Почему выражение «канселинг русской культуры» выглядит так знакомо? Потому что выражение новое, а явление — старое. Но при этом совершенно внутрироссийское.
Я проверил: русское (не российское) искусство как было, так и осталось в мировом золотом фонде. Будь оно хоть имперское, хоть какое.
Зашел на сайт Metropolitan Opera и посмотрел программу сезона. «Борис Годунов» Мусоргского. «Евгений Онегин» Чайковского. "The Rake"s Progress" Стравинского. Между ними "A Concert for Ukraine" — то есть, изменения в программу тоже внесены, и если бы гордость русской музыки захотели бы "кансельнуть", то возможности были. Но — оставили. Потому что никому нормальному в голову не придет соотносить "Евгения Онегина" с нынешним российским фашизмом.
Зато соотнести с ним того же Гергиева очень просто. Он сам себя добровольно и сознательно с ним соотнес. Поэтому к Гергиеву пришел "кансель". А к русскому искусству — нет.
Потому что "канселят" в мире не русское искусство, а российский фашизм, как бы он ни пытался называть себя "русской культурой" — и навязывать себя в таком качестве. Российский фашизм сдохнет. Чайковский останется.
Если кто и "канселит" русскую культуру, так это именно российская власть. Больше всего ее "канселит", конечно, вопрос, как современная российская культура (художественная и общественная) сочетается с привычкой к массовым военным преступлениям и их публичным одобрением и оправданием. Культура — это ведь не только стихи-эстрада-керамика, это еще и принятые в обществе нормы. И если нормой в общественной культуре считается геноцид, то никакие стихи-эстрада-керамика такую общественную культуру уже не спасут.
Впрочем, и по стихам-эстраде-керамике российская власть тоже активно работала. Не так давно это назвалось "репрессиями". А еще раньше "гонениями". Или выражалось через создание в стране таких радостных условий, что писать "Мертвые души" даже благонадежному имперцу Николаю Васильевичу Гоголю гораздо удобнее было в Риме, чем в Петербурге.
Или вот отличный пример "канселинга" из истории российской живописи.
"Апофеоз войны" Василия Васильевича Верещагина — одно из самых сильных антивоенных полотен в российской и мировой культуре. Картина написана в рамках "Туркестанского цикла", вполне милитаристского по содержанию и более чем имперского по смыслу — он напрямую посвящен колониальной войне. Написан цикл, кстати, в Мюнхене, и там же с огромным успехом впервые выставлялся. А потом Верещагин поехал с ним в Петербург.
А в Петербурге начался "канселинг". На выставку пришел государь Александр Николаевич, который, по воспоминаниям, крайне негативно высказался о ряде работ цикла. Например, о картине "Забытый", на которой погибший русский солдат лежал неприбранным на туркестанской земле. Государь "очень резко выразил своё неудовольствие", а пресса широко цитировала мнение, что картина крайне вредна, потому что "русские своих не бросают" (ну, вы поняли). Будущий наследник престола Александр Александрович в дневнике высказался иначе, но тоже определенно критично: "Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек".
Накал "канселинга" оказался таков, что когда Мусоргский под впечатлением картины написал на слова Голенищева-Кутузова песню "Забытый" и выпустил её нотное издание с посвящением Верещагину, тираж издания был запрещен к распространению и уничтожен.
Хотя "скотина" Верещагин своими глазами видел все, что затем писал и рисовал, его талант реалиста внезапно оказался противен его же имперской благонадежности. И благонадежность безоговорочно победила — три наиболее разгромленные за "антипатриотизм" картины цикла, в том числе "Забытого" (которого Стасов считал лучшей картиной всей серии, даже лучше "Апофеоза войны"), Верещагин своими руками сжег.
Собственно, такой "канселинг" в отношениях российской власти и деятелей русского искусства на протяжении следующего столетия был не столько исключением, сколько правилом. Многочисленные примеры вы сами легко вспомните, — или, если память плоха, найдете гуглем.
С именем Верещагина связаны еще две поразительные рифмовки с нашим здесь и сейчас.
Во-первых, художественный музей имени Верещагина расположен в украинском Николаеве, где на кораблестроительном заводе был построен недавно бесславно утонувший флагман Черноморского флота крейсер "Москва".
Во-вторых, Верещагин погиб в 1904 году на бесславно утонувшем после подрыва на мине флагмане 1-й Тихоокеанской эскадры броненосце "Петропавловск".
"Апофеоз войны" из "Туркестанского цикла" при этом остается одним из самых знаменитых полотен мировой культуры.
Оперы Мусоргского, Чайковского и Стравинского по-прежнему ставят в Metropolitan Opera.
Только, что закономерно, уже без Гергиева.