Из диалога с историком:


Вячеслав Бабайцев
Главной причиной погромов в годы восстания Богдана Хмельницкого была острая социальная ненависть к евреям православного населения Речи Посполитой, которое в административно-хозяйственной системе зачастую занимало более бесправное положение, чем представители иудейской общины. Это отмечают многие историки, в том числе, и еврейские. В сочетании с религиозной неприязнью социальная рознь повлекла за собой катастрофические последствия.

Многие годы Речь Посполитая оставалась единственным толерантным к евреям государством Европы. В стране существовала одна из крупнейших и динамично развивающихся иудейских общин. Краковский раввин и талмудист Моше Иссерлес подчёркивал, что «если бы Бог не дал евреям Польши, как убежища, судьба израильского народа была бы, по-видимому, уничтожение».

С начала XVII в. евреи в Речи Посполитой стали в основном заниматься арендой, сбытом продуктов сельского хозяйства, откупом различных податей и сборов, винокурением, выжигом поташа. Удельный вес ростовщиков и особенно ремесленников значительно снизился.

Польские магнаты и шляхтичи не имели желания заниматься управлением своими обширными и иногда отдалёнными владениями и сдавали их в аренду евреям, многие из которых фактически стали их экономическими советниками. Еврей мог взять в аренду как корчму, мельницу, пруд, так и целое поместье, группу сёл и местечек со всеми их жителями, находившимися под юрисдикцией владельца, права которого переходили к арендатору. В течение срока действия арендного договора, еврей управлял имением и его жителями и был уполномочен наказывать крепостных по своему усмотрению. Крупный арендатор часто сдавал в аренду отдельные сёла, корчмы, другие доходные промыслы, вовлекая в экономическую деятельность менее зажиточных единоверцев. Крепостные крестьяне большей частью подчинялись непосредственно еврею-арендатору того или иного уровня.

К 1616 г. более половины украинских земель, принадлежавших польской короне, арендовали евреи. Они брали земли на два-три года, платя деньги вперёд и для получения большей прибыли, требовали, чтобы крепостные работали по шесть дней в неделю вместо положенной четырёхдневной барщины. Крестьяне были вынуждены кормить не только пана, но и арендатора. У них не оставалось времени для ведения собственного хозяйства. В связи с этим арендатор становился объектом злобы крепостных наряду с помещиком. Историк русского еврейства Юлий Гессен в своём двухтомном труде «История еврейского народа в России» отмечал: «Арендатор-еврей, становясь на место пана, получал,– конечно, лишь в известной мере, – ту власть над крестьянином, которая принадлежала землевладельцу, и так как еврей-арендатор… старался извлечь из крестьянина возможно больший доход, то злоба крестьянина… направлялась и на католика-пана, и на еврея-арендатора. И вот почему, когда в 1648 году разразилось страшное восстание казаков под предводительством Хмельницкого, евреи, наравне с поляками, пали жертвой».

Особую неприязнь населения вызывало то, что еврейские арендаторы нередко покупали монопольное право на производство и продажу алкоголя, поднимая на него цены. Украинский историк Михаил Грушевский писал: «Евреи-арендаторы заарендовали все шляхи казацкие и заставили их своими шинками — на одной миле по три шинка ставили, вынуждая казаков к покупке у них водки и мёда, и не дозволяя им самим изготовление этих напитков для собственного потребления». Небогатые крестьяне и горожане были вынуждены пить в долг под проценты, закладывая своё имущество. Это приводило часть населения к полному обнищанию.

Кроме того, сами арендаторы могли приобретать рабов. Как правило, на ограниченное время. По сохранившимся свидетельствам, в отдельных случаях рабы, принадлежавшие евреям, принимали иудаизм. В то же время распространённые в украинском фольклоре и художественной литературе утверждения о контроле евреев-арендаторов над православными храмами и взимании ими платы за выполнение религиозных обрядов не находят никакого подтверждения в документах.

Среди евреев встречались также арендаторы королевских городов и их окрестностей, приобретавшие не управленческие функции, а лишь право на откуп тех или иных статей дохода. Многие евреи включались в арендно-откупную систему в качестве управляющих, экономов, надсмотрщиков, поставщиков товаров и скупщиков сельскохозяйственной продукции, посредников, сборщиков податей и таможенных пошлин. Наивысшего расцвета арендная система в Речи Посполитой достигла во второй четверти XVII века.

Тот факт, что еврейская аренда стала основной причиной кровавых событий, признавали и члены иудейской общины. В 1653 г. в Венеции вышла книга «Иевен мецула» («Пучина бездонная"). Её автор религиозный еврейский деятель, историк и каббалист Натан Ханновер, очевидец украинских погромов. Он был сыном раввина, который погиб летом 1648 г. в Остроге от рук повстанцев Хмельницкого.

В своей книге Ханновер не только подробно рассказал о жестоких расправах над еврейским населением городов и местечек, но и назвал причины, которые, по его мнению, толкнули православное население Речи Посполитой на погромы. Он писал, что король Сигизмунд III "стал возвышать магнатов и панов папской веры и унижать магнатов и панов греческой веры, так что почти все православные магнаты и паны изменили своей вере и перешли в папскую, а православный народ стал всё больше нищать, сделался презираемым и низким, и обратился в крепостных и слуг поляков и даже, особо скажем, у евреев". Ханновер отмечал, что евреи были "повсеместно управляющими и хозяевами. Это и явилось причиной страшного бедствия, ибо евреи своим высоким положением вызывали зависть".

Стоит отметить, что Богдан Хмельницкий имел личные счёты с еврейскими арендаторами. В одной из жалоб коронному гетману Николаю Потоцкому он писал: "Даже от евреев мы испытали невыносимые обиды и унижение". В жалобе Хмельницкого королю Владиславу IV говорилось: "Даже евреи, надеясь на поддержку старост, также наносят нам большой ущерб". Аналогичные претензии повторяются и в других сохранившихся его личных письмах.

Различные источники сообщают о конкуренции между субботовским шинком, принадлежавшим Хмельницкому, и чигиринским шинком. Им владел управляющий Чигирина еврей Захария Собиленко. Он также сыграл роль в конфликте Хмельницкого с великим коронным хорунжим Александром Конецпольским, который произошёл накануне восстания. Об этом подробно рассказывает в своей книге Натан Ханновер. Он сообщал, что Конецпольский "взял себе очень знатную жену, сестру пана Замойского, издержал на неё уйму денег — больше, чем ему было по средствам; так вообще в обычае в королевстве Польском, равно среди евреев и среди неверных, что во время свадьбы, если у кого есть одна тысяча злотых, он продаёт и закладывает всё свое добро, чтобы издержать две тысячи. После того как хорунжий женился и растратил все свои деньги, он надумал отправиться со своей женой в свои заднепровские владения, в местность, где жили казаки, рассчитывая, что в честь его молодой жены ему поднесут множество подарков, а после этого он вместе с казаками совершит внезапное нападение на татар и возьмёт у них большую добычу, как это водится с давних времен. Так он и сделал. Он собрал все своё войско, лёгкую и тяжёлую конницу, и отправился вместе с женой в свои заднепровские владения. Когда упомянутый пан и его супруга прибыли в город Чигирин, они были встречены населением с большой радостью, и им было поднесено множество подарков".

Ханновер писал, что Конецпольский вызвал к себе Собиленко и обратился к нему "со следующим вопросом: "Ты ведь управляющий города, так скажи мне, кто самые богатые жители его?". А целью пана было возвести на них какой-нибудь навет, чтобы получить с них больше денег. Еврей Захария ответил на его запрос и, перечислив богачей, он упомянул также злодея Хмеля (да будет стёрто его имя), и сказал, что Хмель (да будет стёрто его имя) очень богат и владеет большими стадами. Когда пан хорунжий услышал об этом, он сказал себе: "Ведь отец перед смертью поведал мне об этом негодном человеке. И откуда у него такое богатство? Несомненно, он грабил холопов, что живут в моих же поместьях, так значит — всё это по праву принадлежит мне". Тогда хорунжий насильно отобрал у Хмеля (да будет стёрто его имя) хутор, со всем многочисленным скотом, находившимся там (всего несколько сот голов) — почти половину состояния Хмеля (да будет стёрто его имя). А злодей Хмель (да будет стёрто его имя) молчал, желая усыпить бдительность пана, да и кто скажет пану в его же городе "что делаешь?", ведь он там, как царь в своей стране. И Хмель (да будет стёрто его имя), готовя месть, ушёл от пана, и известил татар: "Берегитесь, наш пан хорунжий вступает со всем войском против вас". А татары в это время были совершенно спокойны и ничего не подозревали о готовящейся войне, но лишь только сии узнали об этом, как сейчас же выступили навстречу, вооружённые саблями и луками. Когда пан увидал, что всё известно и что его войско очень немногочисленно по сравнению с татарами, он принуждён был бежать обратно с великим позором. Но он не знал, кто был виновником этой неудачи. И случилось однажды, что сидели казаки — Хмель (да будет стёрто его имя) и его приятели — на попойке у еврея-арендатора упомянутого города и пьянствовали. Как известно, "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке", и вот Хмель (да будет стёрто его имя) рассказал, как он отомстил пану за отобранный хутор. А упомянутый еврей, который сидел за своим столом и производил свои расчеты, услышал это и рассказал всё пану. Тогда пан хорунжий бросил Хмеля (да будет стёрто его имя), закованного в железные оковы, в темницу, намереваясь его казнить". В декабре 1647 г. Хмельницкий был освобождён из-под ареста под поручительство одного из своих бывших польских командиров. Вскоре вместе с группой приближённых казаков и старшим сыном Тимошем он бежал в Запорожскую Сечь.

Начиная с 1648 г., появляются манифесты, подписанные Хмельницким. Они призывали к уничтожению поляков и евреев, против которых выдвигались различные обвинения. Восстание сопровождалось изощрёнными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно.

Ханновер писал, что "у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьём, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение. А многих татары увели в плен; женщин и девушек насиловали; овладевали женщинами на глазах их мужей, девушек и красивых женщин брали в служанки и поварихи, а иных в жены и наложницы. Так они поступали во всех местах, куда приходили; и то же самое делали с поляками, в особенности с ксендзами".

По данным израильского историка Шмуэля Эттингера, на украинских землях до начала восстания Хмельницкого проживала 51 тыс. евреев. Из них 30–35 тыс., то есть около 2/3, погибли или навсегда покинули край.

Социальное противостояние и религиозная рознь, а также личные претензии Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению. Эти события были восприняты значительной частью еврейского мира как признак скорого прихода Мессии, что создало благоприятные условия для возникновения и распространения саббатианства.


Дмитрий.
Тобишь, все таки это было сословным восстанием, против панов и арендаторов, которые налагали тяжелые/обременительные налоги и труд?)

И еще, как коррелируется то, что у Хмельницкого в свите, и среди писарей/старшины тоже были евреи?) И так же, был еврейский курень в запорожской сечи, наряду с татарскими и другими частными случаями?) Но вот писарство, туда нужно было дослужится и пройти все, как говорится, "труды и лишения".)

Так же, Я не смею очень доверять книге "Пучина Бездонная", т.к. то что вы процитировали, конечно представляет для меня большой интерес, но Я уже это слышал не раз.) О зверствах и т.д. и т.п., все это приписывалось и Петру 1, и войскам Римской Империи, и т.д. и т.п..) Так что, у меня вызывают сомнения в том, что ей можно полностью безоговорочно доверять.) Но она определенно, если рассматривать ее в общем, а не в частностях, представляет примерное описание того, что происходило.)

P.S.: Извиняюсь за ")", привычка писать так.) Знаю что это иногда смущает людей.)


Вячеслав Бабайцев
Дмитрий, да, это был не совсем типичный средневековый погром, когда с евреями расправлялись по обвинениям в убийстве христианских младенцев или отравлении колодцев. Национальная неприязнь здесь не играла столь заметной роли. Это было именно восстание против существовавшей системы, частью которой являлись еврейские арендаторы.

Евреи действительно служили в казацком войске. К моменту начала восстания это была уже сложившаяся традиция. Евреи воевали бок о бок с запорожцами ещё во время осады Смоленска армией Речи Посполитой в 1609-1611 гг. Вероятно, если и возникали случаи национальных конфликтов, то они быстро пресекались, поскольку могли расшатать дисциплину в повстанческой армии, которая существовала как единое воинское братство. Хмельницкому в борьбе с польским королём была необходима любая помощь вне зависимости от того, кто её предоставлял. Собственно поэтому он и обратился к крымским татарам, которые не были ни соплеменниками, ни единоверцами запорожцев.

Стоит отметить, что, хотя в Речи Посполитой и было более терпимое отношение к евреям по сравнению, например, с Испанским королевством, они, тем не менее, подвергались ограничениям. Например, Сигизмунд III в 1598 г. запретил евреям жить в Каменец-Подольском более трёх суток, а в 1619 г. издал указ о запрете проживать им в Киеве. Возможно, кто-то из евреев, воевавших в войске Хмельницкого, рассчитывал на улучшение своего положения в случае смены власти.

Относительно писарства можно сказать, что человек на этой должности находился в более привилегированном статусе относительно рядовых казаков. Во-первых он должен был уметь читать и писать, а далеко не все повстанцы были грамотными. Во-вторых писарь ведал бумажными делами гетмана. В связи этим он должен был быть надёжным и хорошо проверенным человеком, который не предаст при первой возможности и не станет злоупотреблять служебным положением. Понятно, что кто-то случайный не мог попасть на эту должность.

Разумеется, Ханновера, как человека лично пострадавшего от погромов, нельзя считать полностью беспристрастным. Как и всякий исторический источник, его сочинение нуждается в критике. Полагаю, что даже если где-то он и сгустил краски, то не слишком сильно. Массовые расправы повстанцев над евреями действительно имели место. В то же время нужно заметить, что в оценке причин, которые вызвали погромы, Ханновер стремится к объективной оценке.


Дмитрий
Стоит заметить, что украинцев, особенно униатов, они убивали куда больше и жесточе, т.к. это для них вообще вероотступники.)