Abstract
О свободе поедания лапши, праве на хлопок одной ладонью и вере в Петропавла
– І тогда, когда тому, одному, которому невченому, будеть біле, то вже йому, вченому... которому... буде вже, як... м-м... ну...
– Зелене?
– Ні! Рябе!
(с) Михайло Старицький «За двома зайцями»
Ну, уж в этот раз нам придётся быть предельно серьёзными, ведь речь пойдёт о вопросах куда более высоких даже чем деление партий на «правых» и «левых» – о делах Небесных.
Как думаете, получится?
Религия и атеизм
Итак, популярное заблуждение гласит, что атеизм – это тоже форма веры, только веры в то, что Бога/богов нет. Из чего делается вывод: типа, не выпендривайтесь, вы такие же.
Думаю, что подтасовка тут уже очевидна. Но лучше разберём её по деталькам.
У атеизма выделяют несколько градаций. Самая мягкая из них – «неуверенный атеист». Его позиция такова: у нас нет данных утверждать, что Бог/боги существуют, а, следовательно, это излишнее предположение, которое должно быть отвергнуто в соответствии с Бритвой Оккама, поскольку гипотеза, в которой Бог/боги отсутствуют, может объяснить большинство природных явлений без введения дополнительных сущностей.
В самой жёсткой форме атеизм выражается так: мы отрицаем существование Бога/богов! Точка (пардон, восклицательный знак!).
С «неуверенным атеизмом» понятно – там сплошное сомнение. А что у «жесткачей»?
А у них – типичное исключение из множества. Если быть точнее, множество гипотез, включающих в себя существования Бога/богов, объявляется недействительным. Что оставляет радикальным атеистам множество иных гипотез, вовсе не зеркально противоположных гипотезе «божественной».
Если кратко, то вера и отрицание не являются противоположностями. Отрицать что-то не значит верить в не-существование.
К примеру, христианство отрицает переселение душ. Но утверждение, будто «христиане веруют в не-переселение душ», думаю, будет встречено как минимум с удивлением.
А дальше начинается словесная эквилибристика.
– Вы не верите в Бога?
– Не верю.
– Значит ваше неверие и есть ваша вера.
(В английском, если что, аналогичная игра слов: "Do you believe? No? Then you are non-believer!").
Как видим, простой грамматический залог подлог – и вам приходится доказывать, что вы не верблюд. Если что, предлагаю брать пример с Архимеда и сразу переходить к черчению кругов на песке – может так будет доходчивей. Но до рукоприкладства лучше не доводить.
Проблема зачастую усложняется тем, что вопрос о существовании/отрицании Бога зачастую путают с вопросом о необходимости и роли религии. Но это уже типичная ошибка определения предмета диспута, и логике тут делать нечего. (На эту и схожие темы уже высказывался Семён Есилевский, так что повторяться не буду).
Ну, и немного смежная тема: вера и мораль. Как известно, сторонники веры часто любят утверждать, что отрицание веры означает отрицание морали. Почему? А потому что вера даёт мораль – значит без веры нет и морали (ложная оппозиция детектед).
Совершенно другой вопрос – может ли человек жить без веры вообще (веры хоть во что-то, необязательно божественное или сверхъестественное)? Нейрофизиологи утверждают, что нет: с самого младенчества в человеческом мозге формируются некоторые «базовые» системы взаимосвязей, которые в будущем не подвергаются рефлексии (переосмыслению).
Вот только не надо приплетать сюда Бога. Это оскорбительно и для него (существует он или нет), и для человека.
Чаще всего такая вера настолько базовая, что мы о ней даже не догадываемся. Например, вера в то, что завтра наступит. Что тепло – это хорошо. Что Солнце передвигается по небу (упс).
Но это, согласитесь, мелковато для Всевышнего. Даже мельче шишковидной железы, в которую Декарт помещал человеческую душу.
Разберём вопросы веры и её отрицания на примере Церкви Летающего Макаронного Монстра (ЦЛЛМ).
Как известно, пастафарианцы – это закрытая тоталитарная секта, прямо или опосредованно контролирующая значительную часть папуа-новогвинейского общества, особенно представителей элиты.
Индоктринация пастафарианцев начинается с раннего детства, когда ребёнку навязывают поедание макарон, обещая в награду сладкое к чаю. Причём макароны ждут ни в чём не повинное дитя прямо сейчас, а существование конфеты после чая в значительной степени является метафизической загадкой. Ребёнок практически всё время находится в окружении макаронной пропаганды: от улыбающихся людей, аппетитно жующих вок на рекламных стендах, до навязчивых пиратов, сразу за школой предлагающих запретные специи с лотка под плакатом «Что ты будешь делать, если ЛММ снизойдёт на нас послезавтра?».
В результате вся общественная и государственная жизнь Папуа – Новой Гвинеи пронизана пастафарианством. Многие высокопоставленные чиновники открыто едят макароны на рабочем месте и устанавливают личные мастерские по изготовлению лапши в своих дворцах. Недавно в столице МАФ по производству наггетов пытались установить прямо на месте археологических раскопок. Поговаривают о введении макароноведения в школьную программу, а пираты давно стали частыми гостями на уроках и детских торжественных мероприятиях.
Кроме того, Церковь Летающего Макаронного Монстра пользуется в Папуа – Новой Гвинее множеством экономических льгот. Она освобождена от налогов, не платит за газ, воду и вывоз мусора, а её часовни, замаскированные под столовые общественного питания, расположены практически во всех государственных учреждениях.
Но, будучи тоталитарной сектой, ЦЛММ не терпит конкурентов, главнейшим из которых является радикальный дзен-буддизм (РДБ). Радикальные дзен-буддисты открыто насмехаются над макаронными таинствами. Среди них популярен следующий вид протеста: прийти на обряд раздачи специй и громогласно делать вид, будто макарон на самом деле не существует, всей мощью своего недеяния выражая мысль: Imagine there is no spoon to eat your macaroni!.
Прихожане Церкви Летающего Макаронного Монстра уверены, что радикальные дзен-буддисты и есть атеистами. Что их обряд подразумевает заталкивание друг другу в задний проход хлопчатобумажных чёрных пересушенных макарон и втирание специй в дёсна. Их логика проста: раз они отрицают Летающего Макаронного Монстра, то их вера предусматривает всё, что есть у ЦЛММ – но наоборот.
На самом деле радикальные дзен-буддисты веруют в совершенно другое: в жареную курочку, рибу фиш, форшмак и, я вас умоляю, только не надо нам этих проблем. Их множество не пересекается с множеством прихожан ЦЛММ, но и не является полной их противоположностью.
А настоящие папуа-новогвинейские атеисты не верят как в Летающего Макаронного Монстра, так и в курочку в субботний день. Это единственное, что их объединяет хоть в какое-то подмножество жителей Папуа – Новой Гвинеи, потому что во всём остальном они разные. У них нет общих ритуалов или символов веры, и они даже верят во что-то своё, что не обязательно нужно формулировать или возносить на пьедестал.
Знаете, некоторые из них настолько устали от всей этой бессмысленной кутерьмы вокруг макарон, их отрицания и соевого соуса по льготным ценам для членов секты, что придумали собственную псевдо-религию: они надевают смешные кулоны в виде крестика и рассказывают друг другу истории о Всемогущем Творце, создавшем мир за шесть дней. К сожалению, как прихожане Церкви Летающего Макаронного Монстра, так и радикальные дзен-буддисты считают их действия насмешкой над истинной верой.
Итого
Вы с вами рассмотрели на трёх примерах, как существующая в языке неопределённость с применением операции «отрицание» приводит к логическим ошибкам на уровнях от бытового до глобального.
Уверен, если теперь спросить читателя, будет ли он следить за однозначностью своих формулировок, чтобы избежать неоднозначности в интерпретациях, тот уверенно ответит:
– Да нет, конечно же!
Acknowledgments
Вадиму Фульмахту за «Пьющих вместе».
Прошу прощения у любителей фентези и AD&D. Я хотел написать и четвёртую часть под названием «Ложное противопоставление белой и чёрной магии», но, кажется, всё уже и так очевидно.
Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.
UPD
Народу нужна здоровая критика!