После учений РФ на мысе Опук, когда Москва притащила в Причерноморье БДК «Ропуха» с Балтийского и Северного флотов, батальон морской пехоты с Каспия и минимум 3 БТГ ВДВ, снова стал в СМИ на повестку дня вопрос.
Чем Украина планирует купировать растущую угрозу в Причерноморье?
Особенно если помнить, что только у ЧФ РФ 15 носителей крылатых ракет, а в одной волне с промежутком в 36 часов россияне способны высадить 4 батальонно-тактических группы десанта.
Нельзя сказать, что работы не ведутся.
В обозримом будущем это 3 дивизиона ПКР «Нептун», первый из которых планируется сдать до 2022 года.18 пусковых установок, 216 возимого запаса Р-360.
Плюс чисто береговая компонента — 2 дивизиона «Ураганов» 32-го реап; стрельбовая батарея «Точек», работающая в интересах оперативного командования «Юг»; «Гиацинты»; десяток «Смерчей».
К ним активно производятся ракеты — только «короткой» версии на 70 км. «Ольхи» планировалось 400 штук, также ведется программа «Тайфун-2» для 220 мм. «реакторов».
20 катеров «Осеа» для Морохраны — корпус первого уже заложен во Франции, идет локализация производства на верфи «Нибулон», первый корабль будет сдан в 4 квартале этого года.
5 «Айлендов» и минимум 8 "Mark VI" из США. 8 ракетных катеров из Британии. 8 «Гюрза-М» и 3 «Кентавра». Отечественные катера в полном составе будут тащить службу на Азовском море, часть "Mark VI" очевидно тоже. Также проведут закупки тральщиков из наличия стран Альянса в лизинг.
Опцион на Bayraktar TB2 для ВМСУ — скорее всего, новая серия Д или «горбатые» аппараты, снабженные аппаратурой SATCOM (с повышенным боевым радиусом, практическим потолком и автономностью в воздухе). Комплекта 3 должно достаться ВМСУ, уже идут методические сборы с офицерами и подготовка к приему.
Ну и турецкие корветы «Ада» по программе MILGEM (Milli Gemi — Национальный корабль). Предварительно серия из 4 судов.
Планируется цикл постов, по каждому из элементов этой мозаики обороны побережья, но начнем с корветов.
Корвет «Ада» ("Остров")— 99-метровый литоральный боевой корабль водоизмещением в 2400 тонн. Основная его задача в турецких ВМС — борьба с подлодками. Ибо на Черном море против Турции оперирует 7 "Варшавянок" РФ. В Средиземном случаются трения с Израилем, у которого планируется развернуть 6 "Дельфинов" немецкой постройки. И у Греции 8 немецких тип 209-214 в строю и еще 3 заложены на верфях.
В общем, даже второй флот Альянса должен реагировать, имея соседей с широкой возможностью подводной войны.
Но Турция не насколько богата, чтобы строить чисто узкие противолодочные суда. Поэтому "Ада" может работать ПКР, выполнять функции разведки и сопровождения судов, поддерживать радиус безопасности в 10 км против воздушных атак при помощи ПВО "Рэм".
Геликоптер "Морской ястреб" S-70B на борту это отличное средство против подлодок и беспилотных подводных аппаратов разминирования. На выбор торпеды, буи для обнаружения, глубинные бомбы, но есть возможность снаряжения ПКР.
Максимально широкие задачи и тактическая гибкость. .
Не так давно с корвета "Ада" испытали турецкую ПКР Atmaca, национальную ракету с боевым радиусом в 220 км, уничтожив цель в виде судна-мишени. Таким образом, Анкара избавилась от зависимости от импорта американских "Гарпунов". Торпеды "Мк-46" в двух аппаратах на борту изначально оружие против подлодок, но 5-ой модификации могут поражать надводные суда.
В общем, корабль широко профиля — несколько хуже чем специализированный, но зато тактически гибкий. Тем более, для ВМС Пакистана строится не только 99-метровый корвет, но и более тяжело вооруженные фрегаты — с китайской системой ПВО под 16 модулей для пуска на носу, которая обеспечит защиту в радиусе 75 км.
Опять же, есть в портфолио у той же верфи, где будут производиться корабли для Украины, фрегат типа "Стамбул" — 113 метров, 3000 тонн водоизмещения, более мощное ПВО, чем базовый "Рэм". Так что любой каприз за деньги заказчика. Благо Анкара входит в десятку производителей военных судов на планете.
50% корабля изготовят в Стамбуле, 50% на заводе "Океан" в Николаеве. Контракт должен был быть подписан в апреле 2021 года, но в СМИ пока тишина. Хотя на предприятии началась модернизация гермозатвора сухого дока — варят 800 тонные ворота, работы планировались еще в 2020 году, возможно это тоже косвенный звоночек.
На головной корвет проекта планируется потратить 3.8 млрд. гривен в 2021 году — 137 млн. долларов. Это в итоге меньше из расчета на 1 корабль, чем серия для Карачи — пакистанцы потратили почти миллиард долларов.
Но у нас планируется большая степень локализации. Например, немецкая силовая установка от Renk AG будет только в 1 экземпляре, дальше турбины от "Зоря-Машпроект".
Электроника в основном турецкая, кроме итальянского гидролокатора — система автоматического пожаротушения, система ведения сетецентрических боевых действий ADVENT COMBAT, электронные карты с навигацией со спутника ECPINS.
Да, Турция производит современную электронику, хотя четверть века назад осваивала отверточную сборку авто и шила джинсы.
В связке с технологиями малозаметности, полимерными материалами корпуса, системой перехвата торпед и прочим фаршем, Пакистан заявляет, что это будет самый современный корабль в его флоте.
Справедливо это будет и для Украины.
Задачи в принципе те же — борьба с подлодками и защита экономической зоны. Значительная доля ВВП Пакистана (8%) — перевалка через порты Карачи и Гвадар, например, текстиля, который занимает 60% экспорта страны. В регионе, где у вероятного противника Индии, сильно развит подводный флот.
Перевалка металла и зерна через Черноморские порты — критически важный для безопасности Украины коридор, 80% нашего экспорта это море.
ПКР "Нептун" и москитный флот это важный этап, но не дать заблокировать экспорт в "голубой воде" могут только корабли океанской и морской зоны с авиацией на борту.
Вместо с ракетными катерами и тральщиками они сформируют тактическую группу, способную выполнять самые разные задачи.
24 месяца на производство, ходовые и прочие испытания, обучение экипажей — начинать резку металла лучше в 2021. Тогда есть шанс через года 3-3.5 получить тактически гибкий боевой корабль способный как бороться с подлодками, так и с носителями высокоточного оружия вероятного противника в Причерноморье.
Как раз аккурат к тому времени, когда при помощи москитного флота, ПКР и ударных БПЛА мы закончим с зоной безопасности на "бурой воде". Сможем ли мы локализовать производство корветов в Украине или это будет очередной долгострой, станет понятно всего через несколько месяцев.