Совсем недавно я посмотрел прекрасный фильм «Мое поколение». Документалка с элементами «экшена» о свингующем Лондоне 60-х. Вернее о той эпохе, которая сломала стереотипы, разорвала целлулоид старого мира и победоносно, с высокоподнятой головой, пошла по континентам. Это было время новой музыки, новых героев, нового стиля, языка и возможностей.
Эпоха первых. Эпоха титанов. Эпоха драйва.
Это была социальная ядерная бомба, составленная из мини-юбок, наркотиков, рок-музыки, скоростей, денима и всевозможных сексуальных экспериментов.
Здесь и сейчас!
Вот был девиз того волшебного времени.
Никто до этого не представлял, что все границы абсолютно условны и поэтому эпоха взламывала тысячелетние кодовые замки социума с улыбкой и непосредственностью ребенка. Мы меняем мир. А мир не смог изменить нас.
Посмотрите обязательно. Вы многое откроете для себя о том времени. Майкл Кейн в роли рассказчика просто бесподобен.
И уже потом, я поймал себя на мысли, а что же ныне определяет нас и наше время. Если у нашего периода свой стиль, своя музыка, свои герои? Чем мы отличаемся от поколений прошлого века? Только укороченными брюками, огромными кроссовками и повсеместным фастфудом?
В чем же наше отличие?
В смартфоне.
Время конца 90-х и уже 20-х 21 века абсолютно безлико и вторично. Прошлый век мы легко можем разделить на десятилетия. Мы никогда не ошибемся с определением эпохи, как только мы увидим одежду, прически, фильмы. Услышим музыку, наконец.
20-е годы прошлого века – это джаз, бриолин, лаковые туфли, легкие короткие платья и такие же прически.
Тридцатые чуть помпезней, но в тоже время и проще.
Потом Сороковы и пятидесятые – блюз, шляпы, рок-н-ролл, большие машины, новые прически, джинсы, косухи. Новые герои кинематографа.
Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые. Все имеют четкие стилистические границы.
Это одежда, обувь, прически, архитектура, автомобили, кино, музыка и т.д.
Четкая визуализация времени.
Все кардинально отличалось от прошлого десятилетия.
Но в конце восьмидесятых, начале девяностых что-то сломалось в стилистической феерии.
Я даже не буду рассматривать умирающий СССР с его турецким ширпотребом и цветными пиджаками. Запад тоже выдохся.
После массовой эпохи диско наступил короткий период техно и рэпа. Но, в отличии от предшествующих, она была короткой и не массовой. Пару тройку лет. А ее героев, кроме убитого Тупака Шакура, наверное, никто и не вспомнит. Туда же попал и гранж, где непокорённой стилистической вершиной умерла «Нирвана».
Потом потянулись годы стилистического безвременья.
Ничего кардинально не менялось в нашем облике. По одежде мы никогда не определим это фото 1997 или 2006 года. Тот же провал и с музыкой. Альбомы 1998 года свежи, актуальны и практически не отличаются от поп-музыки 2006 или 2015 года.
Лишь ближе с десятым многие девушки стали поклонниками пластической хирургии, бразильских поп, татуировок и утиных губ.
Ни прически, ни одежда, ни музыка особенно не менялись. Естественность и сексуальность покорила всех. Ну это правда в моде всегда.
Все замерло.Но выход был найдет совсем с неожиданной стороны.
Все изменения ушли в абсолютный новый символ двухтысячный (маленький и незаметный) – в мобильный телефон.
Именно это изобретение поглотило нас полностью. Именно туда ушли все усилия стилистов, инженеров, разработчиков, музыкантов, кинорежиссёров, рекламщиков, дизайнеров и бизнесменов.
Смартфон и интернет – вот отражение нашего века.
Мы ушли внутрь гаджетов. Именно там, в виртуальном мире, мы становимся самими собой.
Мы уже не отвлекаемся на внешние проявления. Смартфон уже заменил нам газеты, телевизор, радио, магнитофон, кошелек, турагентство, банк, сексуальных партнеров и т.д.
Мы стараемся менять его раз в год. Уже сейчас модели телефонов выходят как модные новинки – осень-зима, весна-лето. Кто не купил – тот лох и нищеброд.
Интернет дал нам свободу информации и самовыражения, а смартфон ежесекундный доступ к этим кладезям «мудрости и красоты».
Мы растворились в нем, он стал нами. Это как джинсы прошлой эпохи – универсальны, эротичны, всем подходят и все их хотят.
Тоже самое со смартфоном. Как бы не был нищ человек, но он обязательно приобретёт себе эту игрушку. В кредит, частями, одолжит, но она у него будет. Именно смартфоны сейчас определяют наш стиль. Они переменчивы как мода, но солидны и неизменны как стиль. Мы хвастаемся и гордимся ими.
Я жду, когда появится фильм, где главным героем будет смартфон, а приложения будут актерами второго плана. И этому шедевру обязательно дадут Оскар.
Смартфоны открыли мир соцсетей, селфи, аватаров и чатов. Они заменили нам кинотеатры, концерты, живое общение, полеты в космос, но и упростили нам массовую коммуникацию, а с ней и возможность революционных выступлений. Революции стали мобильными и легкими.
Он, в конце концов, дарит нам память. Еще никогда мы не делали столько фотографий и видеосъемок. Спасибо за это картам памяти и мегапикселям встроенных камер.
Мы стали меньше, а он стал больше.
Ну что же? Это не совсем плохо.
У каждого времени свой цвет и свои символы. И часто, по прошествии десятилетий, мы смеемся, а иногда и завидуем, глядя на образы прошлого. Так с нас будут смеяться или ностальгировать наши потомки.
Смех продлевает жизнь.
Правда истинные ценности не подвержены коррозии времени. Они будут с нами всегда, и вы их все прекрасно знаете.
За сим прощаюсь.
Пойду заряжать свой смартфон.
Подписывайтесь на правильный телеграм-канал: https://t.me/diktaturasmysla. Там много интересного.