Продолжим рассмотрение государству Везунчиков, которые случайно временно становятся псевдо-империями. 

С одной стороны Чингисхан, захвативший Среднюю Азию и Северный Китай, мечтал объединить всю землю в единое государство под своей жестокой властью. С другой стороны, захваченные просторы были так необъятны, что уже нужно было ставить наместников, но поскольку было много сыновей, он наделил им соответствующие огромные улусы (земли/провинции/государства).   
Некоторые захваченные страны, и по населению и по уровню культуры были значительно больше монголов. Этой непонятной высшей культурой и технологиями не могли управлять монголы, поэтому Монголия была вынуждена принять/оставить иностранных менеджеров, строителей и содержателей общественной/производственной/технологической/коммуникационной системы. Чингисхан лично увидел и понял более высокую культуру южных соседей китайцев, но он из-за удаленности не оценил далекую высокую культуру тогдашних исламских стран Средней Азии. Сначала он отдал всё восточное направление старшему сыну Джучи. Первоначально из Тувы, Хакасии и Алтая образовался Улус Джучи, который позднее многие авторы назвали Золотой ордой. И вырос он со временем от Байкала до Восточной Европы  
Основную свою военную силу Джучи должен был строить из местных жителей, поэтому он в отличие от отца с бОльшим уважением относятся к мусульманам их культуре и религии. Чингисхан же хотел любое неповиновение карать уничтожением целых городов, всего населения. Это было вопросом в котором они разошлись вплоть до неподчинение Джучи отцу и противостояния. Но именно «культура» Джучи по инкорпорированию подчинённых народов позволила его улусу вырасти неимоверно. Война с коалицией волго-уральских народов и государств, продлилась  1223-1237 г. Сам Джучи Хан захватил Хорезм (1221) продвинулся до реки Урал. В 1224 Чингисхан приемником умершего Джучи Хана выбрал его второго сына Бату (Батый) который был по обеим линиям связан с семьёй Чингисхана. 
После смерти Чингисхана в 1227 году начинается естественный период династического раздробления. 
При смене власти в каждом улусе множество родственников и жён, регенты пытаются продвинуть во власть своих детей, мужей, братьев, друзей. Естественно ханы начинают ДЕЛИТЬ улусы между своими любимыми сыновьями. 
В период смены правителя каждое государство испытывает серьёзные слабости. Идёт серьёзная внутренняя борьба и лидера ещё должны поддержать соседние государства их руководители... За эту поддержку и неучастие/участие в интригах завоевания трона,  соседним улусам обещается и даётся бОльшая самостоятельность и независимость. Новый Хан каждый раз получает свой улус ослабленный внутренними распрями и всё более и более независимых соседей. Постоянные захватнические войны и внутренние конфликты укорачивают жизнь ханов. 
 То есть болезненный передел власти и дележ улусов становятся всё чаще и чаще. При этом не забываем, что в большинстве улусов присутствуют озлобленные униженные  захваченные местные народы. 
Разумеется, такое глупое примитивное государственное устройство написанное дикарём-бандитом на коленке, не может выжить и быстро разрушится. 

Но до 1368 года ещё далеко, вернёмся к  «Золотой Орде» и хану Батыю. 
Вернее, сделаем отступлени,е ещё чуть дальше к суздальской земле, к залесью. 
Там компактно в пределах сотни километров друг от друга возникли города: Росто́в (862г. вятичи), Владимир (990г. князь Владимир), Суздаль (1024г., меря, вятичи), Москва (1147г. князь Юрий Долгорукий).
Суздальские земли были заселены к 7-8 векам финно-угорскими племенами: меря́не, мещёра, го́лядь, мордва. В 9-10 веках уже соседствуют и перемешанны с ними так называемое вятичи, — славянско-балтийские выходцы из земель ЗАПАДНЫХ славян, из поляков... Вятичи ДАЛЕКО ушли на восток, занимаются первобытным трудно-бедным подсечным земледелием мигрируя по лесам, собирательством. Догадываетесь почему? Да, — это ушедшие от христианского мира лесные язычники. И вот приходит к ним, во время похода на волжских Булгар,  в 985 году вчерашний язычник, а теперь ХРИСТИАНСКИЙ Великий киевский князь Владимир Святославович, сам из ЯЗЫЧНИКОВ ВАРЯГОВ. Устанавливает там Киевскую власть. Ну и присылают туда на  княжение молодых неопытных княжих детей из варягов обычно подкрепленных варяжской дружиной. До Новгорода, где можно нанять вольных варягов в дружину, в полтора раза ближе чем до Киева.
Население немногочисленное, очень распределено по лесам и одиноким подсечным хуторам.
Ну вы понимаете, христианством там среди населения и не пахло. Скорее анти-христианством. Ну конечно из Киева прислали несколько монахов, сделали несколько монастырей/острогов... 
Языческие волхвы при любых проблемах с погодой и сельским хозяйством поднимают восстания с погромами, убийствами  христиан и христианской знати (1024г. — Суздаль, 1071, 1091 — Ростов, 1078 г. — Новгород,). 
Что на такой почве произрастает? 
Ну не христианство, и не уважение к христианской столице Киеву, — точно
В 1107 году Юрий Владимирович (Долгорукий) женился на дочери половецкого хана Аепы... Теперь уже его потомки стали варяжско-половецкими. Как бы, — ещё дальше от христианства и русских. Основой экономики половцев была рабо-торговля славянами.
Так Юрий (Долгорукий), создавший заодно в 1147 году  около Владимира и Суздаля  Москву, фактически из анти-христианских земель (вятичи начали христианизироваться только с 15 века, мордва с 18-19) ведет в союзе с половцами войны с христианским славянским Киевом, и с христианским славяно-балтско-финским Новгородом. Учит половцев воевать против христиан. «Долгорукость» его объяснялась исключительно долгорукостью союзников КОЧЕВЫХ ТЮРКОВ-ПОЛОВЦЕВ, которые к тому времени «закочевали» грабежами и рабо-угонами огромные просторы от верховий Иртыша до Дуная. 

Набеги и атаки половцев ослабляют Киев как столицу. В 1134 году княжества перестали признавать власть Киева и начинают борьбу за его наследство.

 

Когда христианский Великий князь Киевский (в.к.к.) ведёт изнурительные войны с половцами, князья Владимиро-Суздальские не присылают помощи... Но не только. 
Когда киевские войска уходят в поход, князья Владимиро-Суздальские могут подговорить соседей и устроить захват Киева... в союзе с половцами. 
Юрий Владимирович (Долгорукий) с половцами дважды входил в Киев и дважды изгонялся из него пока в 1151 году в битве на Руте потерпел с половцами поражение от своего племянника Изяслава Мстиславича (внука Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской). Однако после смерти в.к.к. Изяслава, в 1155г. Юрий таки уселся на киевский трон. Для Руси это было почти равнозначно захвату Киева половцами. Через 2 года Юрий умер, считают, что его отравили киевские бояре...  

Весной 1168 года в.к.к Мстислав Изяславич предпринял большой поход против половцев, нанёс им тяжелое поражение, обезопасил торговые пути, захватил огромную добычу, освободил многих русских пленных. Однако такое резкое усиление обеспокоило северских и суздальских князей союзных половцам.

В 1169 году Андрей «Боголюбский» (сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, «Боголюбский» — от города Боголюбов, где была его резиденция) собрал против в.к.к. Мстислава грандиозное войско во главе со своим сыном Мстиславом (его тезка), в которое вошли половцы и много князей.  В.к.к. Мстислав Изяславич не смог удержать Киев (март 1169) и удалился на Волынь, оставив семью в руках неприятелей. 

Впервые за период междоусобиц Киев был взят «копьём» (приступом) и подвергнут двухдневному полному разграблению. Множество киевлян были уведены в плен. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая».
В летописи это описано так: «и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли ...А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные.»

Киевским князем стал не сам Андрей «Боголюбский», а его младший брат Глеб Юрьевич Переяславский, но киевляне не желали мириться с новым порядком и князем полу-половцем. Зная об их настроениях, Мстислав в марте 1170 года с луцкими, галицкими, туровскими и городенскими полками вошёл в Киевскую землю, занял Поросье и вступил в Киев, жители которого без боя открыли ворота любимому князю. Глеб Юрьевич бежал к половцам и привёл от них войско. В апреле 1170 года он был снова вынужден оставить Киев ... 

Таким образом владимиро-суздальские князья из нехристианского и неславянского «подмосковья» привнесли в ужасы княжеских междоусобных киевских войн дополнительные страшные компоненты:
  — полные разграбления христианских славянских русских городов и храмов, угоны мастеров и ремесленников в рабство,
основное количество церковных ценностей было украдено из Киева во «владимиро-суздальско-московское» княжество, в нехристианские края.
  — привлечение, обогащение, усиление, и внедрение в русские княжества половцев. 
  — множество князей в захвате с половцами Киева 1169 г. получили опыт как вместе с половцами можно напасть на любой город, ограбить хоромы и церкви. Увезти к себе множество пленников и ценностей, поделившись награбленным с кочевниками.
  — такое ограбление церквей, убиения монахов и христиан стало началом того, что церкви стали службой при князе для ритуалов, задуривания народа, заточения неугодных и для хранения награбленного.

На этой почве сформировался новый тип «христианской» церкви: «не согрешишь, — не покаешься, не покаешься, — не вознесешься», «убил, украл, — перекрестись».  
  
После этого множество княжеских отпрысков просто искала любой повод или предлог, когда в каком-то городе пошатнулась властьо или кто-то умер,  чтобы с половцами напасть и захватить «княжение». Накануне монгольского нашествия  на Руси было 25 княжеских образований, из них 19 крупных. И этот процесс шёл по нарастающей в разнос. 

Киев после этого стал слабым невыгодным местом, бедным, легко разграбляемым, потерявшим множество людей, мастеров, воинов,... с множеством враждующих претендентов на трон, ... на границе с усилившимися половцами. 

Я думаю, что «владимиро-суздальско-половецко-московский» князь-полукровка Андрей «Боголюбский», еще и наученный гибелью отца в Киеве, не захотел садиться на завоеванной Киевский трон, чтобы не так явно фиксироваться в истории, как разоритель Киева и уничтожитель Киевской Руси. Хотя, — именно так это и было. Как ни старался Андрей «Боголюбский» избежать участи своего отца, а таки и был жестоко убит родственниками и приближенными среди которых очень многие были недовольны такими избиениями Киева и христианства. «Тело князя лежало на улице в Боголюбове, пока люд грабил княжеские хоромы.»


Описанные события, как это не удивительно, через 50 лет становится ещё одной важной частью Великого монгольского чуда.
Сейчас вы поймете как это всё связано. 
Чингисхан с сыновьями захватил очень, по тем временам, цивилизованно развитые северный «Китай» и тюрско-исламскую Среднюю Азию до реки Урал (Яик). 
Пробный заход орды в 1220-1223 порядка 20000 человек за реку Урал и Волгу ознаменовался битвой на Калке где монголами было взято в плен много половцев и русских людей. На Калке против 20000 единого организованного войска  монгольских мобильных, опытных, закаленных воинов выступило по некоторым данным 50.000 кочевников половцев и около 100000 русских, — с десяток очень разрозненных неорганизованных княжеских дружин, и тьма ополченцев с рогатинами. В основном это были южнорусские князья, которые боялись, что если не дадут запрошенную половцами помощь, то половцы просто перейдут на сторону монголов (так в дальнейшем лет через 15 и случилось). Монгольское войско обмануло несложными привычными маневрами и разбило неорганизованные толпы «любителей» и слабо маневренные княжеские дружины. Привел русских на эту безнадежную  битву без серьезной разведки князь из новгородских княжеских отпрысков, искатель приключений и захватов соседей, ставший подобно Юрию Долгорукому женихом половецкой княжны Мстислав Мстиславич Удатный по просьбе тестя хана Котяна.
Правда, на обратном пути, монголы с огромными трофеями, лишенные главного оружия, — скорости, подверглись нападению волжских Булгар, были разбиты и назад вернулось всего порядка 4000.

В 1236—1242 годах, после ассимиляции захваченных и покоренных половцев, случился так называемый Западный поход монголов, когда Батый, призвав на помощь все монгольские улусы, в 1236-37 годах покорил поволжские народы и половцев. Половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но... составили основной массив тюркского населения Золотой Орды.

Меня всегда удивляло как монголы воевали 15 лет с половцами, а потом легко и быстро всего за несколько лет(!!!) взяли и покорили русских славян. Зимой (!!!) 1237-38 годов основные силы монголов нанесли поражение великому князю Владимирскому; затем в 1239 году завершили захват Поволжья и степей вплоть до Кавказского хребта, одновременно нанеся три удара по пограничным русским княжествам. В завершение похода все силы вновь соединились для разорения Юго-Западной Руси и Центральной Европы в 1240-42 годах. 
Понимаете в чем тут дело? Зачем я так долго рассказывал как князь владимирский Юрий «Долгорукий» породнился и вступил в союз с половцами и воевал в союзе с ними против русских славян христиан ? Князь «владимиро-суздальско-ростово-"московский», — это все соседние города во Владимирском княжестве. Просто, после этого слива половцам Руси Юрием Долгоруким, при знаниях и связях половцев, монголам не составляло никакого труда, точно приходить в нужное место и побеждать легчайше. 
На неразведанной половцами Новгород монголы даже не пошли. Новгород не подвергался монгольскому разграблению и отделался в дальнейшем выплатой дани. 

Так московия, к сожалению, ее народности и политическая элита стали могильщиками христианской славянской Киевской Руси. Так Московия, воспользовавшись мощью половцев стала на ограблении христианского Киева самостоятельным государством.

Дальше будет. В следующей части мы увидим, как Московия стала Везунчиком псевдо-империей на могуществе монголов.