Развенчиваем откровенную ложь и манипуляции многолетнего экс-Миинистра, привыкшего к СССР, КПСС, совку и разрухе.
Оригинал материала г-на Исаенко:
https://zn.ua/internal/novoe-tsenoobrazovanie-ot-ukravtodora-popytka-individualnykh-reform.html
Разбор самых ярких цитат из текста человека, всю жизнь проведшего в гос аппарате и дающему советы как бизнесу жить и как его лучше регулировать.
Это помимо того, что предложенная Укравтодором система ценообразования при строительстве и ремонте дорог применяется во всем цивилизованном мире и у нас в стране тоже при финансировании таких работ Международными Финансовыми Организациями – Мировой Банк, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития.
Нещодавно Укравтодор вдався до спроби в індивідуальному порядку змінити підхід до розрахунку бюджетів власних проєктів. Замість використання спільних для всіх державних об'єктів кошторисних норм Держагентство автомобільних доріг України хоче саме визначати вартість робіт на основі розроблених ним же укрупнених показників. Це потенційно відкриває великі можливості для маніпуляцій, які можуть призвести до збільшення вартості будівництва доріг на 5–7%. При цьому існуючі проблеми ціноутворення для всього сектора будівництва за державні кошти не вирішуються.
Откровенная ложь. Согласно законопроекту 2234 полномочия по формированию системы ценообразования в строительстве автомобильных дорог общего пользования предлагалось передать от Минрегиона в Мининфраструктуры, а не Укравтодора.
Более того, автор манипулирует, отмечая, что «Госагентство автомобильных дорог Украины хочет само определять стоимость работ на основе разработанных им же укрупненных показателей». Суть предложений Укравтодора к системе ценообразования сводится к упрощению системы формирования цены на стадии заключения договора и проведения взаиморасчетов. Поэтому укрупненные показатели стоимости по видам работ будут отмечаться подрядчиком (не Укравтодором !!!!) при формировании цены предложения на торгах, составлении цены договора и в дальнейшем акте выполненных работ.
В конечном итоге цена, посчитанная подрядчиком по таким укрупненным показателям стоимости работ, будет ниже лимита, определенного в проектной документации. Напомню, этот сметный лимит, определенный в проектной документации, обязательно проверяется независимой от Укравтодора экспертизой — сертифицированным экспертом.
Объект построит подрядчик по цене ниже чем предусмотрено в проекте. Так в чем тогда нарушение или измена?
Неужели трудно понять, что трудоемкий процесс формирования договорной цены ограничивает доступ подрядчикам к рынку строительства, приводит к многочисленным ошибкам всеми участниками, позволяет «кошмарить» бизнес со стороны проверяющих, ведь необходимо обосновывать каждую составляющую расходов дорожных работ (с указанием марки машины, количества работников, уровня заработной платы, прибыли и т.п.) путем подготовки целого ряда документов в бумажном виде.
Тепер треба трохи розповісти про те, що це взагалі за укрупнені показники вартості. За радянських часів вони застосовувалися для планування капітальних інвестицій і розподілу матеріальних ресурсів між республіками, регіонами або будівельними організаціями.
У пострадянський період колишнім Держбудом, а потім Мінрегіоном також затверджувалися деякі укрупнені показники. Наприклад, до них належать опосередкована вартість спорудження 1 кв. м житла, одного місця в школі, дитячому садку, ліжко-місця у лікарні чи для одного відвідувача у поліклініці. Тобто такі показники є дуже приблизними і завжди використовувалися просто як верхня планка для визначення необхідного обсягу інвестицій.
Укрупненные показатели стоимости работ будут применяться исключительно подрядчиком на стадии заключения договора и проведения взаиморасчетов. Не надо писать этот бред из мира плановой экономики — ни Министерство, а тем более Укравтодор не собирается устанавливать эти укрупненные показатели.
Сметная часть проектной документации будет формироваться по привычным правилам — ресурсным методом. Разрешено только на предпроектной стадии для предварительной оценки целесообразности инвестиций применять укрупненные показатели или базу данных объектов-аналогов.
У листопаді переможцем тендеру на виконання дослідження став інститут «ДерждорНДІ», підпорядкований Укравтодору. Перед цим інститут не мав жодного стосунку до формування загальнодержавних підходів ціноутворення в будівництві. На вивчення світового і європейського досвіду та підготовку кошторисних норм і нормативів фахівцям «ДерждорНДІ» було відведено лише один місяць.
Как это ГП «ГосдорНИИ» не имел никакого отношения к формированию общегосударственных подходов? Институт является разработчиком нормативных документов по ценообразованию в строительстве автомобильных дорог. Членом Технического комитета по стандартизации 311, который отвечал за систему ценообразования.
Наприкінці грудня 2020-го роботу, виконану інститутом, було презентовано як реформу системи ціноутворення. Однак тоді експерти дійшли спільної думки, що вона не може бути схвалена як нормативний акт чи документ, а є лише компонентом у подальшій розробці повноцінної реформи.
Ложь. Институт четко выполнил поставленную задачу — подготовил предложения к изменениям в систему ценообразования, которые представил в виде нормативного правового акта. Кстати, предложения института были одобрены и рекомендованы Секцией Минрегиона.
Якщо говорити про досвід технічно розвинених країн, то вартість матеріальних і технічних ресурсів визначається за мінімальною ринковою ціною для ресурсів відповідної якості. А вартість трудових ресурсів регулюється за практикою, яка склалася у тій чи іншій країні.
Вы серьезно говорите, что по минимальной цене? Как ее определить? Чего же тогда до 2010 года стоимость материальных ресурсов определялась по средней цене? Кстати тогда господин Исаенко работал заместителем Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. А фраза, что «стоимость ......... технических ресурсов определяется по минимальной рыночной цене» указывает на его некомпетентность. Видимо забыл, что в свое время его команда прописала, что цены на технические ресурсы определяется по средней цене, а по факту предельной.
Тепер уявімо ситуацію, коли певна структура розробляє та затверджує власні правила і показники, узгоджені з партнерами. Підпорядкований їй інститут на цій основі розробляє проєктну документацію. Нарешті, підпорядковані або інші споріднені підрядні організації дещо знижують свої укрупнені показники, виходячи з того, що на ринку є ресурси за нижчими цінами, ніж середні, — і виграють тендер.
Полный бред. О каких подчиненных институтах идет речь? Проектную документацию разрабатывает много различных компаний, их сотни. Все они определяются на тендере. Проект тогда проходит экспертизу.
Фактично це означає можливість подавати будь-яку ціну робіт, згодом маючи конкретні пояснення для «прорахунків». Якщо такий підхід матиме законодавче та нормативне підґрунтя, ні аудиторська служба, ні Рахункова палата, ні правоохоронні органи не зможуть контролювати за ефективне використання державних інвестицій. Жоден контролюючий орган не зможе довести, чому фінальна сума в кілька разів відрізняється від реальної. Просто компанія-підрядник вибрала неправильний коефіцієнт, однак діяла в рамках чинних правил і нормативів.
Как это не смогут проверить? Проверяющие органы будут устанавливать факты соответствия объемов выполненных работ, их качества проектной документации, прошедшей экспертизу. Объект должен быть построен по цене ниже, чем в проекте.
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Господин Исаенко, который работал заместителем Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в 2007-2015 годах, сделал все для того, чтобы существовала постсоветская зарегулированая система ценообразования в строительстве.
За время работы Исаенко в Минрегионе почему-то только одна такая частная компания ООО «Научно-производственная фирма» Инпроект" получила (приказ Минрегиона от 26.04.2012 № 183) право быть одной единственной неповторимой организацией, осуществляющей научно-техническое, опытное, нормативно методическое и информационное обеспечение по вопросам ценообразования в строительстве и обеспечивает функционирование ТК 311 "ценообразование и сметное нормирование в строительстве".
И не потому ли переживает г-н Исаенко, что в случае осуществлении реформы ценообразования, все участники строительства прекратят заказывать в ООО "Научно-производственная фирма" Инпроект "индивидуальные сметные нормы, покупать программные комплексы для определения стоимости дорожных работ, покупать сборники разъяснений (а с такой сложной и зарегулированной системой они ой как нужны)?