Осенью прошлого года премьер-министр Украины А.Гончарук на ежегодном форуме «Ялтинская европейская стратегия YES-2019» объявил о проекте соединения Черного и Балтийского морей водным каналом. Это вызвало определенный скептицизм и смех. И, казалось бы, об этом все забыли.

Но нет! Несколько дней назад во время визита в Беларусь глава Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) В.Криклий объявил о начале практической реализации речного маршрута Е40 (так называется проект водного канала между Балтийским и Черным морями). И в госбюджете уже даже выделены 10 млн. грн. на дноуглубительные работы на 64 км реки Припять.

Оказывается, задача о воссоединении Балтийского и Черного морей, которую ставил еще гетман Речи Посполитой Ежи Оссолинский, ожила в наше время. По предварительным оценкам на ее решение сегодня нужно 12,7 млрд. евро. Отказ европейцев выделить средства для реализации Е40 прозвучал еще осенью 2019 года, как только была объявлена эта инициатива.

Проблемными в этом проекте есть мелководные для судов класса «река-море» Припять и Западный Буг (между Брестом и Варшавой). Доведения уровня воды до судоходных норм на никогда не бывшим судоходным Западном Буге сопряжены не только с огромными финансовыми затратами, но и с экологическим проблемами для флоры и фауны Полесья. Кроме того, есть опасность того, что в результате работ на Припяти поднятый со дна радиоактивный ил (оставшийся по Чернобыльской трагедии) перенесется в Киев (это кстати, никто не опроверг и подтвердил).

«Весь проект Е40 – это феерический бред. Утопия полагать, что реки с низким уровнем грунтовых вод могут быть приведены в соответствие со стандартами навигации класса IV (на всем маршруте должна быть обеспечена минимальная глубина воды 2,5 м), особенно учитывая тот факт, что Припять пополняется преимущественно за счет снега. С технической точки зрения, это потребует не только дноуглубительных работ, а также строительства каскада плотин, что значительно увеличивает риски для окружающей среды», – такую точку зрения высказал в свое время экс-замминистра МИУ Александр Кава.

Но самое интересное состоит в том, что если работы будут проведены на Припяти за украинские деньги и по украинской инициативе (европейцы в стороне!), то главным выгодополучателем восстановления судоходства на Припяти станет Беларусь, а не Украина. Потому что именно Беларусь получит выход к Черному морю, а у Украины сегодня и без этого канала выход к морю есть. А выхода на Балтику у нас как не было, так и не будет!