бывших республик СССР, поддержавшие в украино-российском конфликте Украину, объединились в инициативу 'Israeli Friends of Ukraine' и занялись волонтерской, гуманитарной и общественной деятельностью в пользу Украины. Члены организации передавали в Украину медикаменты, плели маскировочные костюмы для украинской армии, организовывали акции протеста против российской агрессии в Тель-Авиве, встречали раненых, прибывших в Израиль на лечение, организовывали повышение квалификации украинских врачей в Израиле.

Их оппоненты, в свою очередь, занялись угрозами и запугиванием. На дверях квартир и на автомобилях проукраинских активистов появились свастики, а сами активисты получили анонимные телефонные звонки и смс, содержащие призывы снять с балконов и окон украинские флаги и прекратить проукраинскую деятельность. В противном случае анонимы грозились подать в суд и инициировать процедуру лишения гражданства.

После перехода войны в Донбассе в вялотекущую фазу, напряженность на так называемой русской улице Израиля несколько спала, но до сих пор на окнах израильских домов и на лобовых стеклах автомобилей можно встретить как украинский флаг, так и флаг ДНР.

Раскол внутри выходцев из бывшего СССР поставил в неловкое положение ту часть израильских политиков-популистов, которые привыкли паразитировать на советской самоидентификации своих избирателей. До украино-российского конфликта голоса русскоговорящих избирателей можно было легко купить за местный аналог гречки – проведение парадов ко Дню Победы, обещание сделать 1 января и 9 мая государственными праздниками в Израиле и тому подобной риторике, позволявшей ничего не делать в социальной и экономической сфере, но всякий раз приходить в Кнессет на волне „русского“ популизма. В 2014 году стало ясно, что любое заявление в чью-либо пользу лишит этих политиков половины электората. Поэтому они предпочли по-онегински хранить молчание в важном споре, и передали слово русскоговорящим социологам, которых в Израиле иногда называют „лакировщиками действительности при «русских партиях».

Русскоговорящие социологи ожидаемо призвали израильтян к максимально нейтральной и взвешенной позиции по украино-российскому конфликту.

Зэев Ханин: «Когда постсоветские страны вступают в конфликт, то евреи, в них живущие, должны сделать выбор между идентификацией со страной проживания и еврейской общиной соседней страны. А под это большинство постсоветских евреев не подписывались»

Алек Эпштейн: «Политическое руководство Израиля, к счастью, дистанцировалось от российско-украинского конфликта, частью которого Израиль не является и являться не должен. В Израиле живут сотни тысяч выходцев из России и сотни тысяч выходцев с Украины. На Украине живут сотни тысяч евреев, которых ни в коем случае нельзя поставить под удар, и это столь же верно применительно к сотням тысяч евреев, живущих в Российской Федерации. В этом конфликте слишком много „правд“, и лично я могу только приветствовать политику равноудаленности, которой следует руководство Израиля.»

Однако в феврале 2017 года через несколько дней после того как на территории ДНР пропала знакомая Алика Эпштейна (участница группы «Война») и Алек принял участие в ее освобождении, он выступил в эфире «Первого канала», где сказал:

«Я живу в Израиле. Я хорошо знаю, что такое терроризм. Мне совершенно очевидно, что ни из Донецка, ни из Луганска никто не устраивал террористических актов ни в Киеве, ни в Днепропетровске, ни в Запорожье. Там нет террористов. Поэтому, когда часть страны воюет с другой частью собственной страны, то это и называется гражданская война, а не АТО. <…> Украина и Россия – это две братских страны и два братских народа. Так было и так будет! <…> Когда ради политических интересов, ради государственного переворота, совершенного на Украине три года назад часть страны объявляется террористами и потом против них гражданская война называется АТО „

Днем ранее Алек разместил в Фейсбук видео со своим выступлением «Российско-израильские отношения: от конфронтации — к стратегическому взаимопониманию», в котором на первое место в российско-израильских отношениях почему-то поставил похожий взгляд на украинскую позицию по Голодомору. Один из комментаторов под этим постов написал следующее:

«Очень жаль только, что Израиль в ГА ООН недавно голосовал за украинскую резолюцию по Крыму, которая принята меньшинством голосов. Там был небольшой разрыв 76/70.»

В ответ Эпштейн заявил:

«Мне тоже жаль, что продолжают вноситься и обсуждаться резолюции по сюжету, который, нравится это или не нравится, закрыт самой историей.»

Социолог Зэев Ханин, уже упомянутый выше, в ноябре 2015 года высказал мнение, что никакого раскола на «русской улице» не существует, а большая часть обывателей, говоря об этом расколе, находится в «магии социальных сетей».

«В Израиле на сегодняшний день проживает самая большая русско-еврейская община мира (порядка 980 тыс. чел.), и, анализируя русскоязычный сегмент израильского Facebook, может показаться, что они только и думают, кто прав — ватники и колорады или укры и жидобандеровцы.

Однако данные проведенного нами среди „русских“ израильтян масштабного опроса общественного мнения свидетельствуют совсем о другом. Так, на вопрос, должен ли Израиль занять активную позицию в конфликте между Украиной и Россией, 4% респондентов ответили, что Израиль обязан заявить о поддержке России, а 6% считают, что еврейское государство должно стать на сторону Украины. Сочувствуют Украине, но полагают, что Израиль должен сохранять нейтралитет, — 27% опрошенных. Еще 13% разделяют позицию России, но считают, что Израиль не должен вмешиваться в этот конфликт. И около 50% не сочувствуют ни одной из сторон либо не имеют позиции по данному вопросу, не ощущая эту тему своей. На фронтах Facebook ситуация, разумеется, иная, поскольку в Сети наиболее активны как раз 10% русскоязычных израильтян, имеющих жесткую позицию по этой проблеме».

Внимательный анализ слов Ханина показывает, что ученый сознательно или неосознанно манипулирует цифрами, сведя в одну шкалу личное отношение респондента и мнение о том, должно ли его государство поддержать одну из сторон. Респондент может поддерживать какую-то из сторон конфликта, но при этом считать, что Израиль «чужой на этом празднике жизни». Но может быть и наоборот. Респондент может поддерживать, например, продажу израильских систем ПРО Южной Корее, доверяя своему правительству, но при этом не иметь четко выраженного мнения по поводу корейского конфликта. При этом именно наличие личной позиции заставляет человека участвовать в сетевых дискуссиях. И если посмотреть на данные опроса с такой стороны, то активных русскоговорящих израильтян будет не 10%, а 50%. Ровно в пять раз больше, чем утверждает Ханин.

Каковы же причины феномена израильского ватничества? Нельзя сказать, что существует какая-то сильная корреляция между возрастом, годом исхода, страной исхода и позицией русскоговорящих израильтян по поводу украино-российского конфликта. Скорее есть набор факторов, которые в каждом конкретном случае приводят к появлению ватных взглядов.

1) Явление, которое профессор Андрей Зубов назвал «Беловежским синдромом», – то есть отношение к развалу Советского Союза как к личной трагедии. Среди русскоговорящих израильтян до сих пор встречаются люди, которые с нескрываемой злобой вспоминают о «горбатом пи**асе, развалившем великую страну». Эти репатрианты, как правило, ехали в Израиле не за личными свободами, не для того, чтобы реализовать сионистскую мечту, а потому, что боялись голода и еврейских погромов. При этом они прекрасно понимали, что Израиль – это страна, в которой жить труднее, чем в Соединенных Штатах. И оказавшись на транзитном пункте пересылки в Вене или Риме, предпринимали максимум усилий, чтобы попасть в США, а не в Израиль. Те, у кого не получилось провернуть подобный гешефт, оказывались на земле обетованной. Здесь им пришлось узнать, что упорно трудиться в капиталистическом обществе надо каждую минуту из отведенных на рабочий день восьми часов, что английский язык, не говоря уже про иврит, гораздо важнее «великого и могучего», что выходцы из стран Азии и Африки бывают не только дикарями, для которых советские инженеры строят АЭС, мосты и железные дороги, а начальниками и владельцами бизнеса. Все это нанесло жертвам «беловежского синдрома» новую травму, связанную с эмигрантскими проблемами и депрессией. Травма усугубилась тем, что коренные израильтяне не одобряли празднование Нового года в ущерб рабочему процессу, употребление алкоголя в больших количествах, а также массу других явлений, привезенных репатриантами из бывшего СССР. Также в начале 90-х разгорелся непродолжительный конфликт между репатриантами 70-х и репатриантами 90-х на почве того, что первые были идейной волной репатриации, а вторые считались так называемой «колбасной алией», приехавшей в Израиль по экономическим мотивам.

В результате некоторая часть репатриантов возненавидела развал Советского Союза, который подтолкнул их к репатриации, а также все, что сопутствовало этому явлению, в том числе и подъем национального самосознания и национально-освободительных движений в бывших республиках СССР. Украинские, белорусские и прочие националисты выглядят в их глазах мерзкими людьми, которые ради некоей мифической свободы привели народ к нищете, а общество к состоянию вседозволенности. Естественно, отношение к цветным революциям у израильских жертв «беловежского синдрома» крайне негативное. Они радостно ретранслируют всю советскую и российскую мифологию об агентах запада, сектанте Яценюке, русофобском городе Львове, в котором от тебя могут отвернуться, услышав русскую речь, украинских филологах, называющих Александра Пушкина «Сашком Гарматным», и прочую подобную ахинею.

2) Оторванность в 90-е годы от национального и культурного возрождения в республиках бывшего СССР. Для эмигрантов, не заставших появление телесериалов «Альф» и «Динозаврики» на украинском языке, победы киевского Динамо в 1997-1999, начало карьеры братьев Кличко, развитие украинской поп-культуры и рок-музыки, «украинство» до сих пор видится в образе Деда Панаса из «Вечірньої колисанки» И украинцы, которые выступали на Майдане на украинском языке, пели украинские песни и призывали к отказу от проимперского курса, выглядят в их глазах как миллионы таких же «дедов Панасов», пытающихся навязать свою повестку целому государству.

3) Не интегрированность в израильское общество даже по истечении 26 лет после репатриации. Большое количество русскоговорящих репатриантов не в состоянии выучить иврит на том уровне, который позволяет читать и смотреть израильские СМИ, подающие достаточно объективную информацию. Все эти годы они смотрели российское телевидение и читали местную русскоязычную прессу. Российское телевидение и сформировало их украинофобские настроения.

Репатрианты новой волны

С 2003 по 2014 год темпы репатриации в Израиль были очень низкими. Ситуация изменилась после Революции Достоинства и последовавшего за ними украино-российского конфликта. 2014 год поставил десятилетний рекорд – в Израиль приехало 27 500 человек, что было на 32% больше, чем в предыдущем году. При этом темпы репатриации из Украины выросли по сравнению с 2013 годом на 190%, что являлось следствием начала войны в Донбассе. 2015 год обновил уже двенадцатилетние показатели. Всего в Израиль приехало более 30 000 новых репатриантов. Около 7000 из них было из Украины, 6600 – из России (что на 40% больше 2014 года). В 2016 году темпы репатриации снизились и составили около 27000 человек. При этом на первое место вышла Россия с 7000 человек (начали сказываться последствия «намкрыша»). Украина дала Израилю 5500 человек.

Среди представителей новой алии значительно больше людей, поддерживающих Украину, чем в среднем по русскоговорящему Израилю. Причём среди выходцев из России эта цифра даже больше, чем среди выходцев из Украины. Объясняется это достаточно просто. Россияне в основном бегут от путинского режима, а украинцы как от российской агрессии, так и от «киевской хунты».

Русскоговорящее сообщество Израиля иронично окрестила представителей этой волны «сырная алия» (намекая на продуктовые санкции и используя аналогию с термином «колбасная алия», которым в 90-е годы назвали репатриантов из республик бывшего СССР). По сложившейся в Израиле неформальной традиции старая волна репатриантов набросилась на новую с целым рядом обвинений. Так, публицист Марк Радуцкий предложил лишить новых репатриантов пособия на аренду жилья (которое, к слову, покрывает не более 20% рыночной стоимости аренды) на том основании, что многие из них получают ренту от своей недвижимости в странах исхода. Многие блоггеры и публицисты (например, Юрий Фридман-Сарид и Алекс Тарн), стали с порога навязывать свои политические взгляды, рационализируя эту диктатуру желанием «помочь новым репатриантам избежать глупых ошибок». В вопросе же украино-российского конфликта старые репатрианты радостно применили прием контрпереноса и стали использовать ту же обвинительную риторику, которую они слышали из уст репатриантов 70-х. «Вы не настоящие сионисты! Вы должны забыть о стране исхода и жить новой жизнью! Перестаньте интересоваться событиями в стране исхода! Россия и Украина далеки от Израиля! Вы даже не представляете, настолько тут безразлична Россия!»

Даже если вынести за скобки то, что часть новых репатриантов приехала в Израиль из-под бомбёжек российскими ГРАДами или после того, как их бизнес отжало российское государство, Россия и украино-российский конфликт не так далеки от Ближнего Востока, как этого хотелось бы репатриантам 90-х годов.

Что происходит

Россия поддерживает террористические группировки ХАМАС и Хизбалла, которые ставят своей целью ликвидацию еврейского государства. 16 января 2017 года министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров принял в Москве представителей ХАМАС и «Исламский джихад», назвав их на встрече «дорогими друзьями». 9 июня 2017 года посол России в Израиле в интервью израильскому «9 каналу» сказал, что Россия не считает ХАМАС и Хизбаллу террористами, поскольку те действуют в интересах России. Кроме того, Россия воюет в одной коалиции с Хизбаллой в Сирии.

Ежегодно в Израиле проходят мероприятия, посвящённые победе над нацистской Германией. В последние годы стилистика этого праздника в точности копирует российскую рускомирскую стилистику. При этом георгиевские ленточки и приглашённые журналисты российских СМИ всего лишь цветочки. Ягодки созрели в 2017 году, когда на акцию «Бессмертный полк», проводимую посольском Российской Федерации, были отправлены работники муниципальных образовательных учреждений в ущерб проведению занятий. Возникает вопрос о суверенитете Израиля. Он вообще существует? Или Израилем управляют со Смоленской площади?

До недавнего времени в Израиле работал пропагандист «Русского мира», редактор прокремлевского сайта «Израиль 24», Равид Гор, который сотрудничал с террористическими группировками ЛНР и ДНР и оказывал им материальную помощь. В какой-то момент Гор стал интересен израильским спецслужбам, и после серии допросов покинул страну, разразившись в Фейсбуке антисионистским и антисемитским постом о том, как ему плохо жилось в Израиле и как он рад оказаться снова в России.

В последнее время в русскоязычном сегменте израильского интернета ходят слухи о том, что Россия забрасывает в Израиль своих агентов, делая им фальшивые документы о еврейских корнях.

В совокупности все эти факты и слухи опровергают тезис о том, что «Россия находится далеко от Израиля». Это лишь попытка старых репатриантов выдать желаемое за действительное. В реальности же премьер-министр Израиля встречается и созванивается с Владимиром Путиным несколько раз в год, израильская армия вынуждена терпеть российскую авиацию в нескольких километрах от своей границы, а в Кнессете критикуют решение о выдаче израильских загранпаспортов в первый день после получения гражданства, опасаясь наплыва в Израиль российских коррупционеров, находящихся под международными санкциями.

Ітоги подвєдьом

Россия сегодня играет важную роль на Ближнем Востоке и досаждает Израилю многими своими действиями (поддержкой ХАМАС, вмешательством в сирийский конфликт, работой своих агентов внутри Израиля). Но в силу того, что в Израиле проживает большое количество граждан Российской Федерации, а много евреев живет в России, израильские политики стараются вести себя предельно осторожно и не делают резких заявлений, чтобы не ставить под угрозу безопасность российских евреев и не создавать новую линию раскола внутри израильского общества.

Примерно 50% русскоговорящих израильтян имеют свою позицию по вопросу украино-российского конфликта: 33% поддерживают Украину, а 17% Россию. Сегодня основные бои между ними проходят в интернете и на полосах израильских СМИ, но в 2014-2015 имели место угрозы и нападения на проукраинских активистов. Русскоговорящие социологи и так называемые русские политики пытаются загасить этот конфликт, поскольку он раскалывает некогда единый электорат, которым до 2014 года было гораздо легче управлять.

Проукраинское лобби в Израиле представлено в основном инициативными группами, занимающимися гуманитарной помощью. Пророссийское лобби значительно сильнее. У него в руках административный ресурс, возможность транслировать удобных ему лидеров мнений вроде Ицхака Арада и Алека Эпштейна и проводить русскомирские шествия под объективы российских телекамер.

Сейчас конфликт между израильскими ватниками и проукраинскими гражданами несколько утих. Но не исключено, что очередная эскалация войны в Донбассе или возможное столкновение России и Израиля в Сирии выведут его на новый уровень.