Abstract
О том, зачем нужны уроки сексуальной грамотности для искусствоведов; почему бездушные капиталисты были против рабства; а также о злобном мистере Г. О'Рилле – враге цивилизации

Whenever I look or travel in England or abroad, I see that men, wherever they can reach, destroy all beauty.
) John Ruskin, Modern Painters V (1860): Ruskin, Cook and Wedderburn

Куди не кину оком стомленим –
Кругом х*йня. За*бують мене
Питання с*чi. Що лучше: бездуховнiсть,
Розпатлана самиця зло*буча,
Що верхи на скаженiм бугаї
Шаленим чвалом мчить в пампасах предранкових
У нiкуда; або духовнiсть смирна
Що перстами, покрученими от поліартрiту,
Показує нам, де дорога к храму. В храмi тiм
Залiзо ржаве лежить у рiзних позах
І гнила картопля. О, б*ядський смисл життя,
Якщо ти єсть!
(с) Лесь Подерв'янський

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД

Тем временем в Англии, совершенно не обращая внимания на эти исторические события, рос и мужал Джон Раскин, будущий художественный критик. Его отец был, по его собственным словам, неистовым тори, мать – фанатичной евангелисткой, учителя – убеждёнными англиканцами, презирающими современную им Англию за отступление от старых добрых английских традиций в пользу аморальных диссентерских и еврейских доктрин. Стоит ли удивляться, что Джон всю оставшуюся жизнь искренне презирал мир торгашества и бездуховности, коим ему виделась Британия, зато любил старую добрую Англию из романов сэра Вальтера Скотта.

5fa109313e07a.jpg
Генри Лиддл, отец той самой Алисы, один из преподавателей молодого Раскина

Чахоточное здоровье, нередкое для сырой и намного более холодной чем сейчас Британии, заставляло его часто ездить в Европу: в Альпы и в Италию, – а отцовское состояние это делать позволяло. Один за другим выходят сборники стихов и эссе, наполненных христианским духом и любовью к красотам природы. Имя Раскина становится широко известным в узких кругах, особенно после его публичной критики современных, «заражённых лживым пост-ренессансным духом» художников и искусствоведов. Когда в конце 1840-х формируется недолговечный, но весьма плодотворный кружок художников-прерафаэлитов, Раскин без тени сомнения становится на их сторону. Ему импонируют их принципы, среди которых не последнее место занимает отрицание маньеризма, который они приписывали влиянию Рафаэля. Показать природу и людей красивыми, естественными – вот настоящая задача художника! Долой все эти чужеродные элементы, ориентализм и египтоманию! Готика – вот настоящий канон красоты!

5fa10959195a1.jpg
«Офелия» (Джон Эверетт Милле, 1851–52). Вероятно, самая растиражированная из работ «прерафаэлитов»

Всё было хорошо, пока не начались проблемы в личной жизни. Точнее, проблемы начались сразу же после женитьбы, ибо с женской анатомией жених был знаком исключительно по античным статуям, да и вообще, у молодых были весьма приблизительные представления о том, зачем супруги восходят на брачное ложе. Да, викторианская эпоха была полна непонятных нам условностей и правил того, что настоящий джентльмен никогда обсуждать не будет. А вскоре между Раскином, прерафаэлитами и его женой случилась весьма скандальная история, после которой Джон подал на развод, а Её Величество, услышав о ней, удивилась и переспросила: «Что, вот прям вот так?».

Вероятно именно под влиянием этих прискорбных событий высказывания Раскина стали более жёлчными и резкими, а сам он обратился к теме исправления общественной морали, которая естественным образом привела его в презираемый им мир политики.

5fa109902fdf3.jpg
Джон Раскин восхищён красотой Шотландии. Картина Джона Эверетта Милле, 1853–54, законченная буквально перед скандалом

А теперь о британской политике – то, чего вы не хотели бы знать, но случайно открыли эту статью...

Полтора века назад, когда Мирового Полицейского звали совсем иначе, изнутри его разрывали те же вопросы, что и нынешнего – сейчас:

1) является ли «цветной» таким же человеком, как и «белый»?

и

2) должно ли позволить нищему умирать от голода?

И точно так же за этим спором внимательно следили из-за оградки те, кому по статусу не положено было озабочиваться ни первым, ни вторым вопросом – ибо от их особо ценного мнения ничего не зависело. Но как же не следить, если that"s such a fun!

Второй вопрос из этой пары, как мы помним, подняли на щит радикалы "манчестерской школы", отбросившие предубеждения христианских мракобесов, которые столетиями морочили голову невежественной толпе своими байками о милосердии и сострадании к ближнему. Человек должен сам творить свою судьбу, а если кто-то в этом преуспел более других – значит он того достоин. Если бы мы, преуспевающие люди, не были бы такими офигенно способными и трудолюбивыми, то наверняка тоже бы скулили сейчас о нещадной эксплоатации и классовом неравенстве... Но мы – это мы, и мы преуспеваем. Посему, shut up and go to work, you lazy bastards!

Первый вопрос, как ни странно, имел ровно ту же подоплёку. Нет, не классовую борьбу и не христианское милосердие, но желание одних людей считать себя, хоть на каком-то основании, лучше других. Но в данном случае логика закрутилась таким странным образом, что её без поллитры не объяснить. Так что наливайте, не стесняйтесь, потому что нас ждёт незабываемый трип.

Итак, в качестве стартовой точки, Святое Писание гласит, что несть ни эллина, ни иудея. Все люди – братья во Христе. Иногда сёстры, но не о том сейчас речь. И потому "стандартная" церковь столетиями призывала богатых отречься от богатства... ну хотя бы чуть-чуть – чтобы нищие, собравшись большим злым коллективом, их случайно не убили.

Но моральный груз неизжитой вины чрезмерно тяготил богатые души, и комплексы постоянно требовали выхода. Поэтому не стоит удивляться, что в конце концов появились религиозные мыслители, способные найти среди 100500 различных сентенций в Святом Писании и трудах Отцов Церкви не просто оправдание, но и благословение для обогащения. Естественно, среди традиционных клириков такой подход трактовался исключительно как ересь и потакание грехам, но поскольку прихожане таких "либералов" были и богаче, и влиятельней прочей паствы, то отлучить их от церкви, как в старые добрые времена, уже не получалось.

Но, спрашивается, зачем искать себе сложные оправдания, когда можно найти простое? И вместо проповедника в круг сильных, но презренных мира сего входит некий шотландский доктор по имени Адам Смит, который объясняет, что все эти библейские заморочки – фигня, потому что на самом деле люди руководствуются исключительно соображениями выгоды. Да, эти соображения часто замаскированы под всякую мораль и прочую чепуху, но мы-то образованные и успешные люди и знаем, что всё продаётся и покупается, не правда ли? В общем, так и запишите: законы общества – это законы хомо экономикус, человека экономического, а всё прочее – от лукавого.

5fa10afd118ce.jpg
"Философ голода", карикатура на Джона Стюарта Милля, одного из основателей школы политэкономии, человека очень сложной и незавидной судьбы

И адепты этого учения среди прочего делают такой логический шаг: рабство – это внеэкономический способ принуждения к работе. Но поскольку человек есть существо экономическое, то рабство – это нечто неестественное, противное Природе. Экономических средств (зарплата, всё такое) и так достаточно – так зачем нам эти оковы прошлого? И так, внезапно, позиции аморальных капиталистов совпадают с позициями радикальных морализаторов – долой рабство! Доводы у них разные, но кого это по факту волнует.

Но отрицание морали – это отрицание Бога! – вопиют в ответ сторонники милосердия и любви к ближнему. Каждое слово этих мерзавцев – ложь и осквернение веры! Миром правит Закон Божий, а не презренный шиллинг! Братство и христианская любовь – вот основы нашего бытия, а не прибавочный продукт! Потому круг земной – это вотчина братьев во Христе. А те, кто не принял в сердце Иисуса, как безбожные негры, китайцы или индусы, существующие, подобно диким зверям, без Слова Божьего – те лишь двуногие говорящие скоты, а не люди. Они – дети, из-за своего недомыслия нуждающиеся в родительской опеке; рабство для них – такое же естественное состояние, как хомут для вола или ошейник для дворового пса.

5fa10b0915004.jpg
"Крайности смыкаются". Карикатура на квакера и сторонника свободного рынка Джона Брайта, встречающего зулусского короля Кечвайо (о котором позже) во время его визита в Британию в 1882-м

Если вы запутались, то не стыдитесь, ровно так же разбирался в тонкостях баланса между любви к ближнему и получению прибавочного продукта и тогдашний среднестатистический британец. С единственной разницей – он и не заморачивался. Его принадлежность к той или иной стороне спора определялась не логикой, а происхождением, местом учёбы и кругом знакомств... Впрочем, как будто сейчас не так...

Вот так и получилось, что верующие в братство во Христе стали сторонниками рабства, а циничные кровососы-капиталисты – его противниками. Естественно, часть радикальных либералов (имеющих бизнес на рабском труде, скажем, на хлопковых плантациях в южных штатах США) вполне сходилась во мнениях с христианскими патерналистами, а многие добрые христиане вполне разделяли идею свободных рынков без каких-либо ограничений – но чтобы объяснить все эти хитросплетения игр разума одной поллитры не хватит, так что я пожалею вашу печень и попрошу просто поверить мне на слово – всё было сложно(тм).

Как и полагается в подобных забегах, очень скоро состязающиеся стороны стали соревноваться лишь в степени упоротости, а прочие детали стали малозначительными обрамлениями к этому замечательному качеству.


Конечно, все эти споры могли бы оставаться развлечением тонкой прослойки интеллектуалов, умеющих не просто писать слова, но и составлять из них предложения (а их на тот момент даже в прогрессивной Британии насчитывалось от силы несколько процентов). Но тут случился 1846 год, и улицы английских городов заполонили грязные иммигранты...

Кто сказал "негры"? Какие негры? Какие индусы? Какие ещё паки? Вы что, опиума обкурились? Кто выпустит этих цветных двуногих скотов без присмотра в старой доброй Англии... ИРЛАНДЦЫ!!! Вот настоящая беда!

5fa10b1655b2f.jpg
Ирландский Франкенштейн

Покаранные Господом за свою природную лень, за почитание ложных идолов папизма и нежелание стать на путь истинный, бегущие от голода, последовавшего вследствие их собственной глупости, это племя скрытых язычников и пьяниц, подобно саранче, накрыло старую добрую Англию. Посмотрите, нельзя выйти на улицу, чтобы не наткнуться на эти отвратительные рожи, не услышать их жуткий исковерканный английский, не быть вынужденными вдыхать отвратительный запах их немытых тел! Сэр, я ничего не могу сказать насчёт негров, но ирландцы хуже всяких язычников – они КАТОЛИКИ!

5fa10b2d8f787.jpg
Британская карикатура
XIX века. Подпись "Мистер Г. О'Рилла, представитель ирландской молодёжной партии, выкрикивает оскорбления в адрес британского флага. Пора его загасить!"

Естественно, добрые англичане преувеличивали, но проблема действительно существовала. После Великого Голода 1845-49 годов Ирландию покинуло 1.5 миллиона человек, из них 600 тысяч переселилось в Англию. В итоге на середину XIX века ирландцы составляли 3% населения Британии – это при общем количестве иммигрантов около 0.5% (поскольку с 1800 года Ирландия стала частью Великобритании, ирландцы формально иммигрантами не считались).

5fa10b388fa09.jpg
Ирландская промышленность: 1) производство "адских машин", 2) производство ирландских избирателей, 3) убийство землевладельцев, 4) безотказное ирландское занятие

Естественно, ирландцы немедленно заняли самую низшую ступень в социальной иерархии Британии. Естественно, они брались за самую дешёвую и презренную работу. Естественно, они были малообразованными. Естественно, среди них был высок процент пьяниц и преступников. Естественно, они жили компактными обособленными группами в таких себе гетто и подчинялись скорее мафии чем констеблю. И, естественно, они составляли огромную проблему для добропорядочных англичан. Стоит ли удивляться, что очень скоро публичные призывы "решить проблему кельтской расы", загрязняющей своим присутствием наши англосаксонские земли, стали нормой даже в парламенте (впрочем, тогда в Палате Общин не сильно стеснялись в высказываниях) (кстати, слово "кельты" впервые в этом смысле появилось только в 1707 году – и тоже на страницах британских книг)? В общем, британский расизм начался с ирландцев. Да-да именно в таком порядке: сначала ирландцы – потом негры. Конечно, негры были ещё более презренными недолюдьми, даже грязные ирландцы согласились бы с этим, но этих негров ещё поди найди, ведь Африка далеко. А ирландцы – в канаве под твоим домом, данные в непосредственных ощущениях.

5fa10b62afbf9.jpg
Знаем мы эту вашу ирландскую независимость


продолжение следует ЗДЕСЬ
https://site.ua/khavryuchenko.oleksiy/31956-stoyat...