Страсти вокруг проходного балла ЗНО в медицинские университеты на уровне 150 продолжают будоражить умы. Казалось бы уже закомпостировали и даже получили первые результаты (набор медиков уменьшился где-то на 30% по сравнению с прошлым годом, когда брали всех подряд), но общественность все еще никак не успокоится. Самый популярный вопрос — почему, собственно 150, а не, скажем, 180 или 137.5?
Надо признать, что с коммуникацией по этому вопросу у МОЗ действительно как-то не алё и создается впечатление, что цифра 150 взята от фонаря. Эта цифра действительно никакими интегралами не вычисляется и взята с некоей долей произвола, но это нормально и правильно. Сейчас попробую объяснить на пальцах.
Установление проходного или порогового балла всегда представляет из себя некий произвол. У вас есть плавное распределение людей по полученным ими баллам и в каком то месте этой шкалы вам нужно провести черту и сказать, что до нее — не зачет, а после нее — уже зачет. Всегда найдется человек, который спросит почему черта проведена именно здесь, и абсолютно всегда найдутся обиженные, которые сдали на пол-шишечки меньше чем на проходной балл. Где бы вы не проводили черту, вы всегда будете виноваты! Кроме того, проходной балл это политическое решение, которое должно быть максимально простым и эффективным, для достижения поставленной политической цели, но не обязательно основанным на какой-то сложной науке.
Политическая задача которая ставилась — отсеять необучаемых тупиц, которым нечего делать в такой ответственной профессии, как медицина. Сама цифра 150 это просто середина интервала между 100 и 200, а число тех, кто преодолевает эту планку — примерно 20% от всех выпускников (см. ниже). Это очень простые «круглые» цифры, которые легко воспринимаются и легко доносятся до общественности. Они не несут какого-то сакрального смысла, а выбраны по принципу «наименьшего произвола» — чем меньше мы мудрим в условиях наличия нанадежных и изменчивых данных, тем лучше.
Давайте посмотрим можно ли как-то рационально вычислить величину проходного балла. Результаты ЗНО лежат в открытом доступе и любой желающий может взять их и построить любые графики (имея базовые навыки в анализе данных, естественно). Я немного поигрался и сделал для вас графики распределений по трем предметам, которые релевантны для медиков: украинскому, математике и биологии (о том причем тут математика будет отдельно ниже). Каждый график показывает какой процент от всех здававших данный предмет получил конкретное число баллов. Общая сумма, естественно, равна 100%.
Сразу видно, что для разных предметов распределение сильно различается. Для украинского оно более-менее плавное и размазанное. Довольно много людей сдало на приличные баллы: кривая почти горизонтальна в диапазоне 160-185. Очень низкие результаты (менее 120) встречаются чаще, чем высокие, но не так чтобы глобально.
Для математики ситуация другая: огромное число людей получила днищенские баллы менее 120. Это, очевидно, те, кто сдавал математику от безысходности, только для того, чтобы не сдавать историю.
Для биологии все еще интереснее. Число сдавших на хорошие баллы аномально маленькое (кривая стабильно спадает и не имеет «плато» из хорошистов), но при этом тех, кто совсем нихрена не знает (100-110), меньше чем тех, кто хоть что-то из себя выдавил (120-130). По всей видимости это связано с тем, что какая-то самая минимальная интуиция в биологии есть практически у всех, а глубоких знаний нет почти ни у кого.
Из этих распределений понятны сразу несколько вещей:
- Все распределения плавно и монотонно спадают от 120 до 200 баллов. Где именно на этом спаде проводить линию отсечки — абсолютный произвол, форма кривых никак в этом не помогает.
- Устанавливать для разных предметов разные отсечки — еще хуже чем единую для всех т.к. вместо одной произвольной цифры будут несколько.
- Эти графики могут от года к году сильно отличаться по форме в зависимости от сложности и качества тестов, причем отсечка как-то вычисленная по графикам прошлого года не обязательно будет адекватна тестам следующего года.
Теперь посмотрим, какой процент выпускников преодолевают планку в 150 баллов. Как видно из картинки, для каждого из трех предметов это от 34 до 40%. Таким образом, в грубом приближении, такая планка отбирает чуть больше первой трети сверху по каждому предмету.
Естественно, количество выпускников, которые набрали 150 баллов сразу по двум предметам (в нашем случае по математике и биологии, по украинскому 150 не требуется) будет меньше, но сложно сказать насколько. На самом деле не намного. На втором графике показано какой процент выпускников набирает как минимум икс баллов по биологии и математике одновременно:
Четко видно, что зависимость практически линейная — отсечку можно ставить там, где мы хотим и никакого «естественного» значения нет и близко. Чем выше отсечка, тем меньший процент выпускников смогут поступать и именно этот процент МОЗу и надо установить своим политическим решением. Для отсечки 150 баллов поступать в медицинские ВУЗы могут около 20% выпускников школ, сдававших биологию и математику. Для других пар предметов (например, химии и математики) я не проверял, но учитывая высокие корреляции оценок по разным предметам будет примерно то же самое. Много это или мало? Да это дохренища! В развитых странах этой чести удостаиваются от силы 5% лучших (у нас это будет примерно 175 баллов)!
Не знаю как вы, но я не вижу какого-либо способа провести отсечку более рационально, чем чисто политическое решение касательно процента тех, кто имеет право поступать на медицину. 20% выглядят разумным компромиссом.
Теперь обещанные пару слов о математике. Вы таки будете смеяться, но я выступаю за то, чтобы будущие медики сдавали обязательное ЗНО по математике. Причин тут несколько:
- Медицина — нифига не «гуманитарная» профессия. Современная доказательная медицина — точная естественнонаучная дисциплина, использующая весь арсенал методов физики, химии, биологии и компьютерных наук. В этой области нечего делать людям, неспособным к восприятию точных наук и их результатов. Для освоения всех современных естественных наук и понимания их результатов математика на уровне школьной программы безоговорочно необходима.
- В современной медицине математика постоянно используется самым непосредственным образом. Врач обязан владеть методами статистики т.к. без этого он не в состоянии будет понять доказательную ценность современных исследований и не сможет принимать участия в клинических испытаниях (кроме как в роли «подай-принеси»). Да даже элементарно посчитать площадь под графиком надо уметь, иначе получится очень смешно и очень стыдно. Без школьной базовой математики все это недоступно.
- Школьная математика ценна еще и тем, что развивает у детей логическое мышление и понимание того, что такое алгоритмы. Банальное сложение дробей — это алгоритм действий, подчиняющихся определенной строгой логике. У человека, хорошо освоившему школьную математику, вырабатываются понимание того, что без применения четкого алгоритма можно получить неправильный ответ даже для самой простой задачи. Такому человеку не надо долго и нудно объяснять зачем нужны типовые клинические протоколы — он это сам прекрасно понимает и сам их будет искать и применять.
- Наконец, освоение школьного курса математики — отличный маркер общей обучаемости ребенка. Математика — это довольно напряжно, она требует усилий, усидчивости, самодисциплины и мотивации. Сравните с требованиям к успешному обучению в медицинском ВУЗе. Ага, точно то же самое. Вызубрить анатомию, хорошо зная математику можно, а наоборот — никогда.
Я уже предвижу какой страшный вой поднимется если МОЗ выступит с предложением об обязательности ЗНО по математике для медиков, но надо, Федя, надо — если мы хотим хороших врачей, то без этого никак.