Вчера #минШрайк ходил в гости к новому министру финансов Александру Данилюку, пришедшему на смену Наталье Яресько в правительстве Гройсмана. Для большинства из нас, включая меня, Данилюк — совершенно новая фигура, поэтому очень интересно было послушать его вживую.
Встреча началась с опозданием — пока мы ждали в коридоре, промелькнул глава ДФС Насиров — «герой» значительной части будущих вопросов министру.
Итак, началось — министр начал с небольшой преамбулы, пожаловался на большое количество неотложных дел, которыми надо заниматься одновременно, включая переговоры с МВФ, затем похвалил себя и министерство за наш ответ Чемберлену России в суде Англии по поводу «долга Януковича».
Публика очень спокойно отреагировала на эту новость: да, на нас подали в суд, мы ответили, оценить адекватность ответа в данный момент не представляется возможным, все покажет итоговый результат. Александр, как мне показалось, слегка удивился отсутствию энтузиазма, поэтому он впоследствии еще однажды вскользь затронул эту тему.
Затем Данилюк кокетливо заявил, что он предпочел бы больше слушать нас, чем говорить самому — не-не-не, сурово отреагировали блогеры, мы и так знаем, что мы сами думаем. Впрочем, дальше все прошло вполне удачно. Модерировал встречу Владимир Федорин, бывший главред украинского «Форбс».
Сперва Алиса Пивоварчик попросила уточнить позицию министра в отношении налоговой реформы. Данилюк объявил себя сторонником либертарианского подхода с минимизацией государственного регулирования, но уточнил: вы же понимаете, что уменьшение налогов обязательно приведет к падению доходов, а положительный эффект (если он вообще будет) появится с определенным лагом. Вопрос, где искать резервы, чтобы закрыть кассовый разрыв. Может быть, у присутствующих есть идеи?
Идей, как оказалось, полно. Я напомнил о пенсионном фонде с его черной дырой.
- Но пенсионный фонд — это, наоборот, расходная часть, а не доходная! — удивился Александр.
- Разумеется. Но верификация, аудит и чистка ПФ от «мертвых душ» — это большой резерв для экономии, — уточнил я.
- Верификация — это правильно, там черт знает что творится, — тут же согласился министр (впоследствии он с готовностью соглашался почти со всеми идеями) — мы добиваемся от минсоцполитики, чтобы они объяснили, мы передали им требования...
- И каковы результаты? Когда будет верификация?
- По крайней мере, они умерили аппетиты в последнее время, — уклонился от ответа Данилюк, — когда мы начали требовать прозрачности, они стали меньше хотеть... Понятно, никто не хочет брать на себя ответственность, ведь, когда все это раскроется, кто-то должен будет сесть... Но да, в ПФ есть перспективы экономии, вы правы... Мы будем работать над этим...
Александр Соколовский предложил еще сразу два источника дополнительного дохода:
Во-первых, как бы это ни прозвучало дико, но жадность контролирующих органов во времена Януковича привела к удивительному эффекту: контрабандная растаможка резко подорожала и порой не было особого экономического смысла в черной растаможке (если не считать скорости оформления). А теперь растаможка опять подешевела, СБУ в отдельных регионах демпингует (это цитата), поэтому бюджет недополучает колоссальные средства. Министр насупил брови и сурово записал стоимость растаможки контрабанды в разных регионах в блокнот.
Кто-то ехидно спросил:
- Когда наведут порядок на рынке контрабанды?
Посмеялись.
Во-вторых, продолжил Соколовский, огромное количество проверяющих органов кормят только сами себя, некоторые ведомства и инспекции, вроде бы, сократили, но они все равно продолжают работать (подробнее об этом здесь).
Данилюк оживился:
- А вы знаете, чье это постановление №442 «Про оптимизацию системы центральных органов исполнительной власти», согласно которому этих паразитов мы собирались закрыть? Это мое постановление, я был его автором тогда еще!
- Ну и почему оно не выполняется?
- Вы же понимаете, сколько у них лоббистов... У меня было мало союзников... Но теперь я остановлю для них финансирование, посмотрим, что тогда будет...
- Но у них же останется «жезл», они себя прокормят и без финансирования, вообще-то, — напомнил я.
- Я согласен, да... Но вы представляете, какой крик поднимется, когда их всех закроют... Мочилово в прессе, митинги... С кем-то, не дай бог, что-то случится, и все скажут, что это произошло, потому что не было соответствующей надзорной инспекции, министр Данилюк закрыл, он виноват... Мне будет нужна ваша помощь...
- Какое мочилово? — возразил я, — их же все ненавидят, вот пытаются разогнать старых ментов в МВД и реформе полиции, и что, многие их жалеют? Вы только начните что-то реально делать уже, вас дополнительно поддерживать особо не придется, народ и так в восторге будет!
- Может быть, вы правы, — опять согласился министр.
Соколовский продолжил:
- А вы знаете, сколько стоит бюджету содержать бесполезный Минкульт? Кому он нужен?
- Это копейки, — сопротивлялся Данилюк.
- Там миллиарды, — Соколовский потряс бумажкой.
- Но само министерство стоит не так уж дорого, — попробовал вступиться Федорин, — там еще библиотеки и тому подобное, это придется содержать с министерством или без него...
- Библиотеки? В бюджете Минкульта полмиллиарда запланировано на подготовку и переподготовку специалистов! — гневно парировал Соколовский.
Данилюк вздохнул и опять согласился.
Затронули тему одиозного Насирова. Кто-то прямо спросил:
- Когда уже его уволят?
- Вы понимаете, я сторонник системных изменений, на это место можно поставить кого угодно и результат не изменится... Я сторонник реформы ДФС по типу реформы полиции... 80% налоговых сборов дают 20% налогоплательщиков, даже меньше 20%... Зачем нам этот раздутый штат ДФС в регионах, там и собирать нечего... Может быть, есть даже какая-то корреляция — чем больше налоговиков, тем меньше сборы... В общем, надо менять структуру и подход, а не просто заменить главу. Я дал задание Насирову, он должен в определенные сроки либо сделать, либо не сделать, и тогда...
- А какой смысл поручать ответственную реформу некомпетентному менеджеру? — строго спросил Александр Бродский. — Он завалит даже хорошую реформу.
- Почему вы считаете Насирова некомпетентным? Там, мне казалось, другие претензии, — не согласился Данилюк.
Повисла пауза: это Насиров компетентный??? (знаете историю про короткий диалог Кахи Бендукидзе и Насирова, очень рекомендую посмотреть, если не знаете).
- А у вас вообще есть полномочия уволить Насирова или он может, грубо говоря, сказать — не вы меня брали на работу и не вам меня увольнять?
- Я могу подать запрос на увольнение в Кабмин.
- То есть, это политический вопрос?
Роман Шрайк решил помочь министру:
- Ладно, мы все понимаем. Для увольнения Насирова нужно найти компенсаторные механизмы для определенных депутатских групп, которые стоят за Насировым? Если это так, не отвечайте, просто подмигните!
(реакция Данилюка утонула в общем хохоте).
Юрий Богданов рассказал о некоторых печально известных налоговиках, которые занимаются возвратом фиктивного НДС много лет, кочуют из команды в команду на руководящих должностях, и надеяться на какие-nо реформы с этими кадрами невозможно.
Министр повторил, что он сторонник реформы по образцу полиции. То есть, опять согласился.
Следующим слово взял Андре Алехин:
- Может быть, для «обеления» зарплат пора перевести обязанность платить налоги и сборы с предпринимателей на работников? Тогда у предпринимателей не будет мотива платить в конверте, а обычные граждане не умеют так уклоняться и придумывать схемы, как предприниматели... И люди будут платить! Заодно начнут задаваться вопросом «куда идут наши налоги», а не «почему высокие тарифы»!
- Я совершенно с вами согласен, — предсказуемо ответил Данилюк, — это очень правильный ход с точки зрения изменения ментальности...
Согласился, как вы понимаете, без какой-то конкретики.
Затем Антон Сененко спросил по поводу финансирования науки и молодых ученых:
- Почему в других сферах реформа подразумевает увеличение расходов, а у нас тупо все порезали, за последние месяцы 400 молодызх ученых покинуло страну и они никогда, никогда уже не вернутся!
- Я тоже 4 раза покидал страну и возвращался, никогда не говори никогда, — начал отвечать министр.
- И я вернулся в страну 1 декабря, но одним энтузиазмом сыт не будешь, — парировал Сененко.
- Но разве речь идет только о таких живых деньгах, ученые уезжают, потому что им нужны другие лабораторные условия...
- Многие готовы потерпеть, пока страна чуток поднимется и появятся средства на приборы, но у нас уже трех или четырехдневный рабочий день, мои аспиранты получают в Киеве 2000 грн, это смешно.
- Я знаю, как обстоят дела в наших институтах и университетах, — попробовал возразить Данилюк, — там огромное количество помещений пустует, используется неэффективно, система поддерживает сама себя без какого-то эффекта для страны в целом, вот если бы хотя бы приход от этой аренды использовать для целевых программ...
- Я не знаю, как в других институтах, но у нас арендные ставки регулируются государством и они неадекватны. В нашем институте на проспекте Науки в Киеве — далеко не в центре города — не осталось арендаторов, они все предпочли переехать в более удобные и дешевые помещения. Вот вы говорите, что там где-то копейки для бюджета, а тут даже меньше копейки и речь идет о перспективе и конкурентоспособности государства, а денег опять нет... Почему для бесполезных проверяющих контор деньги находятся, а для ученых нет? Уходят ведь самые молодые и перспективные!
- Ладно, я вас понял, — министр что-то записал в блокнот. Попробуем подумать, что мы можем сделать.
После этого снова зашла речь о налоговой реформе и Данилюк договорился о встрече с группой сторонников либерального законопроекта "3357", чтобы послушать их аргументы и расчеты.
Слово опять взял Соколовский:
- А вы не рассматриваете вариант превращения Украины по примеру Словакии в некий «промышленный офшор», чтобы хорошие налоговые условия и дешевая рабочая сила привлекли инвесторов?
- Я против термина «офшор», — поморщился министр, — в офшорах, как вы знаете, нет какого-то производства, но ваша мысль понятна, я с ней согласен... Только я против каких-то «особых зон» внутри страны...
Затем я добавил:
- Еще по поводу уменьшения контролеров, регуляторов и инспекций. Я год назад спрашивал у Айвараса Абромавичюса, спрошу теперь у вас. С учетом дикого количества этих организаций и циркуляров, вы утонете в бесконечном аудите, «заплатках на заплатки». Почему бы вместо уменьшения «разрешиловок» не сделать все с нуля — составить список реально необходимых лицензий и разрешиловок, а все остальное отправить в сад?
Министр, как вы догадываетесь, согласился.
Время истекло — дальше нам показали кабинет министра. Там, в отличие от кабинета генпрокурора, почему-то не оказалось ни караоке, ни церкви, ни даже захудалой парикмахерской. Министр финансов работает в жутких условиях :)
Выводы:
1. По сравнению с Яресько, министр намного более открыт, он готов слушать чужие аргументы и даже соглашаться. Если Яресько была «миссис НЕТ», то Данилюк, скорее, «мистер ДА, НО...»
2. Убеждать министра ни в чем не приходится (конечно, мы не столь наивны, чтобы воображать, что мы можем открыть глаза министру финансов), однако, в отличие от некоторых других деятелей, например, Яценюка, который мог начать пытаться грузить и нести чепуху, прямо глядя в глаза, Данилюк хотя бы не отмахивается.
3. Добиться какой-то конкретики со сроками нам не удалось. Что, в общем, ожидаемо.
4. Похоже, что Данилюк вряд ли может вести самостоятельную игру и таранить старую систему в одиночку, но хотя бы формальное желание он изъявил. Что касается единомышленников, то, я думаю, в ближайшее время все станет ясно. Если к сентябрю ничего не произойдет и будет все то же жевание соплей, то все станет ясно: мы опять реформируемся по Жванецкому — меняем, ничего не меняя.
Отчет писал по памяти — прошу прощения, если чей-то важный вопрос забыл.
(фото Сергея Иванова-Малявина)