Все вы наверняка знаете классический интернет-мем «как нарисовать сову». Смысл его в том, что сначала вам предлагается сделать что-то очень простое и доступное буквально каждому (нарисовать два круга, соответствующие телу и голове совы), а потом, без всяких объяснений и без какой-либо подготовки, вас просят сделать что-то чрезвычайно сложное ("дорисуйте чертову сову", в оригинальном варианте — "draw the rest of the fucking owl").

5d712da4c4232.jpg

Для многих людей школьное образование в естественных науках полностью следует этому мему — сначала все было понятно, а потом, в какой-то момент, просто сказали "дорисовать сову", на чем, собственно, какое-либо понимание предмета навсегда закончилось.

Причины этого явления многообразны. Тут и хреновые школьные программы, и столь же хреновые учителя, и не менее хреновые учебники, и прочно укоренившиеся идиотские стереотипы про "кому нужна эта тригонометрия", и много чего еще. Так или иначе, но у подавляющего большинства окончивших школу нет сколько-нибудь связной картины мира. Есть какие-то зазубренные наизусть обрывки по разным предметам, но нет понимания того, как все это стыкуется друг с другом. Да что там, нет даже понимания, что оно вообще должно как-то стыковаться.

Кто-то просто счастливо живет с этим грубо порубленным винегретом из остаточных знаний всю жизнь и не чувствует дискомфорта. Кто-то дополняет его первым, что попадает под руку — эзотерикой, религией, пропагандой, псевдонаукой, в редких случаях какими-то научно-популярными лекциями. А у кого-то плохое образование накладывается на неприятные особенности психики и проявляется, то что я называю "синдром несогласия с реальностью"

Люди с этим "синдромом" просто не в состоянии принять ту обрывочную картину мира, которая у них сформировалась в результате воспитания и школьного образования — им физически некомфортно от того, что они не могут "дорисовать сову". Они не могут внятно сформулировать что же именно причиняет им такой дискомфорт — это просто подсознательный посыл что "что-то неправильно". В зависимости от степени дремучести такие граждане ударяются или в радикальную религию и эзотерику, или в крайние формы лженаучного обскурантизма, например, начинают верить в плоскую землю или всемирный заговор рептилоидов с Нибиру.

По-видимому этот феномен проявляется в любом обществе у определенного процента людей какой бы хорошей ни была система образования в целом. Я все больше склоняюсь к тому, что это врожденный дефект мышления: у этих людей глючит подсознательный первичный фильтр, который распознает явный бред и информационный шум.У любого нормального человека информация, которая грубо противоречит всему комплексу общепринятых представлений, попадает в разряд "чушь". У "несогласных с реальностью" этот фильтр поломан и работает наоборот: чем более нелепа и абсурдна информация, тем она кажется более достоверной. Реальность вызывает у них сильный дискомфорт, поэтому все, что ей грубо противоречит кажется приятным и правильным. Причем чем сильнее противоречие тем лучше. Самое противное, что это никак не коррелирует с общим интеллектом — это именно поломка базового подсознательного когнитивного фильтра.

Грубо говоря, если нормальный человек не понимает как дорисовать сову, то он просто пожмет плечами и подумает, что и фиг с ним — наверняка есть те, кто умеет хорошо рисовать и знает как это сделать. Человек же со сломанным фильтром подумает: "раз я не понимаю как дорисовать сову, то значит совы вообще не существует, а вместо нее есть заговор жидорептилоиов".

В классификацию психических заболеваний такой глюк не вписывается, да и свободу слова никто не отменял, но в то же время людей с таким когнитивным нарушением очень стремно подпускать к руководящим должностям и принятию ответственных решений.


Если вы хотите увидеть материал на какую-то конкретную тему, то вы можете поучаствовать в его создании. Перечислите небольшую сумму (сколько не жалко) на карточку ПриватБанка 5168742223114541 и напишите мне в личные сообщения какая тема вас интересует. А можете просто таким образом сказать спасибо автору.