К этому дню у нас почти сели все фонари, вернее, они остались только для экстренных случаев. Особенно ценились фонари, которые можно было зарядить от аккумуляторов, которые тоже уже или садились или были полуразбиты. Считавшиеся почти нормальными аккумуляторы уже увезли наших бабушек.
Вообще, фонарик- это первое, что должно быть всегда под рукой, даже если спишь, тут главное держать фонарик так, чтобы он не мешал спать и не вывалился при поворотах во сне. Знаю одну женщину, которая так потеряла фонарик. Вообще самый страшный страх после авиабомб- это потеря фонарика. Постоянно в подвале , чтоб ни делал или ничего не делал, приходит мысль «стоп, где фонарь». Если он не находится сразу ,то волна дикого животного страха окатывает с головы до ног. Но, вот и фанарь, просто провалился глубже в карман. А бывало и выкатился под лежанку, а там сантиметры пыли, сумки, бутылки с запасом воды.
К этому дню уже заканчивались и свечи. Правда муж собирал огарки и как-то делал свечи из огарков. Свечи — это некая цивилизация, огонь свечи-это жизнь, уют, сигнал «все хорошо», когда свечи горят по делу, кто-то ест или собирает вещи. И всё-таки к этому дню огонь свечи, горящей просто так, стал символизировать страх. Человек жжет свечу и ничего не делает, значит, совсем отчаялся, не думает о будущем, что с ним будет, если свеча догорит.
Нас выручали лампады. Наш сосед по клетке, парень лет тридцати, может их устанавливать, у всех остальных лампадки или коптят, или гаснут. Парень несколько дней экспериментировал с материалами на фитили, формой маслёнки, проволокой, которая держит фитиль, и теперь утро начинается с того, что он зажигает лампаду или две. Через несколько часов они сгорают, тогда мы опять просим его наладить лампадки. Спасибо ему, а у меня руки точно не оттуда растут, когда я пытаюсь наладить лампады сама. Так что снимаю шляпу перед мастером.
Для хорошей лампадки нужна широкогорлая баночка на 200 г, постное масло нужно налить почти до верха. Из гибкой проволоки делается петля размером с днище банки, один конец петли пускаем по ее середине вертикально вверх. На фитиль надо брать только хебешку (хлопок). Подойдёт скрученная вата из старого ватного одеяла (в новом вата синтетическая, не подойдёт). Но лучше всего это старые х/б шнурки или завязки.
У меня были маски ковидные, которые кто-то из родных принес из старых запасов, когда маски были дефицитом. Так вот, у старых масок завязки хебешные, на фитиль подходили идеально. Самая большая драгоценность была бы керосиновая лампа с керосином. Мужчины причмокивали и рассказывали, что у них где-то в гараже или на даче все это есть, но туда, конечно, не добраться, обстрелы. Потом уже в свободной Украине насмотрелась роликов про самые разные типы лампадок, та где ж эти знания были раньше…
У нас вроде бы уже есть нормальный запас продуктов: кофе, тушёнка, варенье, конфеты, рыба. Мужчины сварили безумно вкусный гороховый суп.
Люди по-прежнему ругают тех, кто стреляет последними словами, ругают Путина, правда уже без бранных слов, боятся. Для равновесия ругают Зеленского, почему не капитулировал, ведь люди гибнут. Я в таких случаях спрашиваю, капитулировали бы вы на его месте, если условие капитуляции сдать оружие и пустить врага в Киев? Таких разговоров было более пяти и всегда мой собеседник, подумав, отвечал: «Нет». Еще мужики много говорят про то, что «Азов» на «Азовстали» и ещё на «Ильича» борется, борется и порт. Говорили они об этом с уважением перед военной доблестью, однако общее настроение было: «Почему они не сдаются, ведь ясно, что россияне сильнее».
Многие люди с нашего дома или работали, или имели родню, работающую на двух металлургических заводах «Азовсталь» и «Ильича». Самое большое количество разговоров было про то, как россияне собираются возобновить работу заводов, если там бои. Я рассказывала в таких случаях про своих знакомых в оккупированном восемь лет Донецке, которые обычно говорили: «Зато воздух у нас чудесный, чистый свежий, ни один заводской выброс нам его не портит». Люди это и сами знали, вроде одной частью головы понимали, что никто запускать работу заводов не будет. А потом включалась рациональная часть: «Но им же выгодно, чтоб заводы работали, рабочие есть, заводы есть, но не для того же они всё захватывали, чтобы просто всё разрушить?» Вопрос повисал в воздухе, ответ знали все, он был страшный. Поэтому, и мужики, и наши женщины раз за разом заводили эти разговоры, ведь всем ясно, будут живы заводы- будет отстраиваться город. Но реальность была слишком страшна, чтобы её принять, даже людям с солидным житейским опытом.
Говорливая соседка ходила по подвалам и рассказывала очередной фейк, что вот уже через месяц в город завезут тысячи китайцев и быстро- быстро всё восстановят. На вопрос, почему они не восстановили Абхазию или Южную Осетию, ответа не было. Было: «Не мешай мечтать».
С начала https://site.ua/elena.murza1mariupol/mariupol-1-marta-2022-iyxjvel
Читать далее https://site.ua/elena.murza1mariupol/29032022-mariupol-karta-i7zmvnv