Начали очень серьезно бомбить. Пленку всю сорвало, окна выбило вместе с рамами. Перед этими обстрелами мы таскали маму по комнатам, то туда, то сюда, то в коридор, то в кладовку. Старалась расположить ее с удобствами, я ставила ей кресло, приносила одеяло. Она только решит пройтись по квартире, встанет, а тут опять обстрел, я ее волоку в кладовку, сама тоже пытаюсь как- то спрятаться за капитальной стеной и мужа уговариваю посидеть переждать обстрел.

Иногда при очень сильном обстреле мы становились друг за другом в самом безопасном месте квартиры за двойной капитальной стеной. Но там можно было только стоять тесно прижавшись друг к другу, во всех остальных местах под каким- то углом были или окна или двери, стреляли отовсюду и двери не спасали, наоборот, были опасны. Мы уже знали, что двери взрывной волной выбивает на человека, а это около 20 кг со всего размаху по голове или разносит в острую щепу которая на скорости протыкает как вилка пирог. Наши стальные двери подъезда  и то пробило вчера  осколками, а стальные входные двери квартиры перекосило от взрывной волны.

 Мужа хватает на пять минут, и он начинает опять что- то делать или в квартире, или на улице, что самое страшное. Я пробовала с ним ругаться, но это было бесполезно. Мужчины, как и мой муж умудрялись под огнем греть чайники и готовить еду.

«Умная» соседка теперь начала утверждать, что это не российские самолёты нас бомбят, а американские. В ее голове не укладывается, что россияне просто бомбят весь город. Я ввязалась в спор, мужики нехотя меня поддержали. Стало понятно, что уже побаиваются говорить откровенно.

Самые страшные удары мама переживала в кладовке, я туда вместе с ней не помещалась. Конечно, я сняла все стеклянные банки вниз. Прошерстили вещи сына, у него оказались новогодние петарды, несколько флаконов легковоспламеняющийся химии. Петарды выбросили на улицу, а химию убрали в ванну, думали, там безопаснее.

Пережидать авианалет в квартире уже было невозможно, мы побежали в подвал соседнего дома, я ещё взяла матрас. Меня поразила грязь и пыль в подвале. Ещё три дня назад нас туда наша председатель не пускала: «Нечего вам там делать», а ведь можно было хотя бы чисто вымести. Потом услышала, что это было везде, людей заранее в подвалы навести там порядок не пускали, типа боялись паники. Почему не оборудовали подвалы, пока не начали сильно бомбить? Какое- то издевательство было над жителями со стороны городских властей, или прямой саботаж, или предательство.

Подвалы Мариуполя не были подготовлены почти нигде. Везде была пыль, грязь, и самый минимум воды. Везде жильцам не давали ключи до последнего, чтобы они хоть как-то оборудовали убежище. Это какое-то издевательское оправдание, типа наш мэр боялся паники и поэтому не разворачивал подготовку защиты населения, гражданской обороны не было. Или напишите, где кто знает обратное, я пишу, как было у нас и у всех соседей.

В подвале соседнего дома, куда мы с мамой пришли, было очень много людей, человек 40, нам нашлось место только возле баков с водой. В подвале было тепло, мужики сразу объединились по интересам, кто поговорить, кто выпить. Рядом с нами игралась маленькая двухлетняя девочка, ее квартиру разбомбили, а она бесконечно скакала и громко визжала. Милое создание поднимала тучи пыли, но мама и бабушка были образец терпения, улыбались девочке и играли с ней.

 Я вообще поражалась, насколько люди ведут себя по- человечески, что ли. Делятся с другими, помогают, терпят неудобства, понимают, когда кому- то становится плохо. Еду по- прежнему готовили на всех.

Мы положили тонкий матрац прямо в пыль и так переспали на нем ночь.

С начала https://site.ua/elena.murza1mariupol/mariupol-1-marta-2022-iyxjvel

Дальше читать https://site.ua/elena.murza1mariupol/11032022-mariupol-drugoi-podval-iyxjvv4