Есть такой автор, пишущий про маркетинг, Sally Hogshead. Она считает, что движущей силой маркетинга является очарование. Что от природы мы стремимся очаровывать — это фундамент для выстраивания социальных сетей. И, конечно же, сами очаровываемся.
В предверии выборов можно посмотреть на кандидатов с точки зрения из способности очаровывать.
Салли пишет, что первый триггер очарования — это предчувствие удовольствия, надежда. Что именно этот кандидат решит все наши проблемы. Сумеет организовать и реформировать, победить и освободить, разрушить и построить. После четырёх лет непрерывных реформ становится понятно, что слова — это не всё, должна быть в кандидате ещё и способность выполнить то, что обещает.
Второй триггер — это мистичность фигуры. Он знает какой-то секрет, которого мы с вами не знаем. И он использует это скрытое оружие, как только ему предоставится возможность. Последние три года нас водят за нос рассказами про МВФ, про внешние долги, про трудности сведения бюджета — население должно верить, что свести бюджет — это непосильная задача, требующая знания секретов. Новые кандидаты могут оперировать «блокчейнами» и «гиперлупами» :)
Третий триггер — это страх. Мы обязательно должны быть напуганы тем, что будет, если мы не изберём вот этого человека. За один тур! Три года нам объясняют отсутствие реформ угрозой полномасштабного нападения. И это работает. Хотя отсутствие модернизации и экономическая отсталость Украины представляет гораздо более серьёзную угрозу.
Четвёртый триггер — роскошь. Это процветающая страна, это многомиллиардные инвестиции, это приток туристов, это интерес всего мира, это собственные элктромобили и космические корабли, это высокий уровень жизни. Это балточерноморский союз, это НАТО, это членство в ЕС.
Пятый триггер — сила. В случае политиков — диктаторство или непреклонность. Помните «руки поотрубаю»? В чём нужна непреклонность сегодня? Может нужно непреклонное учреждение верховенства права? Или диктаторское расширение экономической свободы для граждан? Сила может выражаться не в доминировании над гражданами, а в умении управлять своей командой и в непреклонном стремлении сделать жизнь граждан лучше. А может кандидат предложит достичь высочайшего уровня военной мощи? Или пообещает посадить «трёх друзей»?
Шестой триггер — связать себя с чем-то запретным. Для кандидата это может быть легализация чего-то ранее запрещённого, предоставление свободы гражданам самим решать — употреблять наркотики или нет, заниматься проституцией или нет, играть в казино или нет, носить с собой оружие или нет. Или определить для этого конкретные места. Или отказаться от сотрудничества с МВФ :) Или начать создавать ядерный арсенал :) Тут, даже если обещания оттолкнут избирателя — зато много будет разговоров о бунтаре!
Седьмой, последний, триггер — доверие. Доверие — его не создашь за несколько месяцев. Оно формируется годами, а потерять его можно за один день. Есть ли способы восстановления доверия? Конечно. Это признание ошибок и покаяние. Публичный разбор полётов. Пока наши политики такой роскоши себе не позволяли. Также доверие можно заслужить делегированием, привлечением людей к управлению страной. Кандидат должен обещать людям, что они будут услышаны. Что они будут приглашены на платформы. Что люди смогут участвовать в управлении государством. И что Украина наконец-то достигнет настоящей демократии :)
Ну что ж. Каждому кандидату сегодня нужно выбрать, какие триггеры он может задействовать в своей предвыборной кампании для очаровывания избирателей. Каждому нужно оценить свои силы — чем может оказаться для людей его президентство? Воплощение неосуществленного? Экономическое чудо? Спасения от развала? Процветание? Военная мощь? Лигалайз? Вряд ли можно включить сразу все семь триггеров. Надо выбирать. И им, и нам.
Их задача — очаровывать, наша — видеть эти приёмы, не вестись на болтовню. Требовать предъявления не только списка реформ, но и людей, которые будут это воплощать. И людей, которые разработали концепции. И людей, которые напишут проекты законов. Давайте быть дотошными.