У нас было две собаки, пока мы ели курочек, то их хозяевам я носила куриные кости, схарчили, мама не горюй, выбирать не приходилось. Ели мы все в подвале смешанно, был и общий котел, и отдельная еда у каждого, кто что вынес с квартиры. Строго поделить на всех поровну было невозможно, хотя бы потому, что все ели в разное время с разной посуды, чаще у себя на лежанке.
Был у нас и хомяк Манюня, ему доставались огрызки яблок, заплесневелый огурец, раздавленный банан. Хозяева хомы меня поразили в самое сердце, у этой супружеской пары полностью сгорела квартира, как и весь их многоэтажный дом, поэтому они пришли в наш дом, где была квартира их старенькой полу парализованной бабушки. Они перетащили в подвал бабушку, ее одежки, даже ее стульчак. А из своей развороченной квартиры успели забрать хомяка в клетке и корм для него, зерно и овес. Банан и огурец были для хомы как конфеты. Хозяева жалели, что не забрали попугая, когда возвращались за уцелевшими вещами, он уже погиб.
Мы доедали с хомой последний, уже черный банан. Хома нас веселил, он сделал себе гнездо в виде шара из газет и шерсти, которую повыскубывал из тряпок. Свое гнездо он довольно часто закрывал крышечкой из газет. Когда становилось теплее, он делал отверстие в гнезде побольше. В клетке у него был склад запасов в одном углу и туалет в другом, все как у нас. Недели через две я заметила, что хома стал выходить на свет. Стоит осветить клетку фонариком, он вылезал, т. к. догадывался, будет угощение: кусочек картошки или ложка овсянки, а то и великолепный кусочек сырой морковки.
Было у нас и мышка, приходила к нам два дня, но потом народ объединенными усилиями ее поймал и убил. Я была о мыше лучшего мнения, мне ее было жалко, но продукты сейчас стали ценностью номер один. Кстати, одной конфеты, положенной между стенными блоками, я так и не досчиталась, мышка унесла. Конфетами нас угостили соседи. Потом мы узнали, что конфеты «добыты» в магазине. Кстати, у нас в клетке стояла коробка печенья и конфет, точно так же «добытых». Ценилась другая еда, горячая каша, например, а ещё лучше суп. Впрочем и недооценённый конфеты за неделю исчезли.́
В это же день случилось происшествие, к нам попросила женщина, на вид лет 50-60, поскольку на улице реально бомбили, то ее пустили, определили в соседнюю клетку. Утром женщина исчезла, прихватив самое вкусненькое, у кого орешки, у кого сухофрукты, да ещё сходила по большому в чужое ведро, полное круп и сахара. Случай был настолько не лезущий ни в какие ворота, что мужики даже не ругались, только договорились никого больше, кроме своих, не пускать. В шести вечера дверь в подвал закрывали на металлический засов. И раз решили никого чужих не пускать, то если пускать, отвечать за них будет тот, кто пустит.
Поскольку вечером опять очень сильно бомбили, причем авиабомбами, очень большими, то я вспомнила Алеппо. Потом все проводили эту аналогию, а тогда это было как откровение: «Нас убивают как в Алеппо». Почему -то мне было сложно и страшно сказать об этом вслух. Был один умный мужчина, вот ему почти на ухо я и сказала, что нас хотят сравнять с землёй всем городом вместе с жителями, как в Алеппо. Но самого страшного я ему не сказала, что раз так, то следующий шаг- это бомбить нас фосфорными бомбами.
Я дала самой себе ряд обещаний, если выживу. Во-первых, стараться одеваться покрасивее, чтобы радовать глаз; во-вторых, собрать соседских детей и проводить с ними подвижные игры; в-третьих, написать ряд статей и дневник в 20 печатных изданий всего мира о том,что с нами происходит..
Первое иногда получается, второе сделать ещё нет никаких сил, а третье делаю. Я сочиняла свои статьи, сидя в подвале под бомбами и помнила их наизусть, потому что часто повторяла про себя. Когда я через два месяца выехала, в свободную Украину, а потом после неотложных дел по лечению мамы и обустройству, заново освоив свой смартфон, их написала, они уже утратили актуальность, как и дневник. Никто не взялся мне помочь их напечатать, кроме пары лучших подруг, скинувших адреса редакций. Редакции ни статьи, ни дневник не напечатали, но моё обещание самой себе есть обещание, себя надо уважать. И я пишу в фейсбуке, телеграме и на site.ua. Может, через год я смогу играть с соседскими детьми.
С начала https://site.ua/elena.murza1mariupol/mariupol-1-marta-2022-iyxjvel
Дальше читать https://site.ua/elena.murza1mariupol/15032022-mariupol-masiny-i0q5l16