В Офисе президента долго думали и наконец придумали, что делать с «карантинными бунтами». И как вернуть себе инициативу в вопросах борьбы с эпидемией. Ну и неплохо было бы вернуть инициативу в целом, потому что в последнее время власть только и занимается тем, что оправдывается за феерические провалы и скандалы. Которые плодятся в геометрической прогрессии. Что самое смешное – неумелые оправдания приводят к новым скандалам. Такой себе замкнутый круг получается. Рано или поздно кто-то должен был за это ответить. Поскольку окружение президента высокопрофессионально и безгрешно, виноватыми решили назначить мэров.
Идея проста: обвинить мэров в федерализации и сепаратизме. Разогнать максимально тему, подкрепить ее парочкой уголовных дел, продолжить манипуляции с финансированием местных бюджетов и надеяться на то, что проблема решится сама собой. На передовую, по обыкновению, бросили президента. Зеленский публично пригрозил мэру Черкасс (а в его лице, по сути, всем остальным мэрам), в качестве усиления отдельно вспомнив про МВД и СБУ, которые, как надо понимать, на страже государевых национальных интересов и уже получили команду «фас». Короче, все завертелось.
Вот только есть одно «но»: города (вместе с жителями и мэрами), которые собираются обвинять в федерализации, феодализации либо излишней автономии, еще недавно как раз больше всего против этой самой федерализации и сепаратизма выступали. И даже воевали – причем в буквальном смысле этого слова. Днепр так вообще, по сути, на передовой с 2014 года. Кроме того, во всех заявлениях мэров какая-либо политическая составляющая отсутствует напрочь. Ничего из того, что мы слышали в 2014 году от части местных элит нет. И быть не может, потому что вопрос – исключительно хозяйственный. Политическим его делает Офис президента.
Ну а самое смешное то, что президент и его ближайшее окружение могут сколько угодно грозить мэрам, но сделать ничего не смогут. Во-первых, потому что сами развалили всю систему государственного управления в стране, которая существовала до них. Ничего не предложив взамен. И, по сути, забили на выполнение своих главных функций – внешняя политика, оборона и т.п. Во-вторых, с точки зрения законодательства для центральной власти все бесперспективно. К примеру, решение о смягчении карантина в Черкассах принимал исполком Черкасского городского совета – коллегиальный исполнительный орган. А уголовная ответственность членов коллегиального органа по коллегиальному решению любых органов у нас отсутствует. То есть с точки зрения законодательства – никаких претензий нет и быть не может. Мэры же не дураки, законодательство знают. В отличии от Офиса президента.
Так что власть может начинать потихоньку готовиться к провалу на местных выборах. А президент – присматриваться, по меткому выражению экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, к КАМАЗу. Для чего? Так вещи вывозить с Банковой. Если так дальше пойдет, то осенью у нас будут не только местные, но и парламентские выборы. Акционеры не довольны, думали, можно будет дерибанить по-тихому, но у народа, не без помощи власти, глаза открылись куда быстрее, чем рассчитывали.