Я уже писала о том, что вокруг инициативы смены статуса АТО и принятия закона о деоккупации/реинтеграции Донбасса в публичном пространстве появились самые разные политические трактовки, не имеющие никакого отношения к реалиям. Теперь, изучив имеющуюся информацию в открытом доступе по этой теме, напишу о том, а что же, собственно, предлагается, какие позиции будут заложены в будущем законопроекте.
Во-первых, предлагается изменить название и определение боевых действий. Вместо АТО — самооборона (будет сформулировано четкое название этих действий, согласно 54 статьи Устава ООН), направленная на восстановление территориальной целостности Украины.
Во-вторых, в законопроекте Россия будет признана агрессором.
В-третьих, предлагается создать единый Центр управления боевой ситуацией и регионами Донбасса, куда войдут представители Министерства по реинтеграции Донбасса, военных гражданских администраций, Вооруженных Сил Украины, СБУ, МВД. Будет четко определено, что все эти органы делают, какие и когда функции выполняют. Оперативный штаб подчиняется президенту Украины, а по вопросам обороны — начальнику Генерального штаба. Определяется, в каких случаях в отдельных регионах Донбасса может быть введено чрезвычайное или военное положение. Президенту будут даны соответствующие полномочия как главнокомандующему управлять определенными военными операциями в случае необходимости.
В-четвертых, цель предлагаемых изменений — восстановление территориальной целостности Украины, а именно — возврат под контроль государства отдельных районов Луганской и Донецкой областей.
В-пятых, подчеркивается, что решение этого конфликта должно происходить политико-дипломатическим путем. Это важно, чтобы снять возможные спекуляции относительно обострения боевых действий.
В-шестых, законопроект не противоречит Минским соглашениям. Предлагаемые изменения соответствуют соглашениям в том числе в части по безопасности: отвод вооружений, разминирование, освобождение заложников, разоружение сепаратистов, вывод за государственную границу Украины иностранных войск и группировок. Этот порядок предусматривает в том числе введение в перспективе полицейской миссии ОБСЕ или других миротворческих формирований. В данном случае фиксируется, что Украина не нарушает Минские соглашения, что важно, в отличие от России, которая: ввела рубль, как платежную единицу на захваченной территории Донбасса; признала так называемые паспорта фейковых народных республик; конфисковала ряд украинских предприятий.
В-седьмых, предлагается порядок предоставления гражданскому населению социальных, медицинских и административных услуг.
В общем и целом, главная цель законопроекта — усилить правовые возможности использования ВСУ для защиты от агрессии и создать правовые основания для реинтеграции оккупированных территорий Донбасса. В этой инициативе, на мой взгляд, Украина не сужает, а расширяет возможность маневра и ответа на российскую агрессию.