Черные воробьи, черные голуби, все измазанные, с торчащими перьями, неопрятные какие-то. Сначала не понимала, что не так, потом поняла, все в саже. Сажа везде, на деревьях, ветках, кустарниках, земле. Все присыпано еле видимой черной пылью. Это и пепел многочисленных костров, и сажа сгоревших домов.
Вокруг нашего двора несколько сгоревших девятиэтажек, штук пять или шесть. Их видно сразу от подъезда с черными провалами окон, с пробоинами в стенах. На них страшно смотреть.
Голуби роются на помойке, находят, чем поживиться. Хотя продуктов нет, но много чего пропало без холодильника, можно найти что-то заплесневелое. Голуби глупые, не улетают от обстрелов, хотя, когда круто бомбят, они прячутся. Есть небольшие стайки воробьев, тащат веточки на гнездышки.
Была пара сорок, суетились, решили вить гнездо среди сгоревших деревьев, но после очередной бомбежки слиняли. Ворон я почти не видела в Мариуполе этой весной, может, только одну грустную ворону. И грачей нет вообще. Наверное, они самые умные и убрались с нашего кладбища подобру-поздорову.
Котик наш нас покинул и стал где-то пропадать. Мы всерьез за него распереживались, а он, оказывается, превратился в уличного разбышаку и стал ловить голубей. Дня через три пришел и опять хотел залезть на лежанки под одеяло, но уже его никто не хотел грязного уличного к себе пускать. Ну что ж, он спал на одеялах сверху, причем то там, то тут. По- прежнему, красив, чертяка, шерсть дымчато- серая, глаза янтарные. Был замечен в воровстве воды и чужого корма у собачек. Да, теперь у нас новые соседи за стеной с двумя прекрасными малюпуськами йорками в прикольных комбинизончиках, мальчик и девочка. Девочка совсем крохотная. Я всё пытаюсь вспомнить какого цвета были собачьи одёжки, помню яркие, но малиновые или бирюзовые не помню.
Мужики перестали отвечать на вопрос, можно ли выйти или стреляют. Они поумнели и говорят: «Выходи, но если бахнет, это твоя ответственность». Они так же бросили утверждать, кто сейчас и куда стреляет, на эти вопросы вертят лицо в сторону и сплёвывают сквозь зубы.
Я с удивлением обнаружила, что в нашей жутко обстрелянной квартире есть определённая красота. Все окна у нас пластиковые, так вот, взрывная волна стёкла не выбивает из рам, а выкрашивает, и они разлетаются мелкими кусочками. Осколки стекла остаются в рамах, намертво припаянные к резине, они обычно треугольные и напоминают зубья акулы. Когда солнце светит прямо в окна, а дождя всё нет и нет, то эти осколки напоминают бриллианты, настолько они красиво сверкают. Когда не стреляют, я сажусь с романом Джоан Роулинг в кресло, начинаю читать, а потом смотрю, как переливаются стёклышки.
Если начинать убирать, что я довольно часто делаю, то оказывается, нельзя убирать на самом разбитом месте квартиры, на балконе. Весь балкон в посечённом осколками утеплителе, сильно смахивающем на стекловату. Через разбитые окна и двери его разносит по всей квартире, и она засыпает всё: вещи, посуду мебель, постель. Хотелось побыстрее убрать утеплитель и ещё поискать целые банки, вдруг остались. Начала убирать разбитые банки и утеплитель с балкона вместе с кусками самого балкона- начали стрелять. Села читать книгу- не стреляют. Начала убирать на балконе- начали стрелять. Села читать книгу- не стреляют. Поняла- нех*р шастать.
С начала https://site.ua/elena.murza1mariupol/mariupol-1-marta-2022-iyxjvel
Читать далее https://site.ua/elena.murza1mariupol/27032022-mariupol-muziki-iygmjke