Задача по «возвращению в родную гавань» островов Спратли была значительно сложнее чем присвоение китайских названий Парасельским островам. Если Южный Вьетнам на момент аннексии островов откровенно агонизировал, тут все было по-другому.

Потенциальные соискатели скрепов архипелага Спратли чувствовали себя очень неплохо, причем некоторые из них сделали защиту «своих» островов национальной идеей. И это несмотря на то, что собственно островами, в понимании Морского права, их было сложно назвать – безжизненные скалы без воды, включая мелкие островки и рифы, полностью скрывающиеся под волнами сильного прилива. Какой же бонус получали страны владея архипелагом Спратли ? Бонусов тут было два – первый, в случае признания скал островами, введение исключительной экономической зоны в 200миль в районе интенсивного рыболовства (10% мирового вылова рыбы) и огромных запасов нефти/газа (5,4 млрд баррелей и 55,1 трлн куб.м. соответственно, по данным Минэнерго США). Второй бонус был из эпохи дипломатии канонерок - контроль за морскими путями по транспортировки нефти и газа в Азию.

Первое, что сделали «соискатели», это превратили «свои» скалы в укрепленные районы, после чего начали демонстративно возить туда туристов. Логика совершенно очевидная, Украина нечто подобное делала с островом Змеиным. Те, у кого скалы были побольше, немедленно построили на них взлетно-посадочные полосы, мол смотрите, это же настоящий остров!

Самый крупный «остров» Taiping Island (на фото) обжили потомки гоминьдановских картографов. Размеры его составили 1.4км в длину и 400м в ширину. Тайвань залил остров бетоном укрепрайонов, ввел воинский гарнизон и построил взлетную полосу. Еще раньше аналогичные действия предприняли Филиппины, Вьетнам и Малайзия, общее количество аэропортов архипелага Спратли сейчас 4 плюс 3 китайских, построенных на рифах. С некоторой задержкой объявил о том, что Louisa Reef из архипелага Спратли это исконная и святая земля, и богатейший Бруней.

А что же Китай? Китай пытался применить старые проверенные методы локального пускания крови, как и с Парасельскими островами. Так ему удалось в 1988г. опять пустить кровь уже объединенному Вьетнаму, затопив два транспортника с 70 объединенными вьетнамцами. Но это были скорее формальные действия, такой себе зондаж способности врага к сопротивлению и реакции Запада. Захват нескольких островов или рифов не давал никаких особых преимуществ, Китаю были нужны ВСЕ острова Спратли.

Проба пера 1988 г. и отсутствие последствий бойни на Тяньаньмэнь окончательно убедили Китай, что Запад не способен оказать сопротивление экспансии Китая. Но немедленно приступить к «освобождению» островов Китай не мог, ему был нужен правильный инструмент для наведения порядка в удалении от материка. Идеология Китая была в создании такой неядерной военной мощи в Южно-Китайском море, что любое сопротивление прибрежных стран становилось бессмысленным. Китаю была нужна авианосная группировка!

Купить недостроенный авианосец удалось в одной милой, но очень коррумпированной стране. За официальные 20млн. долл. (по цене металлолома), плюс N-ое количество денег в чемоданчике , гордый украинский «Варяг» 67% готовности поплыл в дальние края… Удивительно, но он очутился не пункте резки металла для очистки судна под казино, как было указано в контракте, а на территории военного судостроительного завода, где к 2012г. из гордого «Варяга» сделали не менее гордый «Ляонин». Бизнесмен Сюй Цзинпин , формально проводивший сделку с «Варягом», тогда заявил, что он потратил на покупку «Варяга» около 120млн.долл. Китайское правительство в ответ сообщило крохобору, что оно компенсирует ему 20млн долл. и другие документально подтвержденные расходы. Таким образом, если мы захотим узнать сколько же денег было в заветном чемоданчике, будет достаточно узнать точную сумму перевода денег от властей КНР предприимчивому Сюю и вычесть 20млн.долл и стоимость транспортировки. Если сумма компенсации проводилась в долларах, что скорее всего и было, то у США могут храниться данные о транзакциях по этой сделке… Но это так, заметки натуралиста. Хотя и у НАБУ может быть чисто педагогический интерес, несмотря на срок давности Родина должна знать своих героев!

Фото Варяга до и после смены национальности :


Параллельно с постройкой авианосца Китай занялся созданием военных баз в архипелаге Спратли, чтобы традиционно водрузить свой флаг и объяснить незнающим, что вокруг исконно китайская земля. Проблема была в том, что свободных участков уже не было. Сирые и убогие, как мыши сидели в своих ДОТах и готовились умереть за святую землю. Бухгалтерия КНР подсчитала, что выколупывать убогих постояльцев из их укрепрайонов очень дорого. Да и визга много… Поэтому было принято разумное решение в духе «и на Марсе будут яблони цвести» - Китай начал строить искусственные острова на рифах архипелага . Дноуглубительные суда решительно взялись за работу – далее по шаблону: бетон укрепрайонов, взлетная полоса, «счастливые туристы».

Казалось все отлично, но тут и начались осложнения… О них в следующей части.

Предыдущие и последующие части:

Первая: https://site.ua/sergii.gutsaliuk/8951-taynye-nasla...

Вторая: https://site.ua/sergii.gutsaliuk/8957-taynye-nasla...

Четвертая: https://site.ua/sergii.gutsaliuk/9044-taynye-nasla...



Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація