Волчий Хвост — прозвище воеводы князя Владимира, служившего также его сыну Святополку, под которым он стал известен в древнерусских летописях.
Воевода Волчий Хвост командовал авангардом войска Владимира в его походе на племенной союз радимичей в 984 году, однако, не дожидаясь подхода основных сил, вступил в битву и нанес радимичам поражение, итогом которого стало признание радимичами власти киевского князя. Так эти события описаны в летописи:
«Пошел Владимир на радимичей. Был у него воеводой Волчий Хвост, и послал Владимир его, Волчьего Хвоста, вперед себя. Встретил он радимичей на реке Пищане (правый приток реки Сожи — прим.), и победил радимичей Волчий Хвост. Поэтому Русь до сих пор насмехается над радимичами, говоря так: „Пищанцы от волчьего хвоста бегают“.
Интересное прозвище Волчий Хвост, которое не объясняется в источниках, может быть следствием тотемного культа волка в дружинной культуре. Вполне возможно, что волчий хвост был и своеобразным талисманом, который воевода демонстративно носил на себе. Похожее прозвище носили берсерки в древнескандинавских источниках, которых называли ulfhednar ("волчьи шкуры»), а также славянские волкодлаки (от стар. слав. «волк» и «длака» т.е. шкура). Подобная волчья природа приписывалась князю Всеславу Полоцкому, в предании известном по «Слову о полку Игореве», он считался оборотнем и превращался по ночам в волка.
Другой фрагмент, связанный с воеводой Волчьим Хвостом, также заставляет вспомнить о скандинавской дружинной культуре. Как сообщает Новгородская Первая летопись Младшего извода воевода Волчий Хвост уже будучи стариком возглавил войско Святополка в битве на Любече в 1016 году против войск его брата Ярослава Мудрого. Волчий Хвост ездил по берегу и издевался над войском противника, выкрикивая такое оскорбление:
«Почто пришли
С хромцом этим?
Эй, вы, плотники,
Вот, поставим вас
Хоромы рубить нам!»
Здесь мы легко узнаем частый в описаниях скандинавских саг обычай ритуальной перебранки перед боем, когда оскорбительными речевками-нидами, которые ритмически организованы и в которых использованы приемы скальдической поэзии (такие как аллитерации, например «хромец-хоромы»), подбадривали своих и выводили из равновесия чужих воинов. Яркий пример такой перебранки это ругань между Гудмундом и Синфьотли в «Первой песни о Хельги убийце Хундинга», в строфах 32-44 (что интересно, Синфьотли, также как и воевода Волчий Хвост обладает «волчьей природой»). https://norse.ulver.com/src/edda/helga1/ru.html
Летописец не одобрял такие действия воеводы, ведь в итоге войска Святополка были разбиты, а сам князь бежал в Польшу к своему тестю Болеславу. Дальнейшая судьба Волчьего Хвоста неизвестна.
Конечно же таких фрагментов информации не достаточно для утверждения о варяжском происхождении Волчьего Хвоста, тем не менее, в то время дружинная культура Руси оставалась во многом варяжской, а значит кем бы ни был воевода этнически, он был связан с этой культурой и был её частью.
Исследователь Алексей Карпов предположил, что имя Волчьего Хвоста вошло в народные предания, так в памятнике XVI века, имеющем очевидное фольклорное происхождение ("Сказание об Александре Поповиче"), упомянут богатырь-воевода Волчий Хвост, который служит эпическому киевскому князю Мстиславу.