SuperApp, Экосистема или почему Monobank запустил маркетплейс

 

Оглавление

Какие задачи и преимущества у экосистем, почему все прогрессивные компании стремятся их создать или хотя бы запустить отдельные элементы:

Зачем же банк смотрит на ритейл, что есть у ритейла и нет у банка?

В свою очередь ритейлу (в тч телекомам) интересно запускать финтех/банковские сервисы. Почему?

Сценарий запуска собственной экосистемы

Участники экосистемы

Формирование стратегии монетизации.

Формирование стратегии дистрибуции продуктов экосистемы.

Одно приложение Superapp или несколько приложений для различных сервисов экосистемы?

Минусы Superapp

Разные приложения для каждого сервиса экосистемы?

Как объединить различные бизнесы и продукты экосистемы?

 

 

 

Запуск Монобанком маркетплейса стал катализатором дискуссий среди клиентов и профессионального сообщества об оправданности и целесообразности такого шага как вехи развития банковского продукта. Что ж, давайте разбираться.

Последние 6 лет я имел отношение к крупнейшей в Азербайджане Digital-экосистеме Umico.az. В роли ИТ директора, я, совместно с Бизнес и ИТ командой, создал с 0 и развил до экосистемы продуктов платформу Umico, с проникновением в 70% населения, миллионами клиентов и десятками миллионов ежемесячных операций. Лучшая в мире мегафункциональная коалиционная программа лояльности UmicoBonus (кешбек сервис и  купонатор), мобильный UmicoBank, маркетплейс UmicoMarket , такси Uklon, турецкий маркетплейс Trendyol и десяток других сервисов – все это было или есть частью экосистемы Umico. За эти годы мы прошли несколько стадий развития продукта, последовательно создавали Superapp с множеством функций, а далее в ходе десятков экспериментов и опыта операционной бизнес деятельности трансформировались в экосистему сервисов. Именно через призму этого опыта я постраюсь описать текущие тенденции, а также поделюсь выученными уроками при построении розничных Digital-экосистем.

Итак, что вообще происходит? Зачем Монобанк запускает маркетплейс, логистический оператор Новая Почта запускает банковскую карту, продуктовый ритейлер Сильпо имеет свой мобильный банк Власный Рахунок, а мобильный оператор Orange давно запустил одноименный Orange Bank?  Тенденция конвергенции ритейла (в широком смысле слова, включая Ecom, традиционный offlineритейл, телеком) и финансовых, банковских сервисов в мире существует давно. Одними из крупнейших экосистем/супераппов в которых ритейл и финтех синергетично дополняют друг друга является безусловно китайские Alibaba и Tencent (WeChat), японский Rakuten (обьединяет Ecom, Телеком и Финтех), а из постсоветского пространства – казахстанский Kaspi.kz, российские Яндекс/Сбер/OZON, в Узбекистане развивается экосистема UZUM, а в Азербайджане Umico.  Таким образом наши украинские компании следуют общемировым и региональным трендам.

 

Какие задачи и преимущества у экосистем, почему все прогрессивные компании стремятся их создать или хотя бы запустить отдельные элементы:

 

Зачем же банк смотрит на ритейл, что есть у ритейла и нет у банка?

  1. Частотность покупок (фактов взаимодействия с клиентом). Вы ходите за продуктами несколько раз в неделю, но не ходите в банк никогда. А зачем вам заходить в ваше банковское приложение? Платите через условный ApplePay, остаток по карте приходит в PUSH-уведомлении. Зачем заходить в банковское приложение? В случае с ритейлом (будь это программа лояльности для оффлайна или маркетплейс в онлайне) – у клиента становится гораздо больше поводов открыть приложение.
  2. Лояльность клиентов. Ритейл любят, там красиво, пахнет свежим хлебом либо быстро привозят покупки в почтомат. А оплачивая кредит банку – клиенты испытывают стресс.
  3. Собственный канал продаж товаров. Зачем уводить клиента из приложения в чужой маркетплейс, где клиент выберет чужой продукт?
  4. Дополнительная монетизация. Если уже клиент пришел в приложение – давайте ему продадим что-то и заработаем хотя бы комиссию (take rate), транзакционную комиссию, а если получится продать кредит – то и кредитную маржу.
  5. DataCollection для поведенческого скорринга. Очевидно, что клиент может платить наличными или картами других банков. В этом случае банк просто не получает эту информацию о поведении клиента, что ограничивает или делает менее релевантными предложения ему банковских Core сервисов. В случае с интеграцией с ритейлом, например используя данные коалиционной программы лояльности, в которой клиент оплачивает покупки удобным ему методом – банк собирает и анализирует это поведение для лучшего профилирования клиента.

 

В свою очередь ритейлу (в тч телекомам) интересно запускать финтех/банковские сервисы. Почему?

 

Сценарий запуска собственной экосистемы

 

Участники экосистемы

Первым шагом является формирование списка потенциальных участников партнерской экосистемы. 

Какие типы партнеров и комплиментарных продуктов могут быть в экосистеме.

 

Формирование стратегии монетизации

Исходя из того, что выше написал – надо определить монетизирующие сервисы в рамках экосистемы и сформировать LTV клиента внутри с учетом всех партнеров. Например, take rate (комиссия торговца маркетплейсу за продажу товара) в маркетплейсе или комиссия оператора лояльности могут быть самодостаточным источником монетизации, но можно пренебречь ими и стараться конвертировать всех в кредитные сервисы, зарабатывая на interest rate банка.

 

Формирование стратегии дистрибуции продуктов экосистемы

Как клиент будет получать сервисы экосистемы: через одно Superapp приложение, которое инкапсулирует все сервисы экосистемы или каждый из продуктов будет работать в рамках своего канала. В рамках стратегии Umico мы прошли через Superapp, в котором мы сначала разработали все свои сервисы, но в конечном счете пришли к необходимости декаплинга (разделения) и выноса продуктов в специализированные приложения (например банковским приложением должен заниматься банк). Monobank, запустив маркетплейс внутри банковского приложения, на мой субъективный взгляд избрал менее эффективную стратегию. Т.к. сам по себе бизнес и продукт ecom, особенно в модели 3Р (когда продают внешние партнеры) существенно сложнее, чем банковский и приложение маркетплейса для обеспечения соответствующего качества и количества процессов будет конкурировать с банковским. Хотя в прошлом у Mono же был прекрасный кейс с инвестиционным сервисом, где оно было отдельным приложением.

 

Одно приложение Superapp или несколько приложений для различных сервисов экосистемы?

Минусы Superapp

 

Разные приложения для каждого сервиса экосистемы?

Существует установка продактов, что необходимость скачивания приложения режет воронку. Это так, если продукт, который вы предлагаете

а) не нужен клиенту, нет Value Proposition, Market Fit отсутствует

б) нужен, но вы не смогли обеспечить триггерную коммуникацию в правильном канале

Из нашего опыта, когда совместно с Uklon мы выводили сервис такси на рынок Азербайджана – за счет соответствующих средств коммуникаций в основном приложении (PUSH рассылки c deeplinksна новое приложение такси), баннеры, офферы с кешбеком, включение кешбека на такси для премиальных подписчиков лояльности (да, у нас в лояльности в том числе был платный сервис для клиентов – Premium подписка, предоставляющий дополнительные бенефиты платящим подписчикам) – мы обеспечили гораздо более эффективные конверсии в абсолютно новое для рынка приложение. Клиенты скачивали и пользовались.

 

Таким образом, если продукт решает соответствующую проблему клиента, а также обеспечивает мотивирущие факторы и правильные каналы коммуникаций — для клиента не является блокером скачивание нового приложения в смартфон. В свою очередь, преимущества, которые дает отдельное приложение и для клиентов, и для продуктовой команды – многократно перекрывают необходимые активности по вовлечению клиента.

 

Как объединить различные бизнесы и продукты экосистемы?

Это самый важный вопрос, который определит успех всего проекта. Бизнес хочет добиться того, чтобы, пользуясь различными сервисами экосистемы, клиент понимал и осознавал, что разные сервисы предоставляются и принадлежат одному поставщику. Но сложность в том, что у клиента такой потребности нет. Клиенту надо дать смысл и ценность, которые кроются не просто в осознании того, что он пользуется экосистемным продуктом, а в реальной пользе и выгоде.  Какие инструменты  решают эту задачу:

  1. Приложение Superapp – одно приложение, в котором реализованы все сервисы экосистемы. Пресловутый Grab, Wechat и некоторые другие продукты, в большинстве своем свойственные азиатскому рынку.
  2. Грамотное построение бренд-архитектуры внутри экосистемы (общий зонтичный бренд для разных сервисов (Яндекс.Такси, Яндекс.Маркет и тд)
  3. Общая программа лояльности с бонусным счетом, на котором аккумулируется вся выгода за пользование сервисами экосистемы и в своем эволюционном развитии – единая подписка на несколько сервисов, объединяющая на аккаунте подписчика экономическую выгоду от пользования разными сервисами.

 

В свое время, на основе анализа множества мировых бенчмарков, с привлечением McKinsey, был выбран именно третий способ — интеграция экосистемных сервисов и компаний через единую экосистемную программу лояльности. В том числе мы начали строить подписку и увидели, как удивительным образом она срабатывает для аккумуляции и осознания выгоды клиентом,

Отдельным большим преимуществом является также то, что по сути идентификатор программы лояльности будет единым сквозным идентификатором всех клиентов во всех бизнесах экосистемы, что чрезвычайно важно для комплексных релевантных коммуникаций. В дальнейшем, возможен переход к единому экосистемному способу регистрации и аутентификации – SingleID для всех сервисов экосистемы, по аналогии с GoogleID.

 

 

Вывод

Таким образом, как мы видим, развитие экосистемных сервисов является эволюционно и экономически обоснованным этапом развития розничных бизнесов. Подобные партнерства или расширение собственной линейки продуктов на комплиментарные отрасли – позволяют получить компаниям экономические и рыночные преимущества перед конкурентами, а клиент получает комплексный и более позитивный опыт решения своих потребительских проблем и запросов внутри одной экосистемы.

Технологическое и бизнесовое построение экосистем является стратегическим, сложным и ресурсоемким проектом, тем не менее, в мире и на постсоветском пространстве уже есть успешные кейсы построения экосистем, опыт которых нужно брать во внимание и украинским компаниям.