Хотите порцию сторителлинга? Он есть у меня и, конечно же, из реальной жизни. Осторожно, не политика!
Сегодня история для тех, кто хочет заниматься контентом. Особенно контентом в клиентском бизнесе. А еще точнее для печатных проектов клиентов.
Получили это мы заказ на разработку фирменного клиентского каталога с нуля – товары из реального магазина для аудиторий средний +, высокий, высокий + и космос. Объем около 100 страниц, формат нестандартный, на обложке – вензеля конгревом. Месяц бодались по концепции и дизайну, недели три по верстке и текстам. Сделали такой, что самим все купить захотелось.
Менеджмент заказчика в восторге. Все утвердил. Готов платить, но попросил все бумаги оформить через НДС-контрагента, а проще говоря типографию, чтобы два раза не бегать. Не вопрос. Перестраиваем схему, при которой прямой договор между типографией и заказчиком, а мы в ней субподряд по контенту. Прошла предоплата, из них часть суммы – от типографии нам, откорректили фотки, вывели цветопробы, подписали пруфы.
И вот на этапе финального нажатия кнопки «пуск» старта печати, откуда ни возьмись поступает команда СТОП. Что случилось? Хозяйка увидела всю эту красоту и забраковала. Почему? Бог его знает, видимо сассоциировалось у нее с чем-то не тем. Даже с супругом поругалась за то, что ему очень понравилось то, что ей категорически нет. Ну, дело хозяйское. Менеджмент в ступоре, мы в недоумении. Типография в шоке. Взяла в залог сумму, которая отведена на печать.
Более того, так не понравилось хозяйке, что решила отдать переделку своему дизайнеру. Одному дизайнеру? – спрашиваем мы. – Но там помимо дизайнера еще человеческие единицы понадобятся. «Справимся», – оттуда отвечают. ОК.
Титр «Прошел год».
Типография в бешенстве – счет не закрыт, акт не закрыт. Менеджмент клиента в растерянности. Мы в ожидании. И вот наконец – долгожданная презентация апгрейда каталога. Другой формат, другой объем, другое все и суперобложка из дизайнерской бумаги. И ниспосланный референс в виде каталога друзей с хозяйским напутствием «сделайте так». Клево. Типография, матюкаясь, кроя все, на чем свет стоит, составляет новое доп. соглашение с совершенно новыми параметрами.
В типографию присылают макет, который мы, получается, в глаза не видели. И тут – начинается.
- У макета нечетное число страниц и на 11 меньше, чем заявлено в подписанной вами спецификации?
- Нууу, не знаем, попутали.
- Более того, если докинуть одну пустую в конец – не получится кратным 4, как того требует принцип тетрадности, вы в курсе?
- ОК, докиньте три.
- А почему у вас нумерация дана по разворотам и то кое-где? И в чем вообще все это смакетировано?
- В иллюстраторе поразворотно, мы так меню обычно делаем просто.
- А что у вас на обложке?
- Ой, а обложку мы и забыли.
- А почему у вас все фото в разных гаммах? Вы вообще занимались их цветокоррекцией?
- Нет, а надо было? А откуда нам это было знать?
- Мы высылали вам номер профиля и свод технических требований к оформлению макета месяц назад!
- Да? А мы не поняли, что это.
Я, прекрасно понимая, что если сейчас не включусь, то этот долгострой уйдет в бесконечность, подключаю дизайнера и корректора с цветокорректором. Они почти за неделю, тоже страшно матюкаясь, воссоздают из древних дагерротипов и икон оцифрованное чудо в формате индизайн. Мы выводим нормальную цветопробу, отделяем блок каталога от обложки с суперобложкой, подбираем по цвету и фактуре желаемую бумагу и выводим электронные пруфы, которые конечно же все равно никто из менеджмента заказчика не догадался как смотреть. ОК. Все готово?
Конечно, нет. Тут на арену выходит проснувшийся менеджмент уже типографии и требует Тонг По. А точнее, главного бухгалтера заказчика. С ним хочет говорить ван Дамма – главбух типографии. Тема встречи: как закрывать прошлый счет будем. Но при этом инициатор встречи до пару дней до того зачем-то выставил счет на новый заказ в полном объеме, не учтя суммы прошлогоднего незакрытого заказа. И даже – более того! – успел по нему принять всю сумму на счет.
Теперь получается им надо вернуть обратно ту часть суммы, которая была недоплачена в прошлом году, чтобы вновь принять ее по счету прошлого года, а потом переоформить все то, что уже передавалось новой поштой на другой конец страны и уже получено в подписанном виде. Ну почему же она не звонит? Вам Дама который день сидит и плачет над трубкой. Директор типографии с пеной у рота требует уже от меня, чтоб я лично занялся решением этого вопроса, видимо экстерном пройдя курс молодого бойца бухгалтерии. И еще вернуть все деньги, которые мы получили по прошлогоднему счету. Как и на основании чего, если мы оказались всего лишь в роли контент-подрядчиков по общему договору, не уточняется.
Параллельно с тем внезапно выясняется, что линии вензелей на суперобложке меньше допустимой толщины в 0,2 мм, а у конгревщика типографии нет таких ножей, что автоматически означает невыполнение хозяйского напутствия «сделайте так». Выход: менять ножи, менять конгревшика, менять типографию, менять профессию, менять страну. Или просто сделать все объекты в несколько раз большими, чтобы и линии на них выросли так же пропорционально, как Алиса, откусившая с другой стороны гриба.
Ту би континюэд. Ор нот ту би. И это только один из случаев. Который, в принципе, можно назвать типичным. И если вы думаете, что в клиентском диджитал-контенте все гораздо проще, поскольку там отсутствует опция печати, то вы заблуждаетесь. Там тоже много своих приколов, связанных с удаленным утверждением интерактивных элементов и адаптацией на внешних и внутренних субдоменах. Об этом – другой раз.
В общем, добро пожаловать в индустрию клиентского контента. С удовольствием буду вашим проводником.
Возможен обмен. С доплатой)