Вынесенный в заголовок вопрос и раньше довольно часто задавали себе и окружающим многие люди, а в последние три года в нашей стране он не уступает по популярности сакраментальным «Кто виноват?» и «Что делать?» Но для начала договоримся о предмете разговора.

Существует множество определений демократии, не говоря уже о том, что каждое определение разные люди понимают совершенно по-разному. Приведу парочку определений из тех, что проще и понятнее.

1. Демократия – вид политического устройства, при котором граждане страны посредством свободных выборов при наличии свободы слова принимают участие в управлении государством.

2. Демократия – это механизм учета интересов граждан страны при выработке решений, законов, правил и установок, затрагивающих эти интересы.

Как не трудно заметить, в первом случае делается акцент на основных инструментах демократии, во втором на ее целях. Другими словами, если объединить оба определения в одно – через механизмы свободных выборов и свободы слова граждане страны добиваются того, чтобы государственные органы разных уровней при принятии всевозможных решений учитывали их интересы.

Термин «демократия» также используют при описании правил функционирования и сравнительно малочисленных групп людей, объединенных в рамках формальных или неформальных организаций. Это не так важно. То, о чем я буду говорить, в равной степени можно применить и к меньшим по численности сообществам. Но чтобы не путаться, в дальнейших своих рассуждениях я буду оперировать только масштабами целой страны.

Итак, вернемся к нашим баранам, то есть правилам функционирования демократии. Казалось бы, чего проще – хочешь, чтобы некая страна из посттоталитарной превратилась в демократическую, тогда запускай там механизм свободных выборов на альтернативной основе, многопартийную систему и все такое. А еще разреши в этой стране всем СМИ говорить, что угодно. Объяви: «Нынче у нас, господа, свобода слова».

Но вот после этого проходит лет двадцать, а результаты, скажем честно, не очень. Не впечатляют. А вроде все по рецептам делали. Газеты и интернетовские издания ругают правительство и правителей почем зря, а им от этого ни жарко, ни холодно. Выборы более-менее свободные, от количества альтернативных партий и кандидатов избирательные бюллетени похожи на древние свитки-папирусы, а избирают в большинстве случаев почему-то только тех, кто под звуки заунывных молитв о благе народа тупо набивает себе карманы. Что за ерунда?!

Даю еще одно определение.

3. Демократия – способ самоорганизации сообщества, члены которого достигли определенного, достаточно высокого уровня развития.

Объясняю на пальцах.

Чтобы свобода слова имела вес, мало печатать в газетах и журналах все, что журналисту придет в голову написать, мало иметь возможность беспрепятственно критиковать правительство. Нужно, во-первых, чтобы у журналистов, редакторов и издателей были соответствующие моральные установки, чтобы не печатались неправдивые или искаженные факты, не появлялись на страницах газет, экранах телевизоров и в интернете искусственно скандализованные факты. Правда, затерянная среди полуправды, лжи и описания цвета нижнего белья звезд эстрады, теряет свою силу.

Свобода слова бесполезна без должных этических установок у власть предержащих. Они обязаны изначально, еще до публичного обнародования фактов их деятельности, стыдиться своих неблаговидных поступков. А если человек власти все же не устоял перед соблазном и «согрешил» перед своей совестью, то, после того, как тайное стало явным, единственным этически приемлемым выходом для проштрафившегося должна быть добровольная отставка, уход из власти. Без этих двух факторов свобода слова превращается в свободу ничего не значащей болтовни.

Чтобы свободные выборы приносили ожидаемый эффект, во власть должны идти люди, реально желающие реализовать чаяния своих избирателей – те самые интересы, которые учитывает демократия. Да, политик в своей деятельности утверждается, как личность, ищет публичного внимания, вовсе неплохо, что и материальное положение его не страдает, но у него должна быть достаточно развита элементарная совесть, чтобы думать и об обычных людях.

Но и рядовым избирателям, чтобы свободные выборы принесли должные плоды, необходимо немало потрудится мозгами и органом (если таковой есть), отвечающим за этическую оценку окружающего мира. Они обязаны следить за тем, как работали во время своей каденции те, кого удача благословила на предыдущих выборах, и, следовательно, хотя бы немного разбираться в перипетиях политики и экономики, как на региональном, так и национальном уровне. Избиратели должны быть настолько зрелыми, чтобы понимать – благополучие принесет им не тот, кто будет раздавать рыбу (или гречневую крупу), а тот, кто даст возможность свободно пользоваться удочкой. Люди должны выбирать тех, кто будет служить избирателям верой и правдой, а не просто «своих» по духу, умеющих красиво говорить. Без этого на самых «свободных» выборах мы будем выбирать себе в правители «менее плохих», предпочитая их «вообще ужасным», и никакого влияния на принимаемые решения оказывать не будем.

Я вам больше скажу. Внешние атрибуты демократии конкретной страны менее важны, чем уровень личного развития граждан, ее населяющих. Поэтому бывают страны, которых есть за что покритиковать с точки зрения «идеальной модели демократии», но которые вполне успешно функционируют, демонстрируя высокий уровень учета интереса граждан при приеме решений. И наоборот, существует множество «демократических республик», у которых даже и со сменяемостью властителей все хорошо, но вот между верхами и низами общества – непреодолимая пропасть. Они как бы существуют в параллельных реальностях.

Но что такое уровень развития личности, какой линейкой его измерять? Американский ученый Абрахам Маслоу в нескольких своих работах и, прежде всего, в книге «Мотивация и личность» в начале пятидесятых годов минувшего столетия выделил несколько уровней потребностей человека. Среди последователей его идеи известны под общим названием «Пирамида потребностей Маслоу» (иерархическую модель потребностей обычно изображают в виде пирамиды). В примитивном изложении суть идеи такова.

Мотивом любых поступков человека есть необходимость удовлетворения его потребностей. Все их можно сгруппировать, выделив несколько уровней. Первый, низший уровень потребностей – физиологический. Мы нуждаемся в питье, пище, воздухе, работе органов выделения, сексе. В данном случае имеется в виду лишь физиологическая его составляющая, секс, на удивление, многогранное явление. Так устроен наш организм, без всего этого мы просто не можем жить, функционировать, как биологическое существо.

Следующий уровень принято называть экзистенциальным, он связан с потребностью в комфорте, безопасности, устойчивости. Нам нужна крыша над головой, где мы можем чувствовать себя уютно – «как дома». Выходя на улицу, мы должны знать, что в этом месте действуют некие правила, соблюдая которые, мы сможем, сохранив свою жизнь и здоровье, добраться туда, куда нам надо, после чего благополучно вернуться назад домой.

К социальным – относятся потребность в общении, в ощущении принадлежности к некой группе людей. Нам необходимо понимать, что мы не одиноки. Я – член семьи. Я – житель города. Я – русский. Или я – украинец. Я принадлежу к корпоративной группе (я – врач, учитель, инженер, строитель). Я – гражданин Украины. Я – белый. Я филателист. Я – мужчина. Я принадлежу к сообществу с определенной сексуальной ориентацией. И так далее и тому подобное. Потребность любить и быть любимым из этого же уровня потребностей. В данном случае имеется в виду индивидуальная любовь. Здесь опять находится место сексу, но уже не как физиологическому процессу, а как разновидности человеческих коммуникаций. Обмениваться ведь можно не только информацией, но и эмоциями.

Следующий уровень образуют потребность в уважении со стороны окружающих и признание вашей значимости с их стороны. Именно из-за этого мы стараемся сделать карьеру и после этого рассказать всему миру о нашем успехе. Мы покупаем некие статусные вещи: телефоны, часы, автомобили, картины, коллекционные вина, яхты, посещаем званые вечера и рауты для избранных… А еще участвуем в конкурсах, пытаемся выиграть премию, стать лауреатом, улучшить рейтинг, получить побольше лайков или подписчиков в социальных сетях и т.д. и т.п.

Еще один, самый высший уровень – уровень потребностей личностного роста. Потребности этого уровня принято разбивать на три направления: познавательное (желание знать, уметь, исследовать), эстетическое (стремление к гармонии, красоте, как в живой природе, так и среди того, что создало человечество) и направление самоактуализации. Под последним понимается углубленный анализ своей личности, постоянная сверка нравственных и этических ориентиров, понимание своего предназначения в этом мире. Очень важно, что человек на этом этапе своего развития занимается этим не для того, чтобы кто-то другой оценил его усилия и достижения, а исключительно для себя самого, только для того чтобы почувствовать гармонию нравственного закона внутри нас и звездного неба над головой. Собственно говоря, лучше всего об этом сказал на заре нашей эры Великий Этик: «… будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Следует иметь в виду, что очень часто действия людей диктуются стремлением реализовать одновременно несколько потребностей. Писатель, получивший гонорар за новую книгу, одновременно удовлетворяет свою тягу к прекрасному, желание совершенствовать мир. Если, конечно, книга собой что-то представляет в эстетическом смысле, а не является ремесленной поделкой. Он обрел признание профессионалов (издателей и критиков), а также получил средства для оплаты физиологических и экзистенциальных потребностей.

Обычно считается, что невозможно применительно к конкретной личности говорить о потребностях высшего уровня без удовлетворения нужд низшего уровня. В этом есть определенный смысл. Трудно задумываться даже о комфорте в тот момент, когда вы умираете от голода или жажды. Затруднительно получать удовольствие от самого превосходного спектакля в тот момент, когда все ваши мысли сосредоточены на переполненном мочевом пузыре. Другое дело, что разные люди по-разному понимают, что такое удовлетворение потребностей. Для какого-нибудь Перельмана достаточно решить задачу, которую до него никто не мог решить, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, и премия в миллион долларов ему ничего уже не дает, кроме ненужных хлопот. Однако большинство людей с трудом насыщают даже элементарные потребности, им кажется все мало и мало.

Особенно сложным, как можно понять, наблюдая за повседневной жизнью, является переход от четвертого уровня – от потребности вновь и вновь получать доказательства своей значимости – к уровню высших ценностей, к личностному росту. Откуда у наших чиновников, депутатов это безумное количество дорогих часов, шуб, автомобилей и прочей ерунды? Все очень просто. Эти люди достигли определенного уровня в своем развитии. Они, как им кажется, схватили бога за бороду, они получают одно за другим доказательства своей успешности. Но что делать дальше, они не знают, так как остановились в развитии.

Думаете у «простых» людей иначе?! Все аналогично. Только мерилом успешности являются другие вещи. Какой-нибудь, как им кажется, «навороченный» телефон. Поход в модный в их райцентре клуб или поездка на отдых в Турцию или областной центр. Китайские «лабутены». Новые «атласные» спортивные штаны или «крутая» кепка. Да все что угодно!

Бытует мнение, что для функционирования демократии необходимо наличие гражданского общества, основой которого является средний класс, то есть люди, достигшие определенного уровня достатка, мелкие и средние собственники. Да, конечно, трудно ожидать личностного роста от крепостного крестьянина или раба. Хотя и в этом случае, говорят, там иногда появляются Эзопы. Но само по себе наличие собственности у индивидуума не является признаком того, что он уже способен стать оплотом демократии. Важно, что он за человек, насколько развита его личность.

В любом достаточно большом сообществе всегда есть некоторое количество людей, которые в своем развитии преодолели четвертый уровень потребностей. Те, которые в какой-то момент получили свою порцию признания от людей, чье мнение было для них ценно, и пошли в своем развитии дальше: к интеллектуальным, эстетическим и этическим вершинам. Весь вопрос в том, как много таких людей.

Есть правило меньшинства, в соответствии с которым работают сложные системы. Для того чтобы сообщество правильно функционировало – или по-другому, чтобы демократия работала нужно только, чтобы в этом сообществе присутствовало некоторое, сравнительно небольшое количество людей, которые в сильной степени мотивированы на достижение нужного для них результата. Но вот это «сравнительно небольшое» количество все же не должно быть мизерно малым, едва отличимым от статистической погрешности.

Больное общество – такое, в котором количество людей, достигших в своем развитии уровня ценностей личностного роста, стремиться к нулю, а те, кто есть из таковых, стремятся покинуть страну или регион, уехать туда, где будет больше близких им по духу людей. Здоровое – соответственно – такое, где людей с высоким уровнем развития много и с каждым днем их становится больше.

Два очень важных замечания.

1. Любые революции, кризисы, потрясения в обществе создают благоприятную почву для появления большего числа людей с высоким уровнем личностного развития. Это время переоценки ценностей, когда многие начинают задумываться, правильно ли они жили раньше, что является в жизни главным. Хотя и дерьмо (криминалитет, маргинальные слои общества) в эти периоды тоже «всплывает» на поверхность. От того, кто победит в противостоянии этих двух полюсов в кризисное время, и зависит будущее конкретного сообщества.

Своим нынешним процветанием Западная Европа, по большому счету, обязана тем, что из трагедии второй мировой войны она извлекла правильные уроки. Вот эти вот примеры успешной демократии, которые обычно всплывают в нашей памяти – родом оттуда. Европейцы заглянули в лицо бездны, они увидели свои города в руинах, всмотрелись в газовые камеры, в которых одни люди уничтожали других людей только потому, что те были немного «не такими», и ужаснулись. Стыд очень важное чувство, именно оно является двигателем морального прогресса. Бесстыдство – путь к деградации.

2. Однажды завоеванное легко потерять. Уровень личностного развития родителей не передается автоматически – генетически или через обычное подражание – их детям. Каждый индивидуум должен подняться на вершину пирамиды Маслоу сам.

Если говорить о современной Европе, то все ее нынешние проблемы из-за этого. Она «разжирела», если так можно выразиться, омещанилась. Дети не достигли уровня личностного развития своих отцов. Да, в материальном плане Европа благополучна. Потребности трех нижних уровней у граждан европейских стран удовлетворяются чуть ли не автоматически. Но вот количества людей, сумевших побороть демона четвертого уровня, катастрофически мало. А правители этих стран по своей глупости неограниченной почти ничем миграцией из года в год усугубляли ситуацию, разбавляя свое общество людьми, едва достигшими третьего уровня пирамиды Маслоу.

Конечно не во всех странах ЕС ситуация одинаково печальная, но закономерность очевидна. Там где больше высокоразвитых людей, там и сообщество более здоровое. Там и демократия работает. Если нет – там начинает работать охлократия.

Что делать нам, украинцам? Во-первых, осознать проблему. Каждому следует разобраться для начала в себе самом. Надо понять, а на какой, собственно, ступени развития лично вы находитесь. Во-вторых, если с вами все в порядке, вы развиваетесь, не стоите на месте, то следует решить, что лично вы можете сделать, чтобы изменить окружающий мир к лучшему. Стоит искать единомышленников. Объединенными усилиями можно сделать больше. Нужно создавать для начала хотя бы маленькие ячейки здорового общества. Нужно ставить перед собой реальные цели и достигать их.

Пусть это будет сообщество жильцов вашего подъезда. Или экологическая группа. Или неформальное объединение по надзору за действиями местной и всеукраинской власти. Наше главное оружие при этом стыд. И правителям и тем, кто их вознес на вершины власти должно быть стыдно. Первым – за свои неблаговидные поступки. Вторым – за то, что голосовал бездумно.

Кое-кто говорит, что Украине не хватает национальной идеи. Я мечтаю о вот такой. Я хотел бы, чтобы моя страна гордилась не тем, что у нее самое высокое ВВП на душу на селения, хотя это тоже неплохой показатель. Но гораздо важнее, какие люди живут в стране. Я хотел бы, чтобы Украина была страной, чьи граждане обладают самым высоким в мире уровнем личного развития. Ее правители и рядовые граждане не накапливают бездумно золото, часы, автомобили, дорогую одежду. Напротив – они хотят понять, как устроен окружающий мир, почему светят звезды и бежит ток по проводам. Они восхищаются прекрасным закатом, который изобразил мастер на полотне, и свистом ветра в кронах деревьев за окном. Они хотят, чтобы люди были людьми и не превращали жизнь окружающих в ад.

Действуйте, дорогу осилит только идущий.