Ну что сказать, ну что сказать?
Устроены так люди:
Желают знать, желают знать,
Желают знать, что будет.
(с) Леонид Дербенёв

Не секрет, что человечество всю свою известную историю озабочено желанием знать будущее. Мысли о том, что будет завтра, послезавтра, через год, через сто лет… Они преследуют человека, возвращаются снова, не отпускают… Но выход есть и прямо сейчас! Потому что у людей есть устройство для предсказания будущего — мозг!

И это не шутка.

Человек бросает камень — и знает, куда тот упадёт. Он смотрит на листок в воде — и даже не нуждается в обдумывании, чтобы предсказать, где тот окажется через секунду. Прокачанный мозг даже может предвидеть, что случится, если кто-то рубит сук, на котором сидит.

Да, будем честны, возможности предсказания не безграничны. Ну, что вы хотели, это же инженерное решение, оптимизированное под соотношение цена/качество. Где вы видели, чтобы инструменты работали идеально? Разве что в рекламах. Так что не привередничайте. У медуз нет и такого. (У некоторых людей тоже, но то таке).

Собственно, мозг и возник для того, чтобы получать информацию о ближайшем будущем эпсилон-окрестности мешка с клеточной жидкостью, который отрастил себе эгоистичный ген. Органы чувств собирают информацию об окружающей среде и передают в мозг, который её компилирует и выдаёт прогноз на окружающий четверг: «Если ты, скотина, не подорвёшь зад и не поправишь балку, то крыша с большой вероятностью рухнет тебе на голову!». Или «Отойди в сторону, придурок, пропусти катящийся камень, иначе тебя даже не похоронят, а просто оставят шакалам слизывать останки со скалы, как беднягу Угырха».

Не впечатляет уровень предсказания? Да вы, батенька, зажрались!

Но это ещё полбеды. А настоящая проблема в том, что мы хотим не просто знать будущее. Мы же, падлюки, начинаем использовать это знание для того, чтобы это самое будущее изменить — в свою пользу, естественно.

А чо? Ради чего ещё мы такой энергоёмкий вырост на плечах носим и кормим деликатесными АТФками?

И вот тут начинается деликатный момент: всяка жива тварь, от муравья до начальника ЖЭКа, стремится переделать будущее под себя любимого. А поскольку нас, мозговитых — триллионы, то и мигнуть не успеешь, как твоё любовно спланированное будущее кто-то уже перекроил под себя.

И вот тут начинается то, в чём позвоночные на голову выше бесхребетных, а млекопитающие с рыбками — всяких змейсов и прочих гадов.

Моделирование реальности! Точнее, её отклика на твои действия.

И наш мозг изрядную долю ресурса отправляет на то, чтобы построить внутри себя непротиворечивый макет из папье-маше, который мог бы воспроизвести хоть с какой-то приемлемой точностью поведение самых важных объектов окружающей нас и злобно клацающей зубами действительности. Когда-то такими объектами были милые саблезубики и десяток-другой соседей по пещере. Потом добавились Большие Духи, которые двигали ветвями деревьев и насылали дождь. Потом настала очередь Начальства и прочих непознаваемых сущностей, доступных исключительно эмпирически. А потом в голове закончилось место под модельки — и наступила Современность.

Вот потому мы, современные люди, такие разные и непонятные. У каждого свой приоритет, какие модели оставлять в мозгу, развивать и тренировать на окружающих, а какие выбросить как никому ненужную мдень.

Одни строят модели Природы: тыкают палочками в ткань Мироздания и бесконечно уточняют Большую Модель, подбирая палочку повычурней, в зависимости от предыдущих откликов.

Другие занимаются «отношениями» – строят знакомые нам модели класса «Санта-Барбара»: я должна сказать так, чтобы она подумала, что я подумала, что я хочу сказать, но при этом не догадалась, что я всё именно так и задумала.

Третьим ближе политика: какой ход сделать, чтобы вот этот, этот и этот подумали, что я говорю правду, а тот, тот и вот тот — что я делаю вид, будто говорю правду, но на самом деле всё это неправда, потому что правду я ещё не придумал? (См. «Игра Престолов»).

В общем, вы уже поняли, что речь идёт о старой доброй рекурсии.

И вы знаете, наш мозг таки неплохо с ней справляется!

Не верите? – Так пиляйте в дикие джунгли и попытайтесь провзаимодействовать с дикой природой напрямую. И определитесь, не лучше ли тратить ограниченные ресурсы своего моделирующего центра на общение с ботами в сети. А вдруг среди них таки есть другие люди...