В январе исполнилось ровно два года как я увлекся электромобилями. Стал много о них читать и немного писать. И все эти два года находятся люди, рассказывающие, что электрокары — это несерьезное баловство.
Два года назад мне рассказывали, что нет дальнобойных электрокаров, а я отвечал — ждите, будут. И сейчас Tesla Model S 100D проезжает 536 км на одном заряде, а плагин-гибрид Toyota Prius Prime с полным баком и аккумулятором — 1024 км.
Скептики говорили, что рынок схлопнется и вся эта «авантюра» окажется временной модой. Но рынок не слушает скептиков и продолжает расти. В 2016 году — на 45%.
Продано 774 тысячи авто. Это означает, что в 2017 году продажи прыгнут выше миллиона. И этот миллион игнорировать ну никак нельзя. Поэтому умные производители все активнее выводят и планируют вывод новых моделей на рынок.
Но давайте посмотрим что продавалось в 2016 году.
Мировые продажи.
Pl | WORLD | Dec. | 2016 |
1 | Nissan Leaf | 4.843 | 51.882 |
2 | Tesla Model S | 6.952 | 50.944 |
3 | BYD Tang | 1.510 | 31.405 |
4 | Chevrolet Volt | 3.974 | 28.296 |
5 | Mitsubishi Outlander PHEV | 2.696 | 27.322 |
6 | BMW i3 | 2.863 | 25.934 |
7 | Tesla Model X | 6.975 | 25.299 |
8 | Renault Zoe | 2.895 | 22.009 |
9 | BYD Qin | 821 | 21.868 |
10 | BYD e6 | 2.528 | 20.610 |
TOTAL | 103.527 | 774.384 |
Самый главный новичок года — Tesla Model X. Формально продажи начались в сентябре 2015 года, но в реальности Тесла смогла справиться с массовым производством и поставками только весной 2016 года. И, как мы видим, справилась успешно — Model X вошла в число лидеров, несмотря на высокую цену и проблемы с поставками.
В мировом топ-10 мы видим три китайские марки. А вот в топ-20 их куда больше — одиннадцать!
Все это потому, что китайский рынок продолжает расти как на дрожжах — еще плюс 84%. Всего продано 352 тысячи авто. Еще не половина мировых продаж, но все ближе и ближе к этому.
Pl | China | Dec. | YTD |
1 | BYD Tang | 1.510 | 31.405 |
2 | BYD Qin | 821 | 21.868 |
3 | BYD e6 | 2.528 | 20.605 |
4 | BAIC E-Series EV | 227 | 18.814 |
5 | BAIC EU260 | 309 | 18.805 |
6 | Geely Emgrand EV | 6.023 | 17.181 |
7 | Zotye Cloud EV | 1.615 | 16.417 |
8 | Chery eQ | 1.927 | 16.017 |
9 | BYD e5 | 2.420 | 15.639 |
10 | SAIC Roewe e550 | 620 | 15.145 |
TOTAL Market | 44.874 | 351.861 |
В Китае, как и раньше, за редким исключением продаются только китайские авто.
Например, Tesla Model S находится на 17-м месте с 7.5 тысячами. Что не сильно больше продаж Geely Emgrand EV за один только декабрь.
На китайском рынке множество марок и производителей. Основные — BYD, BAIC и Zotye. Ниже будет табличка с продажами по всем производителям. Спойлер — BYD круче всех.
Переходим к США. В 2015 рынок простагнировал, а вот в 2016 показал хороший рост — плюс 37%. Продано 158 тысяч авто.
Pl | USA | Dec. | YTD |
1 | Tesla Model S e) | 5.550 | 29.121 |
2 | Chevrolet Volt | 3.691 | 24.739 |
3 | Tesla Model X e) | 4.025 | 17.629 |
4 | Ford Fusion Energi | 1.099 | 15.938 |
5 | Nissan Leaf | 1.899 | 14.006 |
6 | Ford C-Max Energi | 1.289 | 7.957 |
7 | BMW i3 | 791 | 7.625 |
8 | BMW X5 40e | 569 | 5.995 |
9 | Fiat 500e | 650 | 5.330 |
10 | Audi A3 e-Tron | 589 | 4.280 |
TOTAL | 24.635 | 158.455 |
Здесь главные нарушители спокойствия Tesla Model X и Chevrolet Volt.
К 2017 году Chevrolet обновил как внешний вид, так и технические характеристики своего Вольта. Результат не заставил себя ждать — продажи пошли вверх.
Интересна эта машинка тем, что, хоть и считается плагин-гибридом, по сути является электромобилем «с продленным пробегом».
Заряда аккумулятора в ней хватает, чтобы проехать 85 км. А если заряд заканчивается, то включается бензиновый двигатель. Но включается в режиме генератора, заряжающего батарею. Полной зарядки и заправки хватает на 670 км, но такое использование — редкость. Потому что дневного пробега 85 км для подавляющего количества поездок более чем достаточно. Так что владельцы Вольта заправляются бензином где-то раз в месяц.
Теперь Европа.
Европейские продажи составили 221 тысячу авто. Это на 15% больше, чем в прошлом году.
Pl | Europe | Dec. | 2016 |
1 | Renault Zoe | 2.867 | 21.735 |
2 | Mitsubishi Outlander PHEV | 2.393 | 21.318 |
3 | Nissan Leaf | 1.595 | 18.827 |
4 | BMW i3 | 1.819 | 15.060 |
5 | Volkswagen Passat GTE | 3.310 | 13.110 |
6 | Tesla Model S | 1.408 | 12.549 |
7 | Volkswagen Golf GTE | 1.260 | 11.329 |
8 | Mercedes C350e | 1.622 | 10.125 |
9 | Volvo XC90 T8 | 1.298 | 9.469 |
10 | BMW 330e | 1.464 | 8.691 |
TOTAL | 29.996 | 221.614 |
Снижение темпов европейского роста во многом вызвано с сумасшедшими темпами 2015 года. Там рост составил более 90% из-за Нидерланов, убиравших часть льгот с 1 января. Тогда три последних месяца года переплюнули по продажам предыдущие девять. Если аномальные «лишние» 20 тысяч перенести из 2015 года в 2016, то окажется что с ростом все в порядке.
Здесь я обратил бы внимание на обновленные Renault Zoe и BMW i3. У них улучшены характеристики, увеличен пробег и т.д.
BMW i3, как по мне, является лучшим агитационным пособием для электромобилей, после моделей Tesla.
Самые крупные европейские рынки: Норвегия — 45 тысяч (30% всех продаж — электромобили!), Британия — 39 тысяч, Франция — 34 тысячи, Германия — 27 тысяч, Нидерланды — 23 тысячи.
А теперь обещанная битва производителей.
Pl | WORLD | Dec. | YTD |
1 | BYD | 8.444 | 100.183 |
2 | Tesla | 13.129 | 76.243 |
3 | BMW | 7.852 | 62.148 |
4 | Nissan | 5.243 | 56.498 |
5 | BAIC | 4.709 | 46.420 |
6 | Volkswagen | 5.619 | 37.523 |
7 | Zotye | 5.208 | 37.363 |
8 | Chevrolet | 4.572 | 32.199 |
9 | Mitsubishi | 3.142 | 32.179 |
10 | Renault | 3.622 | 29.701 |
Наибольший количественный рост продаж показали BYD — плюс 39 тысяч, Tesla — плюс 25 тысяч, BMW и BAIC — по 29 тысяч.
Ну и хочу напомнить, что в 2017 году мы с интересом ждем статистику продаж двух «дальнобойных» моделей.
Продажи Chevy Bolt (пробег 380 км) формально начались в декабре 2016 года, отгружено что-то около 500 авто. А по предварительным данным января продалось уже около 1200 единиц, что довольно неплохо, учитывая, что отгрузки идут только в двух штатах США — Калифорнии и Орегоне. И только осенью начнутся продажи во всех штатах.
Ну и Tesla Model 3 (ожидаемый пробег 344 км), на которую уже получено 400 тысяч предзаказов.
Здесь главный вызов — справится ли Тесла с производством. Некоторые эксперты считают, что до 2018 года фанаты свои авто не получат.
Но я надеюсь на лучшее. Чего и вам желаю :)
UPD В 2016 году в Китае произведено 115 тысяч электроавтобусов!!!
Все данные взяты с сайта http://ev-sales.blogspot.com/