site.ua
топ-автор

В природе нет сюжетов и предназначений. Ни одной молекуле, преодолевающей путь в 1 м при давлении в 1 атмосферу, не предначертано 1.47*107 раз столкнуться с другими молекулами. Слепые крольчата рождаются не для того, чтобы стать завтраком старого лиса. Солнцу не суждено давать энергию своей третьей планете. Как говорил малоизвестный философ Дидактилос, события просто случаются(с).

Зато сюжеты существуют в головах людей. Люди неосознанно стремятся найти причинно-следственные связи между всеми парами наблюдаемых событий: между дождём и духотой, между чёрными кошками и неудачами, между полётами в космос и инфляцией, между выборами и благосостоянием. Машина эта работает у нас в голове независимо от нашего желания. Это основополагающее свойство, отличающее людей от животных. Это наше благословение и проклятье одновременно. Большинство таких связей являются бессмысленными, но и безвредными. Часть случайно оказывается правдивой и помогает человечеству выжить и самоутвердиться за счёт других. А те коллективы, что следуют ложным да ещё и вредным корреляциям – вымирают. Потому что у Природы, как мы уже говорили, сюжетов нет, как и сожаления по поводу чьих-то жизненных неудач.

Потому Природу предсказывать тяжело, ведь она не в курсе, что у неё должны быть какие-то законы. Законы сочиняют люди, чтобы хоть как-то предсказать будущее. И те временами оказываются ложными.

А вот предсказывать поведение человеческих групп иногда бывает на порядок проще (это при том, что само человечество является куда более сложной системой, чем какой-нибудь минеральный мир). Подчеркну, именно групп, а не людей по отдельности. И сделать это довольно просто – следует всего лишь послушать, какие истории они друг другу рассказывают.

Потому что люди любят сюжеты. Они любят завязку, кульминацию и финал. Они хотят, чтобы в рассказе была мораль и справедливость (хоть какая-то). Они выбирают из множества личностей нескольких героев, действующих лиц, а остальных записывают в фон. Они создают последовательность событий, хотя часто те между собой не связаны. Они выделяют главную линию из множества других, хотя особых причин для выбора именно этой нити нет.

И сейчас речь идёт вовсе не о книгах или фильмах. Речь о том, как люди постоянно видят сюжеты вокруг себя, создают истории из нагромождения миллионов мелких фактов, а потом подчиняют своё видение жизни выбранному сценарию. По умному это называется дискурс (с французского дословно – повествование).

Многие разногласия между людьми на деле являются не логическими, а эстетическими. Грубо говоря, люди делятся на приверженцев разных жанров: одни хотят мелодрамы, другие – хоррора, третьи – производственного романа. Никакой логики здесь, на самом деле, нет. Люди просто хотят, чтобы все вокруг были с ними согласны. Даже если это будет коллективное заблуждение. А с тех пор, как людей стало больше 200 штук в одном месте, добиваться такого иллюзорного единства во вкусах стало проще – люди стали объединяться в то, что сегодня называют тусовками (об этом подробнее в другой раз), клубы по увлечениям. Чем больше человек вовлечён в тусовку, тем больше вероятность того, что он и в жизни будет видеть именно те истории, те дискурсы, вокруг которых эта тусовка возникла. И если он последовательно отдаёт предпочтение "сюжетным ходам" этого "рассказа", то и его собственные будущие ходы предсказать довольно просто – сюжетных развилок в рамках жанра на самом деле на так уж и много.


Это было долгое вступление к анализу некоторых тусовок украинского политикума. Какие истории они друг другу рассказывают?

Есть, например, совкофилы. Они живут в преданиях о Великом Прошлом, о Чёрном Колдуне Госдепе, который это счастье украл и закрыл на тридевять замков в Белом Доме, и о кузнецах, кующих в подвале Революцию.

Есть и такие, что живут в депрессивном трэш-панке: всё вокруг сломано, протекает, искрит. Всё разворовывают и рушат. Вокруг одни сволочи и бандиты. Но где-то, где-то, где-то... есть луч надежды, какое-то избавление, момент отрады. А по жизни – только дождь из говна всем на голову.

Были во времена оно такие себе регионалы, которые жили внутри сценария "Бандитского Петербурга". Там были пацаны, паханы, шестёрки и лохи. Паханы рулили шестёрками, чтобы стричь лохов, а если лохи почему-то не стриглись, то они наверняка были шестёрками других паханов (московских или вашингтонских). С пацанами надо было перетирать, лохов – гнобить. В общем, простой понятный дискурс. Правда, кончили они плохо.

А есть и те, кого в последнее время называют национал-патриотами (отчасти они пересекаются с порохоботами, но не обманитесь – это всего лишь пересечение, а не включение множеств). Сюжет, в котором они живут, можно назвать по-разному: героический эпос, манихейство, политический дальтонизм... В общем, это когда есть две полярные силы – Добро и Зло, Свет и Тьма, эльфы и орки, Запад и Рашка (и рашкованские прихвостни, конечно же), Чёрный Плащ и Антиплащ, – и все люди и события в этом мире относится либо к одному лагерю, либо к другому. А твоя задача – стать на сторону Света самому и убедить ближнего своего сделать то же (потому что иначе он автоматически становится врагом).

Но вот беда, у сюжетов тоже есть свои внутренние законы (спросите у Проппа). Если компания пьяных/обдолбанных подростков лезет в подвал, откуда раздаются жуткие завывания – мало кто из них вылезет оттуда в целостности и психическом равновесии. Если муж звонит домой и говорит, что должен задержаться на работе, то у него, козлины, точно есть другая. Если политик улыбается и обещает мир во всём мире, то он обязательно психопат, толкающий мир к Третьей Мировой.

Точно также обязательной фишкой героического эпического манихейства является эсхатологический подход: Конец Света и Воды, Апокалипсис, Армагеддон, необходимость Великой Последней Битвы Бобра с Козлом. Без этого в истории не будет катарсиса и это будет плохая история, её не будут пересказывать в тусовке.

Катарсисом украинской секты Света и Добра есть Падение Чёрного Властелина Ху. И Чёрного Мордора вместе с ним, естественно (магическая связь владыки и его царства – тоже обязательный элемент героического эпоса). Никакие достижения помельче на катарсис не тянут никак. Только стотысячмиллионов убитых орков, только Пеленнорские поля, только хардкор.

И ещё – обязательно, чтобы все герои приняли участие в этой Битве. Иначе никак, потому что герой бывает или в глубокой древности (давний прародитель Добра и Света), или прямо сейчас, чтобы сразиться в том самом Армагеддоне. Если тебе суждено просто вкалывать и растить детей (пусть даже сто раз хорошо и добросовестно) – никакой ты не герой, тебе не место в этом сюжете. Поэтому Битва должна состояться не когда-то, а уже вот-вот сейчас...

Кстати, будущего в этом повествовании нет. После Битвы наступает абстрактное Счастье (или полная Тьма), для описания которого нет слов. Событий после катарсиса нет, время в нём исчезает. Эльфы уплывают в Валинор, чтобы воссоединиться с Творцом, а в Митгарде наступает Эпоха Добра, в которой ничего не случается. "И жили они счастливо..."

Но в реальности-то время идёт, а Всадники Аброкаталипсиса всё не приходят и не приходят. (Как говорил по этому поводу один знаменитый Филин: "А коні де? Де коні, блядь?"(с). И бился головой о сосну). Вывод отсюда получается невесёлый: если Битва неминуема (а это ведь центральный момент дискурса), а Чёрный Властелин очевидно отбрасывать копыта не собирается, то это значит, что Добро в этой Битве проиграет. Финал, сливайте воду.

И тогда Сынам Справедливости начинают мерещится Знамения Скорой Гибели. Ворон каркнул – к смерти. Автобус опоздал – к реваншу регионалов. Ким Чен Ын в сотый раз пообещал весь мир в труху – к Третьей Мировой. И поскорее бы, а то сколько можно ждать неизбежного...

И ходят они меж нами в ожидании несбывшегося катарсиса, с безумными глазами и камнем на сердце, постоянно на грани истерики. И пожалеть бы их – да нельзя, сразу начинают проповедовать отречение от грешного нашего мира да призывать ко всепокаянию.

И ведь, что характерно, история такая случается не в первый и не в десятый раз. И где ведь только не случалась. И сколько раз уже лучшие люди мира сходили с ума, потому что Знаки были бесспорными, число зверя точно высчитанным, а кредитные ставки – заоблачными. И в XIII веке (1266 год, Иоахим Флорский всё точно предсказал!), и в 1453-м году (ровно после взятия Константинополя турками), и в 1492-м (там всё сложно – это надо седьмой день от сотворения мира смотреть), и в 1666-м (ну, тут даже объяснять излишне). Несколько раз по этому поводу начинался массовый психоз, переходящий в гражданскую войну. К примеру, гугенотские войны во Франции не в последнюю очередь происходят оттуда же – и хотя гугенотов с ультра-католиками было от силы четверть населения (остальным та церковь была заместо воскресного ток-шоу, они просто жить хотели), страну трясло почти 40 лет, чуть до полного распада не дошло.

И ведь, как мы уже знаем (ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!!!), конец света так ни разу и не наступил. Что не помешало людям упорно устраивать Ад прямо на земле. И как сегодня некоторые патриоты патетически призывают Путина, чтобы тот покарал нечестивых 73% за их слепоту, так и во времена оно у благочестивых отцов церкви срывало крышу и они прямо с амвона призывали на землю Дьявола, чтобы тот показал грешникам, что их ждёт (Дьявол почему-то от такого приглашения постоянно отказывался).

А потом приходили циники, которым были по барабану и Вера, и Добро, и Идеалы – лишь бы власть да бабло. И Карл Валуа стягивал за бороду Папу Римского с престола, и на смену пуританам Кромвеля приходили финансовые махинаторы Хунты Вигов, а за никонианцами – Всепьянейший Собор.

Причём, заметьте, аналогии не имеют никакого национального, этнического или религиозного базиса – они случаются раз за разом в разные времена и в разных странах, где живут люди, говорящие на разных языках и по-разному верующие (или не верующие) в бога/богов. Потому что аналогии эти – типологические, вшитые в саму структуру повествования. Они не зависят от цвета кожи и глаз действующих лиц; их основа – истории, которые люди любят пересказывать друг другу изо дня в день, а такие сюжеты универсальны для всех культур.


В общем, ничего хорошего для тусовки Великой Битвы Добра со Злом я предсказать не могу. Армагеддона не будет ни завтра, ни послезавтра. И если для большинства остальных людей есть хотя бы какая-то надежда на счастье в силу того, что они не живут в рамках одного замкнутого рассказа и могут забросить один сериал ради другого, то эти... С такого уже не соскочишь. У них в последнее время даже знаковая система начала отличаться от остальных – общаются набором мемасиков, понятных лишь внутри тусовки. А по итогу последователи этой секты становятся до пошлости предсказуемыми в своих поступках и суждениях. Чем пользуются все кому не лень.

В общем, я попытался объяснить. Но ведь и в этот раз не поймут...


P.S. У сторонников Зе единый дискурс не образовался, что делает их в основном непредсказуемыми. Пока что.

khavryuchenko.oleksiy
Алекс Хавр

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація