Прошла ещё одна длинная, длинная ночь. Довольно часто я просыпаюсь в три часа и жду, жду, жду. Не могу сказать, что я много думаю, какяа- то прострация, и время просто течет.

 Откуда знаю, что именно три часа ночи? У мамы на руках часы, если я встаю ночью просыпается и она. Иногда первой просыпается она и будет меня. И вот после трёх я просто лежу и жду или общаюсь с прекрасной дамой, каковой я вижу собственную интуицию. Подозреваю, основная ее задача отвлекать меня, чтобы я не могла сойти с ума. В семь часов просыпается звуковой будильник, который сообщает время и температуру. Семь часов утра, в нашем подвале восемь градусов тепла. Это значит, что на улице по- прежнему мороз. Сосед зажигает лампаду, начинается новый день в полутьме.

Сегодня муж получил подтверждение удивительному факту. Мы поняли, что один случай действительно имел место. Дело в том, что около 10 дней назад, когда мимо нашего дома прошли первые дыныры, они, по словам нашей единственной пророссийски настроенной соседки, спрашивали, есть ли у жильцов карты Мариуполя. Муж ее рассказу не поверил, так как раньше она на голубом глазу рассказывала о том, что бомбят не россияне, а ...американцы, или что самолёты бомбардировщики украинские. Больше такой пурги никто не нес, поэтому муж и не поверил ей. Но потом раз за разом мы слышали истории о том, как то россияне, то дыныры путаются в городе и не понимают, куда ехать, куда идти, где проспект Мира или улица Строителей. А сегодня опять один дыныровец спросил у мужа, нет ли у него карты Мариуполя. Слава б-гу у нас не было этих карт, а то бы муж мог как-то дрогнуть голосом. Ложь в таких обстоятельствах считывается на раз и является смертельной.

Остаётся вопрос, они что готовились к войне восемь лет и реально не имели карт Мариуполя даже туристических? Епрст, дальше очень много очень бранных слов. Нах@а тогда все, зачем война, если реально и не собирались воевать, карт даже командирам не дали. Это я еще не пишу резкие слова, которые мой муж говорил. Он ещё долго презрительно повторял: «карты Мариуполя у них нет».

Странно, что мы серьезно до сих пор и не болели. Несмотря на постоянную пыль и грязь, у нас много влажных салфеток с разграбленного магазина, мы стараемся постоянно протирать руки, утром протираем салфетками лицо. В подвале нет тараканов или блох, так как подвальные коты в мирное время были ухоженными, все с противоблошиными ошейниками. Кстати, где они сейчас, никто не знает, сбежали от обстрелов. 

Так что наша подвальная жизнь, когда мы пришли на смену подвальным котам, что длится уже три недели, пока нас не награждает болезнями. Если не считать за болезни приступы стенокардии у мамы или боль за грудиной у меня, боли в желудке и прибитую ногу у мужа, и потерю уже каждым из нас десять и более килограммов. 

Я нашла дома настойки лекарственных трав, и мы на ночь полощем рот. Стараюсь заставлять себя чистить зубы, ведь при отсутствии воды это целая проблема. Мне кажется, что все эти бытовые мелочи, даже то, что мы протираем руки и лицо, помогают нам не потерять человеческий облик, помогают продолжать уважать себя.

На самом видном месте в нашей квартире стоит коробка с лекарствами, кое- что выложено на полотенце и накрыто полотенцем же сверху. Это наши сокровища: антисептики, салфетки, крем от боли в суставах и мазь «спасатель» и все, которые можно достать кремы для рук. Рядышком лежат огарки и батарейки. Огарки и батарейки есть ещё в паре мест, а вдруг эти засыплет. Многократно мы прошерстили все укромные места квартиры, старые пульты и технику в поисках батареек. На столе отдельно лежат целые батарейки, а отдельно еле живые, а вдруг… Лекарства тоже разделили на два кулька. А еще лекарства внизу в подвале у мамы. Лекарства, кремы, салфетки, батарейки и свечи- самая большая наша драгоценность. А накрыто полотенцами, потому что под окнами ездит танк, на котором нарисовано Z и бахает. Тогда отовсюду сыплется мелкая пыль, ветер поднимает ошметки утеплителя и все это носится в воздухе. Окна закрыть чем-то по- прежнему нельзя, взрывная вольна всё сносит. Все вещи, которыми пользуемся, чем-то накрыты.

Мужики освоили космические для меня способы зарядки телефона от аккумулятора. Тогда люди поднимаются на 9 этаж и пытаются дозвониться родным. Иногда, очень редко это удаётся, об этом как о чуде всем рассказывают. Но никто не спрашивает, что происходит, только о здоровье родных. Новостей у нас никаких, мы знаем только, что захвачен Бердянск, а что ещё где войска- непонятно. Я говорю: «Если бы Зеленский капитулировал, нам бы дыныры сказали». Какие-то дыныры, не те, что были у нас, расселились в соседнем доме, какие-то рядом в садике. В принципе, нам не досаждают. Мне дозвониться не удаётся, я пытаюсь это сделать с чужого телефона, т.к свой не заряжен.

С начала https://site.ua/elena.murza1mariupol/mariupol-1-marta-2022-iyxjvel

Читать далее https://site.ua/elena.murza1mariupol/30032022-mariupol-xleb-iy2q5og