5c175e261642c.jpeg
Патриарх Филарет. Портерт взят с facebook-страницы Юрия Журавля

Американский ученый Джозеф Кэмпбелл написал одну из самых увлекательных научных книг в истории человечества — «Тысячеликий герой». Осуществив анализ мифов разных народов и племен, Кэмпбелл установил, что во всех легендах всех народов мира есть один общий компонент — путь героя. Все герои мифов, легенд, повестей и былин проходят одну и ту же жизненную стезю — становление, испытания, катарсис и жертвенная победа.

Большинство героев имеют своих реальных прототипов. Илью Муромца ассоциируют с Илием Печерским, Король Артур — легендарная версия Луция Артория Каста. Время смывает полутона и украшает события гиперболами, но основа любой мифологемы — всегда реальна и связана с конкретными историческими событиями. Поэтому на Объединительном Соборе родилась не только Православная церковь Украины. На нем родился национальный герой — 89-летний патриарх Филарет, успешно завершивший дело всей жизни.

Путь становления

«Первая стадия мифологического пути героя – которую мы обозначили как „зов к странствиям“ – означает, что судьба позвала героя и перенесла центр его духовного тяготения за пределы его общества, в область неизвестного»

Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой».

Вернемся в далекое прошлое. На дворе 1946 год. Михаилу Денисенко 17 лет. Позади — ужасы войны и смерть отца. Впереди — тяжелые годы послевоенного восстановления. Церковь того времени отличается от нынешней так, как сам Христос отличается от настоятеля Лавры владыки Павла. Статус священника в то время не мог дать ни денег, ни привилегий. И уж, конечно, этот статус в то время делал невозможным успешную карьеру не только для священника, но и для его близких.

Вторая мировая, казалось было, примирила атеистическое руководство СССР с церковью, но еще свежи были в памяти репрессии 1920-1930-х. Да и планомерная антирелигиозная пропаганда среди населения не утихала, убеждая в том, что сосуществование церкви и социалистического государства — временное и вынужденное.

Что же побудило умного молодого человека отказаться от мирской славы и выбрать такой странный путь? Тот самый описанный Кэмпбеллом «зов к странствиям», который верующие люди считают голосом Бога. И только тот, кто, не боясь сложностей, откликается на этот зов — имеет шанс стать героем.

Путь испытаний

«Отбыть в страну испытаний – значит пуститься в долгий тернистый путь, где странника ждут бесчисленные испытания на пути инициации, а временами моменты озарения. Теперь нужно убить дракона, снова и снова преодолевая множество неожиданных препятствий. Путника ждут начальные победы, мистические прозрения, которые теперь всегда будут сопровождать его, и мимолетные видения чудесной страны».

Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой».

За 20 лет будущий патриарх сделал великолепную карьеру: от семинариста Михаила Денисенко до митрополита Киевского Филарета. Сложные компромиссы, вынужденное сотрудничество с КГБ (в котором, кстати, из всех архиереев того времени, признался только Филарет), авторитарное государство и принадлежность к Русской православной церкви — это далеко не те обстоятельства, которые могли превратить митрополита русской церкви в пример для подражания среди украинцев.

Все изменили события 1990-х. Киевский митрополит Филарет одним из первых понял, что украинское государство — это всерьез и надолго. Поэтому уже в 1990-ом Филарет добился самоуправляемого статуса УПЦ (МП), которым до сих пор прикрываются его нынешние оппоненты, заявляя о будто бы полной самостоятельности УПЦ (МП).

В 1991 году Филарет и все высшее духовенство Украины официально обратились к Московскому патриарху Алексию Второму с просьбой даровать украинской церкви автокефалию. Добиться быстрой победы не удалось: русская православная церковь посулами и угрозами изменила мнение епископата Украины и на печально известном Харьковском соборе 1992 года отстранила митрополита Филарета от должности. Вселенский патриарх и светская украинская власть тоже не спешили поддерживать Филарета.

И тут проявились важнейшие качества Филарета — последовательность и упорство. Поставив себе цель создать автокефальную церковь, Филарет последовательно к ней шел, пусть этот путь и занял десятилетия. УПЦ (КП), за 25 лет, преодолел путь от небольшой группы священников к самой большой по численности верующих церковной структуре.

Киевский Патриархат выгодно отличался от Московского не только национальным духом. В нем было меньше казенности и официоза. Пока УПЦ МП гордилось количеством политиков на службах и прямыми эфирами крестных ходов, Киевский Патриархат строил по-настоящему народную церковь. Именно поэтому УПЦ КП нашла в себе силы поддержать протестующих на Майдане и приняла активное участие в событиях украино-российской войны. Московский патриархат, раздираемый внутренними противоречиями между проукраинскими и пророссийскими силами, выглядел весьма бледно на фоне последовательной и принципиальной позиции Филарета.

Последнее испытание и победа

«Такова сама жизнь. Богиня, страж бездонного колодца – найдет ли ее Фергюс, или Актеон, или принц Острова Одиночества – требует, чтобы герой был наделен тем, что трубадуры и менестрели называют „милостью сердечной“.

Джозеф Кэмпбелл, „Тысячеликий герой“.

Христианское учение гласит, что самые важные победы достигаются смирением. И такое смирение Филарет проявил дважды. Сначала, в 2017 году, предстоятель УПЦ КП обратился с примирительным письмом к патриарху Кириллу. Сложно представить, какой концентрации воли стоило это письмо предстоятелю УПЦ КП, ведь он доподлинно знал, что протянутая им рука точно повиснет в воздухе. Но отказ московского патриарха стал важным фактором для Вселенского патриарха Варфоломея, поэтому Филарет пошел на непонятый тогда обществом шаг.

Последняя жертва перед победой — всегда самая большая. Точно также, как Моисей не мог войти в Землю Обетованную, Филарет не мог возглавить созданную им церковь. Уйти — всегда сложно. Еще сложнее уходить в зените славы, в одном шаге от цели жизни. Принеся эту жертву и уйдя в сторону, Филарет завершил начатое дело и прошел весь путь героя, путь длинною почти во всю свою долгую жизнь.

И еще об удивительных совпадениях: московский патриарх Филарет в 1613 году создал имперскую династию Романовых, возведя на престол своего сына Михаила. Киевский патриарх Филарет в 2018 году вбил один из последних гвоздей в крышку гроба российского имперского проекта, поставив своего духовного наследника Епифания во главе древней киевской кафедры.

На наших глазах рождается прекрасная легенда об украинце, который прошел сложный путь. Неизбежные полутона нашей жизни размываются и остается только подвиг длинною в жизнь. Но еще важнее, что это история об украинце, у которого все получилось. Победа в Конотопской битве оказалась на удивление бесплодной. Подвиг Героев Крут не спас УНР, а бойцы УПА — не смогли создать независимую Украину. Перед нами принципиально новый тип героя для украинского эпоса: герой-победитель. А такие герои появляются только тогда, когда государство, несмотря ни на что, одерживает победы.

Нравятся дайджесты и аналитика от Каракума? Подписывайся на телеграм-канал https://t.me/etokarakum чтобы ничего не пропустить!