Всем привет, с вами Ксенончик и очередная телега системной русофобии.
Периодически я наталкиваюсь на вопросы, нужно ли потреблять тот или иной российский контент. Отдельно выражу радость от того, что эти вопросы вообще поднимаются, потому что я помню другое время. Энивей, сегодня пойдет речь об образовательном российском ютуб-контенте типа Арзамаса или Постнауки. По этому поводу я хочу рассказать вам интереснейшую историю, случившуюся со мной год назад.
Захотелось мне ознакомиться с теорией игр и я смело ввел это словочетание на русском в ютуб поиск. Мне выдало несколько лекций на разных каналах, но все от одного и того же математика — Савватеева. Если сейчас введете, то тоже самое будет. Ну ок, начинаю смотреть видео на канале МФТИ где этот самый Савватеев рассказывает о теории игр вокруг нас. Ништяк, думаю, примеры из реальной жизни, все как я люблю. И один из примеров называется «Люксембург в Евросоюзе». В чем суть.
С 58го по 73й в European Council было 6 стран с неравным количеством голосов. У Франции, Германии и Италии было 4 голоса, у Бельгии и Нидерландов было по 2 голоса, у Люксембурга — 1 голос. При этом для квота для принятия решения равна 12. Люди привыкшие к математике достаточно быстро сообразят, что в таком раскладе голос Люксембурга чисто арифметически ничего не решает, так как у всех остальных стран количество голосов — четное. То есть не может быть ситуации, когда голоса «за» какое-либо решение дали в сумме 11, а значит 12й голос Люксембурга будет решающим.
Дальше этот самый Савватеев говорит примерно следующее. «Ну я спросил у знакомого немца, как ты прокомментируешь эту ситуацию. Он говорит, ты не сравнивай Люксембург с этими вашими странами соцлагеря, где математику учат очень хорошо, они о четности-нечетности никакого представления не имеют. Там максимум пару учителей это заметили, не более. Потом я спросил другого немца и тот мне сказал, что люксембуржцы просто не следят за внешней политикой, им интересно только то, что происходит у них во дворе».
Тут я остановил просмотр этой познавательной лекции и начал гуглить. В итоге нагуглил, что там все было не так просто, разные решения принимались по-разному и все такое, в общем, пусть и небольшой, но все же вес Люксембург в прото-ЕС имел.
Но вы поняли что произошло? В лекции по математической дисциплине слушателям так, мельком, по ходу, попытались скормить классический russkiy ментальный паттерн о тупых европейцах, не умеющих в математику. Вот это любимое задорновское «нууу тупыыые».
Я потом нашел еще жж этого Савватеева и там просто концентрат ватного горячечного бреда, на фоне которого Просвирнин и Эль-Мюрид покажутся либеральными интеллектуалами. Но ведь, когда ты вводишь в поиске ютуба «теория игр» на русском, тебе в выдаче нет пометок «осторожно, автор этой лекции поехавший ватник и будет мимоходом кормить тебя говном». В этом опасность всего russkogo научпопа — это долбаное минное поле. Стартуя просмотр видео, ты никогда не знаешь, не ввернет ли туда автор что-либо из культурного багажа токсичного russkogo общества. Причем, если на шутку про салоедов ты стригерришься сразу, то на менее заметные вещи типа вопросов отношения к женщинам/лгбт/людям с отклонениями и т.п. — далеко не факт. Понятное дело, что просмотр russkih научпоп роликов не сделает тебя инстантли гомофобом, да, но все эти вещи работают количественно. Чем больше мы слышим тех же гомофобных высказываний тем больше неосознанно ползунок в нашей голове сдвигается в сторону «гомофобия == нормально». А особенно это эффективно во время как раз образовательных видео, когда мы сами настроили себя что вот, я готов впитывать информацию, которую мне подаст автор этого ролика.
Я не утверждаю, что каждый должен взять и бросить весь российский научпоп и прочие образовательные ролики. Я помню как еще год назад я бы просто не осилил курс квантовой криптографии на английском. И, да, иногда тебе нужно/хочется изучить именно сам предмет и все мыслительные ресурсы ты хочешь бросить на него, не тратя их на сражение еще и с английским. Практических совета у меня два.
1. Таки прокачивайте инглиш. Начните с просмотра научпоп роликов на более-менее известные темы. Вот год назад, я смотрел курсы на русском, сейчас уже 100% всех научпоп/образовательных курсов/роликов у меня English only. А я человек без особого таланта к изучению языков, если это только не языки программирования. И, да, после знакомства с англоязычным образовательным контентом вам в Арзамас уже не захочется.
2. Потребляя made in Russia контент помните, что даже если его автор душка, а тема абсолютно аполитичная, то все равно автор живет в российском обществе нормы которого отличаются от наших и от норм западного общества, с которым мы хотим сынтегрироваться. Из-за этого всегда есть опасность, что в потребляемом вами инфопотоке проскочит какая-то дичь.