Российские провокации против архитектуры безопасности Европы
Сообщение о том, что США вышли из Договора по открытому небу не стало неожиданностью ни для специалистов по международным отношениям, ни для просто человека, мало-мальски интересующегося политикой. Потому что правильно новость звучала как «США завершили выход из Договора». Действительно, ровно за полгода, как это было предусмотрено условиями соглашения США предупредили о выходе. При чём сделано это было максимально чётко, так, что не возникало мысли о возможных маневрах и, в результате, отказе от выхода если Россия, которая была причиной таких решений так и не пойдет на компромиссы. Аналогичным образом прозвучали жёсткие и конкретные объяснения решения. При чём главная причина такого всё же не совсем неординарного действия со стороны Вашингтона имеет конкретное имя. И имя это – Российская Федерация, точнее её системное поведение во внешней политике.
Чтобы понять в чём именно неординарность и жёсткость решения Вашингтона в случае с Договором об открытом небе нужно взглянуть на сам договор. С одной стороны, ситуация как будто бы стандартная для США времён президентства Трампа. Даже один из высокопоставленных сотрудников Белого Дома, полгода назад, обосновывая причины говорил о том, что «Трамп никогда не переставал выводить Америку на первое место, покидая устаревшие договоры и соглашения, которые приносили выгоду нашим противникам за счет нашей национальной безопасности». Но в данном случае ситуация исключительная. Поскольку ДОН (Договор об открытом небе) это прежде всего договор о доверии. И в этом его символизм и значение. Он был подписан в 1992 году 23 странами – участниками ОБСЕ, знаменовал эпоху окончания «Холодной войны» и биполярного мира. Сейчас в Договоре принимают участие 34 страны. Договор – это механизм контроля за военной деятельностью и соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Предусматривает полеты невооруженных самолетов со специальным оборудованием стран-подписантов над территорией других стран. По заранее согласованным маршрутам, в присутствии представителей страны, над которой происходит полет. Применяемое оборудование должно быть таким, что может быть приобретено другими участниками. Первый аналог «ДОН» предлагал принять ещё президент США Эйзенхауэр в 1955 году, на что не согласился СССР. В этом контексте ещё более понятен символизм «открытого неба».
И вот небо снова начинает закрываться. Если сделать небольшую ретроспективу новейшей истории, то по проблемам, возникающим в рамках Договора можно легко заметить как менялся общемировой настрой, как «величие» и противостояние с Западом становилось основополагающим принципом внешней политики Кремля. Итак, 2012 год – Грузия, после четырехлетнего промедления после войны "08.08.08" запрещает РФ, как стране-агрессору, оккупирующему часть её территории полёты над своей территорией. 2014 – США заявляют о несоответствии оборудования российских самолетов-ДОН (кстати, сказать, для полетов в рамках договора в РФ сконструирована специальная модификация Ту-214, Ту-214ОН) условиям Договора. Реальная же подоплека лежит в начале агрессии РФ против Украины, оккупации ею Крыма. Дальше-больше. Россия запрещает другим странам полёты над своим европейским анклавом Калининградской областью, остающейся наиболее милитаризованным регионом с окончания Второй мировой войны, запрещает полёты в десятикилометровой приграничной полосе возле оккупированных её войсками и признанными «независимыми государствами» грузинскими автономиями Абхазии и Южной Осетии, надменно предлагает американцам использовать для . В 2018 в виде сокращения финансирования на программы полетов ДОН проявляются знаки того, что США будут выходить из Договора именно из-за отсутствия атмосферы доверия и нежелания РФ идти на компромиссы. Почему именно отсутствие доверия причина? Спутниковая группировка США и её возросшие с 1992 года возможности позволяют контролировать территорию РФ ненамного хуже полётов на самолётах по согласованным маршрутам, а по многим параметрам и лучше.
Но всё ещё более драматично. ДОН не существует в вакууме. Архитектура безопасности в Европе в военной сфере базируется ещё и на Договоре об обычных вооружённых силах в Европе, определяющем количественные квоты и ограничения пяти основных категорий вооружений и техники участников. В 2015 Россия вышла из этого договора. Теперь, когда механизмы контроля становятся всё более призрачными, на очереди, очевидно за Венским документом, предусматривающим ежегодный обмен информацией о военных силах, размещённых на территории стран-подписантов, военную деятельность, информирование относительно новых образцов вооружение. Тем более, что подающиеся РФ данные давно уже вызывают сомнение на Западе. Венский документ 2021 года будет приниматься с учётом недружественных действий РФ. Если же ещё вспомнить о выходе РФ из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 2019 году, подписанном в конце 1987-го, то становится понятно – Кремлю тесно в «ограничениях» благодаря которым завершилась «Холодная война» и он настроен на эскалацию. При этом Москва остаётся верной своей тактике – провокация Запада на выход из Договоров, чтобы в дальнейшем можно было обвинить в срыве мирного процесса именно «другую сторону». Но суть в том, что новую «гонку вооружений» Россия не вытянет. Однако Кремль не устаёт блефовать, жизнь в неуютном мире с отсутствием контроля над вооружениями для него комфортнее.