Этот текст был написан ровно 13 лет назад, и я бы, наверно, ещё долго о нём не вспоминал. Но на этой неделе были опубликованы результаты конкурса молодых и не очень учёных в рамках Національного Фонду досліджень України, и я с удивлением увидел среди списка победивших проекты, названия которых не изменились ни на йоту за лет 20 как минимум. И тогда я понял, что не грех поднять старую повесть...
...У січні-березні 2007р. обсяг виконаних наукових та науково-технічних робіт збільшився порівняно з відповідним періодом 2006р. майже на 10% і становив 1250,3 млн.грн., у т.ч. фундаментальних досліджень – на 8% (280,5 млн.грн.), прикла-дних – на 14% (179,5 млн.грн.), науково-технічних розробок – на 12,6% (653,2 млн. грн.).
(с) Урядовий звіт за 2007 рік
По просьбе друга излагаю тут краткий конспект лекции о моём состоянии в родной науке, а также почему меня оттуда воротит.
Не буду вдаваться в абстракции — просто изложу свой конкретный случай.
Итак, начнём с того, что мировая наука находится в глубоком системном кризисе, и выкарабкиваться оттуда не собирается. Наложите на это кризис научной системы в постсоветских странах. А на это — ещё и ментальные особенности местных деятелей, которые ещё в советские времена (а по слухам — и в царские) славились неукротимым приспособленчеством и беспринципностью.
В общем, пищевая цепочка начинается с химического факультета. На нём есть профессор, у которого есть доля в госзаказе на науку. Он набирает студентов-троешников, которые сами не знают, зачем поступили на химию. В качестве вступительной лекции он долго вещает им о важности нанохимии для развития всего и вся в науке. Студент слушает, кивает, говорит «Ага!» — и исчезает на полгода. В мае-месяце он появляется и шмыгая носом бормочет: «Диплом... эта... надо что-то...». Профессор посылает его к инженеру — женщине 65 лет, уставшей и со всем примирившейся. Инженер смотрит на студента и нежно говорит:
- Вон там на полочке белый порошок — это поверхность. А вон в той бутылочке — растворитель. А вот в этой баночке — модификатор. Значит так, берешь модификатор, взвешиваешь... — она смотрит на дипломника ещё раз и исправляется. — Нет, я сама взвешу. Ты берешь навеску модификатора, растворяешь в растворителе, смешиваешь с поверхностью, а через два часа фильтруешь. Что такое фильтрация ещё помнишь?
- Угу, — говорит студент.
Инженер берёт навеску и отдаёт в руки дипломника.
После этого дипломник исчезает ещё на неделю. Появившись, он выполняет вышеуказанную процедуру и, рассыпав 80% вещества по столу, отфильтровывает продукт. С этим продуктом он заявляется к шефу, после чего получает 5 по диплому.
Шеф публикует статью о синтезе бионанокомпозитов с антицеллюлитным действием в местной химической мурзилке. Потом смотрит, что образцов у него уже штук 20 — с разными подписями и цифрами, а часто даже с подобием формул. Он говорит себе:
- Ого, да у меня уже серия! — и идёт с этими образцами на физфак, к своему коллеге по разуму.
Профессор-физик, получив образцы, зовёт своего студента-дипломника и говорит:
- Химики наконец-то подготовили образцы. Возьми их и запиши спектры.
- Угу, — говорит дипломник и идёт к инженеру.
Инженер — уставший сухой мужичок, смотрит на образцы, смотрит на студента и говорит:
- Ладно, бери кюветы... Что такое кюветы помнишь? Такие стеклянные корытца. Вот эти, да. Насыпай туда образцы... По одному. И записывай спектры. Только кюветы за оптические поверхности не лапай, да!
- Угу, — говорит студент, хватает кюветы грязными пальцами за бока — они же оптические поверхности, и засовывает туда, куда указывает инженер.
Инженер записывает 20 абсолютно одинаковых и размытых спектров, студент идёт и защищает диплом.
Профессор смотрит на спектры и говорит:
- Ого! Да они же одинаковые! Это ведь эффект! — и идёт с ними к онкологам.
Профессор-онколог получает образцы с комментариями физика: «Судя по спектрам, эти образцы должны проявлять на 5% лучше свойства, чем предыдущие.»
Онколог зовёт студента-дипломника и говорит:
- Вот, химики сделали образцы, а физики их исследовали. Вон там сидят крысы... Ещё помнишь, где у них хвост, а где голова? Вот иди и исследуй противоопухолевые свойства.
Студент берёт образцы и идёт к милой женщине в виварий. Та с болью в сердце отдаёт ему на растерзание 20 крыс и тщательно закрывает глаза на то, что с ними будет происходить дальше. Студент, несколько раз путает описания, а заодно и целевую группу с контрольной, и идёт кормить крыс. Через две недели от голодухи и безнадёги в одной группе дохнет 80% крыс, а в другой — 90%. Эффект налицо! Студент защищает диплом, а профессор публикует статью в мурзилке о противопухолевых свойствах нанокомпозитов с необычайными спектральными свойствами.
Это всё вносится в отчёт, который идёт в министерство образования и науки. Там суммируют:
- Итак, стараниями наших профессоров взрощено 3 молодых учёных, опубликовано 3 статьи, а также получено 20 уникальных образцов. Зачот.
Данные идёт на стол министру. Тот отчитывается на кабмине. Утверждается новая смета на науку. Деньги спускаются вниз — к профессорам. Пищевая цепочка замкнулась.
Стоит отметить, что это лишь один — краткий цикл. Чаще всего существует и цикл более высокого порядка. Во-первых, в него может входить Академия Наук/Университет, которые дерибанят деньги на всех возможных этапах, а также крутят финансы на стороне. Профессора нужны им в качестве маскирующих псевдоподий.
Во-вторых, в цикл может входить европейский чиновник от науки, который получает поощерения за размер помощи всяким негритянским странам в плане наукоподобного времяпровождения.
Могут случаться печальные казусы, когда человек со стороны пытается получить от кого-то из профессоров реальную пользу. Иногда это заканчивается летальным исходом.
Есть казусы и весёлые — это когда один из образцов случайно даёт реальный ЭФФЕКТ. Тут же выясняется, что получить этот образец второй раз никак не получается, а автора-дипломника уже и след простыл. Тут профессора начинают с необыкновенной изящностью лавировать, пытаясь с одной стороны почаще засветиться на заграничных конференциях и выбить побольше денег, а с другой — уйти от необходимости давать материал на-гора.
(Здесь обрывается история о наукообразных)
Другие статьи на тему «УКРАИНА. НАУКА»:
1) КОМСОМОЛ INSIDE
2) ЛУЧШИЕ ЛЮДИ
3) КО-СОТРУДНИЧЕСТВО (18+)
4) ЗАЩИТА (пьеса для чтения в четырёх действиях)
5) КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РабКрАН
6) ВІДКРИТИЙ ЛИСТ РЕКТОРУ КНУ ІМЕНІ Т. ШЕВЧЕНКА ГУБЕРСЬКОМУ Л.В.
7) А ДЕКАНЫ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...
8) ДЕВОЧКА БЕЗ СПИЧЕК (рождественская сказка для младших научных сотрудников)
9) ЕЗИОП-БЮДЖЕТНИК
10) БЛАГАЯ ВЕСТЬ
11) В ДАЛЁКОЙ ТМУТАРАКАНИ или же ЗАВЕДЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ