Первую часть статьи можно посмотреть, перейдя по данной ссылке.

Теперь хотелось бы рассмотреть другую сторону подводного камня. Украинцы поменялись в своём характере. Для того чтобы сделать подобные выводы, следует взглянуть на граждан ex vivo – в интернете. То, что до нас доходит в качестве отголосков – в виде комментариев, постов, мемов – реально имеет место быть в головах украинцев.

Украинец стал более агрессивным, чем раньше. Безусловно, причины подобной агрессии, схожи с депрессивными: война, кризис, отсутствие изменений у власти. Но эта агрессия по отношению к врагу нашла своё применение в термине, который в своё время вывел Э. Фромм и Теодор В. Адорно – авторитарная личность (фашизоидная). Признаки такой личности включают: авторитарные представления о «правильном» существовании окружающего мира, агрессивность, отсутствие самокритики и самонаблюдения, суеверия и стереотипы (можно добавить любовь к политической мифам), желание быть контролируемым «сильной рукой», любовь силы, восхваление силы как средства коммуникации и поддержки существования, деструктивность и цинизм, концентрирование чрезмерного внимания на вопросах секса, решение которых проявляется в репрессиях. Под каждый из признаков можно подобрать пример:

1) «Хунта буде», «нам потрібен сильний правитель», «військовий переворот», «всіх пересадити», «треба вводити військовий стан» и прочее. Люди хотят реальную жёсткую вертикаль власти, они с готовностью желают отдать свою свободу в чьи-то руки, ведь выбираться самим из образовавшегося хаоса достаточно тяжело. Зачастую, когда наступает реальная хунта, они начинают кричать, что их душат, но бывает уже поздно.

2) «Всіх повісити», «щоб ти здох, запроданець», «смерть всім кацапам і москалям», «я хотів скинути жінку під машину, бо вона висловилась негативно в бік України». Всё это реальные слова, которые демонстрируют доброкачественную агрессию по отношению к окружающим людям. На отдыхе в Египте доводилось видеть украинцев, которые бились с россиянами за то, что те просто россияне. Или когда украинцы, брызжа слюной, обвиняют во всех несчастьях остальных украинцев, называя их молчаливым быдлом, биомусором. Также «клиникой» является желание перестрелять всех депутатов, а потом предателей Родины.

Интернет – это социальная маска, которая позволяет избавиться от экзистенциального раздвоения личности, описанного Хайдеггером, соединяя человека с себеподобными оцифрованными существами, забирая при этом его собственный лик, превращая человека в «оно», это место, где он загоняет своё бытие в определённые виртуальные социальные рамки. Такой человек кибернетической эпохи может в один прекрасный момент не почувствовать реальность происходящего. Вечные крики о том, что давайте всех расстреляем, могут воплотиться в реальные расстрелы. И очень не хотелось бы, чтобы все эти крикуны, ощущая эфемерную безопасность (меня это не коснется, ведь в интернете не касалось), стояли и аплодировали казням, не понимая, что в петле в один прекрасный день может оказаться их голова. Когда они понимают, что за слова можно понести наказание, крики резко начинают стихать. Поэтому, попадая в жёсткие военные условия, такие люди теряются, пугаются, и желание всех убивать постепенно пропадает, ведь теперь убить могут их.

Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» выделял, что война сама по себе является довольно рациональным процессом, направленным на получение благ, поэтому нельзя предписывать людям, изначально заложенную в бессознательное агрессивность, проявляющуюся в устраиваемых баталиях. Кстати, З. Фрейд считал, что войны можно будет остановить путём создания международного органа, который поддерживал бы мир между странами. Увы.

Агрессия людей появляется постепенно во время войны, с помощью возникающего чувства обороны самих себя (оборонительная агрессия) или в качестве воздействия пропаганды (инструментальная агрессия). У россиян действуют те же самые факторы, что и у нас. Просто там инструментальная агрессия переросла в оборонительную, поэтому возникла в головах россиян мысль «наших бьют». Всё это бурлит, кипит на огне коллективного нарциссизма, когда вверх вздымаются такие понятия, как: «мы – особенные», «мы – оригинальные», «мы – лучшие». Нарциссизм не подразумевает восприятие собственных ошибок, понимание, что мы неидеальны, что у нас тоже полно недостатков. Глаза запылены. Кто-то устроил стрельбу в мирном городе – что вы, да он же патриот, вы, все гады, его оскверняете, он не мог так поступить.

3) Стереотипы и политические мифы выражаются в любимых многими украинцами разговорах о том, что нами правят жиды, они же развалили страну, а также везде заговор ФСБ, масонов. Ну и самый яркий пример, снова-таки, Россия.

4) Украинцы научились любить силу, показывая свою приоритетность ударом в морду. Подобный тип авторитарного поведения активно навязывается нашими политиками. Ему можно приходить, вымогать, кричать, плевать, поднимать руку на рядом стоящего человека, почему мне нельзя?

5) Проблемы секса у нас немного отошли на задний план, но раньше обсуждались ярко: запрет литературы Андруховича, потому что там эротические сцены; избиение гей-активистов в Киеве; крики о постоянной фелляции кто кого, маму и куда, картинки с детородными органами в разных местах политиков.

Стоило бы, конечно, отметить, что у нас появилась так называемая политическая некрофилия. Наши патриоты отдают свою любовь мёртвым символам украинской истории – Бандере, Донцову и т. д., не отличаясь этим от коммунистов со своим Лениным. Эта любовь перерастает в защиту объекта вожделения, как физическими, так и ментальными способами. Самая неприятная – это некрофилия реальная, когда люди получают удовлетворение и радость от вида жертв войны, растерзанных трупов врагов, крови. Почитайте комментарии к картинке, где показывают сепаратиста с отрезанными пальцами: «Молодцы, так держать», «Какая красота, ахахах», «Смешное фото», «так им сукам и надо». Это действительно грустно.

Самое странное и, может быть, позитивное у украинцев в том, что они научились отключать барьеры самосохранения ради достижения общих целей, что свидетельствует о возникновении нации.

Почему граждане выходят на защиту студентов, почему люди готовы идти голыми под пули ради идеи, почему готовы мобилизироваться и не боятся идти на войну? Многие психиатры склонны думать, что здесь присутствуют suicidal tendencies и даже некий элемент психоза.

Я же думаю, что это наша бессознательная родовая память. Когда животное чувствует опасность, оно старается убежать, но только тронь его потомство, как оно будет неистово за него бороться. В отношении людей это заложено в генетической памяти родоплеменных связей, которые строились по кровному принципу. Украинцы чувствуют угрозу потомкам, начинают защищаться. Не все, ведь отключение барьера самосохранения в нужный момент притупляется с движущимся вперёд прогрессом и все углубляющейся социализацией человека.

Существует мнение, что suicidal tendencies возникают уже в то время, когда общность знакомится с социальными катастрофами, в нашем случае войной, и после того, как определённая категория граждан начала собой жертвовать во имя остальных людей. Стоит взглянуть на новую забаву среди подростков – делать селфи на краю крыши, обрыва, моста, цепляться за вагоны метро, заниматься руферством и т.д. Каждую неделю такие «развлечения» уносят 2 жизни. Психологи утверждают, что дети, особенно школьного возраста, подвергаются атмосфере риска, которая присутствует в стране, благодаря войне. То есть они видят, что существуют люди, готовые лезть под пули, и они стараются, бессознательно, подражать им, не имея возможности отправиться на войну. Грубо говоря, этот институт «геройства» начинает интерпретироваться неправильно молодым поколением.

Данные «Левада-центр» показали, что в России находится 48% людей, желающих видеть Россию как великую державу, которую уважают и побаиваются, 40% опрошенных – с сильной авторитарной властью. А какой процент, по вашему мнению, украинцев, желающих видеть Украину с сильной авторитарной властью?

Направить население в здоровое русло мышления можно очень легко – перестать подавать им информацию о том, как всё у нас плохо. Чего сейчас, к сожалению, мы сделать не можем. Остаётся ждать, бороться, крепиться. А также постараться реализовать указанные выше 5 пунктов по решению проблем с психическими заболеваниями в стране.

А еще я выпустил книгу, вобравшую в себя лучшие мои сумасшедшие рассказы. Всем спасибо за то, что помогали, читали и благословляли. Благодаря вашей поддержке мне выпала возможность подарить этому миру частичку постмодерновости. Что в ней? Сатира на украинскую политику и социум времен Майдана и после него. Несколько фантастических рассказов. Несколько эссе и одно объемное интервью с людьми, которые были центральными персонажами украинско-российской войны. Много моментов являются крайне антиправительственными, антироссийскими и ударно-юморными. Поэтому меня Шерманом и называют. Стараюсь разрушать цели танковыми снарядами.

Книги свежие, хрустящие, сочные и полномасштабные. Кто хочет помочь автору, тот может купить. Для связи пишите в лс на фейсбуке: https://www.facebook.com/sherman.drozd