До 31 декабря, дня старта избирательной кампании, происходящее в информационном поле напоминало стадион накануне большого турнира, где на поле выбежали вроде бы для разминки пара-тройка участников и — понеслись забивать голы, пока соперников нет. Причем голы все краше, счет на табло все больше, азарт нарастает, «воу-воу, красавчеги!», трибуны ревут, даются интервью и вот-вот все запоют «Ви а зе чееемпионс»..
Но тут вдруг наступает 31 декабря, в наступившей тишине на поле выходят все остальные участники турнира, немножко удивленно смотрят на слегка взмыленных «почтичемпионов», судья окидывает придирчивым взглядом участников, сухо спрашивает: «Все готовы?» и — дает стартовый свисток. И только после этого, собственно, и начинаются реальные соревнования, настоящий результат которых появится на табло спустя ровно 3 месяца.
Хотя конечно, избирательная кампания – это не футбольный турнир, здесь раннее начало, возможно, и сыграет свою роль, однако же выборы очень похожи на тот случай, когда «запоминается последняя фраза». И это еще хорошо, если так.
Потому, что если в торговле маркетологи справедливо считают, что до 70% решений о покупке товара принимаются непосредственно перед прилавком или витриной, то избиратель (украинский – так уж точно) тоже во многих случаях подходит к избирательной кабинке с чистого листа, лихорадочно перебирая в голове причины, по которым он сейчас должен кому-то поставить «галочку» — кто из них что обещал?
Была такая игра на ТВ — «Угадай мелодию».
-Я угадаю эту мелодию с пяти нот, – обещает один участник.
-А я угадаю с четырех нот- обещает другой.
-А я – с трех нот!
-Отгадывай!
Ну то есть — достаточно пообещать, выполнить и — победа! Приз в студию, гип-гип ура и все такое.
Так вот чтобы победить на выборах, задача еще проще – достаточно просто пообещать. Но пообещать красиво. И потом избиратель такой: о, вот этот лучше всех обещает – вот он и победитель! Приз в студию, гип-гип ура и все такое.
Выборы в Украине – это, к сожалению, турнир обещаний.
В ходе которого в избирательных штабах меньше всего ломают головы над планами будущих реформ и новаций. На самом деле там идет поиск самого-самого суперского обещания, которое бы обеспечило победу их кандидату. Все вовлеченные в процесс аккуратно называют это «месседжами», но суть от этого не меняется. Причем хорошие обещания – это товар штучный и ценный, попользовавшись которым, политики бережно прячут их в сейфы под надежные замки — до следующих выборов.
Как мэры некоторых городов – вместе с оппонентами, кстати, — в горло вцепятся любому, кто надумает раз и навсегда капитально заасфальтировать вечно ремонтирующуюся центральную улицу в городе – посягнуть на «месседж», исправно дающий результат каждые 4-5 лет, так и народные депутаты вместе с оппозицией свято охраняют, например, тему «Негайне зняття недоторканності!». Которая провела в Раду уже не одно поколение народных избранников.
В общем-то ситуация диковатая, конечно, — как если бы в футбольную команду брали не тех, кто классно играет, а тех, кто шикарно обещает шикарно играть. А вот в Президенты и в депутаты «берут».
Понятно, что цивилизация лучшего способа пока что не придумала, но если в устоявшихся демократиях обещания всегда идут в обязательном комплекте с предыдущими добрыми делами кандидата, его наработками, авторитетом выдвинувшей его политической силы, и т.д., то украинский избиратель в этом плане не усложняет и не переймається — благосклонно принимает чистые обещания.
И если вдруг случится чудо и на пост президента пойдет какой-нибудь талантливый Гарвардский питомец, юрист-экономист-финансист, новатор и реформатор, светлая голова, который захочет и сможет привести страну к процветанию, то великодушный украинский избиратель не оставит ему ни малейшего шанса в борьбе с биллбордом «ціна на газ буде знижена у 2 рази».
И наоборот — фрик, побегавший пару-тройку месяцев с вилами по Киеву, но — что очень важно – побегавший перед телекамерами, по результатам кампании может уже ходить кандибобером по коридорам Верховной Рады, потому что доверчивый избиратель вручит ему вместе с депутатским мандатом не только усиленное питание в парламентском буфете, но и голоса в сессионном зале, места в комитетах и т.д.
Таковы реалии.
Более того, как оказалось, значительная часть выборщиков готова отдать приличную долю голосов человеку из телевизора, не только не имеющего хоть какого-то опыта государственного строительства, но даже не успевшего еще ничего пообещать! Добр и великодушен наш электорат) Во время выборов, в основном.
Кстати, не исключаю варианта, что вот эта операция под кодовым названием «Зеленского – в президенты», изящно завершится в первый же день избирательной кампании 31 декабря. Когда выйдет под елочку Владимир Зеленский и скажет примерно следующее:
-Шановні! Красно дякую тим десяти чи дванадцяти процентам з вас, хто хтів бачити мене президентом. Але. Так не можна. Так нельзя. Нельзя так не уважать Украину, чтобы выбирать ей в президенты – полного дилетанта в политике, выбирать за приятную внешность и за голос с хрипотцой, нельзя выбирать себе в президенты Голобородька, персонажа из телефильма. Помогите своей стране — введите в привычку хорошо думать, перед тем как отдать свой голос. Украина у нас одна и нельзя к ней относиться так легкомысленно, тем более во время тяжелых испытаний.
И все. Страна восхищена смелым и наглядным проектом по воспитанию избирательной культуры граждан, мировая избирательная практика спешно заносит в свои анналы принцип наглядности «Зеленского-Голобородька», бабули и дедули из «десяти-двенадцати процентов» и не только — в глубоком раздумье и активно обсуждают программы каждого кандидата в президенты, за счет чего общество делает огромный качественный прыжок в гражданском самосознании избирателей и впритык приближается к европейским стандартам.
Гип-гип ура и все такое.
Где-то понуро, правда, бродят без работы создатели пустышек-"месседжей", волоча за собой вилы.
А мы, в свою очередь, проживаем год выборов, не разгавкавшись и не разругавшись, а, як і раніше, тримаючись один за одного. І рівно через рік, 31 грудня, чемно бажаємо один одному Веселих свят.
Чом би й ні.