Вот и разбежались депутаты на каникулы. Предварительно заменив украинцам реальное реформирование на шоу снятия неприкосновенности.

Между тем, одна из ключевых реформ оказалась за бортом.

Реформа образования. Мягко отодвинута в сторону под сопровождение стандартного «денег нет».

А тем временем, наши дети продолжают покидать страну. Наши лучшие дети.

Официальных цифр образовательной эмиграции ни в МОН, ни в органах статистики нет. Об этом не принято говорить. Тем более – считать. Потому как с появление официальных цифр появляется проблема. А нет цифр – нет и проблемы.

Тем не менее, в 2016 году аналитический центр CEDOS Украина взял и просчитал. Сколько украинских детей учиться за границей, где и какая тенденция за последние 7-8 лет.

596c63a18655e.png

Даже беглый взгляд на цифры и графики поражает. Несмотря на визовые сложности, экономические кризисы и прочие не горазды – стабильный ежегодный рост на 10-15 процентов. И общая цифра уже уверенно перешагнула порог в 70 тис. студентов на сегодня.

596c63afd741a.png

Много это или мало? Если посмотреть на географию учебной эмиграции – очень много. А если добавить, что в реалиях действительности для окончания зарубежного ВУЗа необходимы знания, а не финансовые возможности родителей, то цифра превращается просто в непостижимую. Мы реально теряем будущее.

Если учесть, что в последние три года к эмиграции в высшем образовании добавились школы, то это не «звоночек», а «набат» системе образования, и не только.

Почему уезжают дети? Только потому, что там лучше учат? Нет. Потому, что более престижный диплом? Нет.

Основная причина – реальное осознание родителями возможностей образования. Да, в Европе высшее образование престижно. Но престижно не дипломом, а квалификацией. В итоге, выпускник обеспечен возможностью получения достойно оплачиваемой работы по специализации. Увы, не в Украине.

Что мы можем противопоставить этому? Коррумпированные ВУЗы, покупные дипломы? И главное – есть ли у нашего высшего образования ценность, хотя бы внутри страны?

Давайте будем честны. Нет. Уже давно диплом превратился в сочинение из серии «Как я провёл пять лет». В итоге, такими темпами у нас каждый первый будет иметь документ о высшем образовании. С отметками, но без знаний и квалификации. Документ, который не котируется на рынке труда и точно не является гарантией обеспеченного будущего или блистательной карьеры.

Массовость убивает качество.

Массовость нивелирует достижения тех, кто учится. Ставит в один ряд троечников и отличников. Одинаково лишая стартовых возможностей и заслуженных привилегий.

И вот – реформа образования. Даже в таком «мягком» и местами усечённом виде могла бы обеспечить первые шаги изменений. От школы до ВУЗа. Развернуть старую и мёртвую машину формального образования в сторону прогресса и современности.

Но нет. «Не на часі». Денег нет.

Хотя истинная причина кроется совершенно в другой плоскости. От образования не умирают, а дети не голосуют. Да и первые результаты реформирования увидят избиратели явно позже следующих выборов.

Поэтому можно не спешить. Подумаешь – будущее страны. Оно же где-то там, за призрачным горизонтом. А избиратель здесь и сейчас.

В итоге – мы снова отброшены на поколение назад и впереди, как минимум, год потерь светлых голов будущего страны. Возможного, но маловероятного.