Где-то стояли за молоком, где-то за помидорами.
Нас выстроили в бесконечные, многочасовые, склочные очереди и пронумеровали нам ладони.
Мы с самого детства знали, что «выбросили»- это значит «положили на прилавок».
Унижение стало обыденностью и задалбывало только лишь длительностью процессов.
Для отсидевших учебный год существовали пионерские лагеря (ПО) и лагеря труда и отдыха (ЛТО, в народе ЛТП, по аналогии с заведениями для алкашей)
В ЛТП я побывала единожды, причем добровольцем, поди знай, что меня заманило в чудесный поселок Сартану собирать клубнику.
Ну первым делом нас забыли кормить. Первые два дня мы жрали привезённые из Марика сумки. Опытные родители, проходившие студентами весь этот цирк со стройотрядами или картошкой, знали, что кормить не будут и дали детям с собой жратвы.
Жратва закончилась и дети пошли ордой штурмовать местный сильпо на предмет «а есть чё съедобного?». Съедобного оказалось мало и странно.
Были всякие крупы, чай со слоником и сушеные лоскуты кальмаров, которые не гнулись но пахли едой. За сим ассортимент иссяк.
Ну чё уж. Хорошо размоченный слюнями кальмарный ремень был увлекателен, долгоиграющ и даже чутка калориен.
Потом нас, конечно, начали кормить. И возить на клубнику. Как ни странно, невозможно сожрать много немытой клубники. Ну ведро. Ну два…А потом скушно и хочется борща.
Уж не знаю, в чем был потаённый смысл этих ЛТП, патамушта КПД с нашей работы был если не ноль, то что-то очень рядом.
Пионерские лагеря…Там не надо было работать и кормили всё-же. И учили песням про Красную Армию, которая всех сильней.
Причем это же всяких киевлян и дончан отпраляли на море. Нас, морских, отправляли в лес. А лес- это хз где, возле Славяногорска, икарусом часов 7.
Т.е. родители к нам не ездили и все мечты на тему «вот мама приедет и заберёт» были пусты.
Впрочем, иногда там случались приятности.
Например, побег с забора в крапиву за земляникой и роскошный от неё поносище потом.
Или дискотеки, когда приглашали танцевать всех, кроме тебя.
Или комары, размером с лошадь, которые вопреки легендам не боялись аромата духов «Гвоздика» и жрали нас без соли.
Или растяжение, на которое поставили СПИРТОВОЙ компресс и забыли снять. А утром на почерневшую кожу намазали вазелином и сказали, что так и должно быть, заживает, ага.
В общем и целом, лагеря эти добавляли здоровья, выдержки и сноровки в плане извилисто спетлять от поставленных задач.
Хороший навык для юного строителя коммунизма.
А в школе каждое утро происходила «полит-информация». Это такая фигня, когда нужно накромсать ножницами заметок из газет про всякие важные события, вклеить их силикатным желтым клеем в тетрадку и зачитать вслух по требованию.
Чтобы что? Поди знай. Наша жизнь была полна действ, смысл которых непостижим и по сей день.
Как , например, уроки ПЕНИЯ.
Ну вот если бы мы просто слушали классическую музыку-это было бы хоть где-то понятно. Но мы же пели! А вы слышали, как поёт почти двухметровый боксер Саня Сагай? Нет? Вам сильно повезло…
Иногда наша классная руководительница возила нас на экскурсии в Донецк, Ростов-на-Дону или Кривой Рог. Было весело, тачанка эта, конь с яйцами, первое моё в жизни эскимо на Южном в Донецке. Кривой Рог не запомнился ничем, кроме его бесконечности.
И это постоянное «нечего надеть»…Причем реально нечего. Всё стрёмное, серое или коричневое, сидит мешком, словно его спецом так пошили, чтобы совок выглядел максимально угробищно и нелепо...Ни обуви, ни белья…
Маменька, помню, захотела мне красивого и купила сырые шкурки белых кроликов. Вычинила их сама ( о боже, как всё воняло эфиром и гнилятиной!), а потом сама же шила мне полушубок. Я созерцала процесс с дивана и придумывала стихи. Не складные, но в тему.
Страшно злая мама
Полушубок шьёт.
Полушубок шьёт
И очень матюкаецца
Патамушта полушубок
Не получаецца!
Маменька где-то ещё и сапожки белые оторвала. С мехом и серебристой пряжкой сбоку.
Зато потом, когда мы починили швейную машинку, расплатились за сапожки и выгребли белую кроличью шерсть из ноздрей, я была самая крутая тёлка на районе.
Полушубок хрустел и плохо гнулся, сапоги за пять минут мариупольской улицы превращались в говно, но боже ж ты мой, какая я была красотуля)))
Далі буде