После семнадцатилетнего «поражения в правах» день победы был наконец реабилитирован. 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем был «избран» Леонид Ильич Брежнев. А через четыре месяца Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1965 года 9 Мая был объявлен нерабочим днем и «всенародным» (то есть государственным) праздником.

Повод был вполне подходящий — двадцатилетний юбилей. Коммунисты чуть ли не с первого дня прихода к власти в стране обожали круглые даты. Истинной же причиной брежневского «победолюбия» стало изменение политического климата в стране.

Часть 1. Почему 9 мая?

Часть 2. Вместе с линией партии

Обещанный Хрущевым к восьмидесятому году коммунизм наступать явно не собирался. Валить все проблемы на последствия «культа личности» через 12 лет после смерти Сталина тоже как-то не получалось. Новому «вождю» потребовалось новое вероучение, которым стал псевдоисторический эгрегор «Великой отечественной войны».

Подготовка к сакрализации «Великой отечественной» началась еще до прихода к власти Брежнева. В 1963 году увидел свет шеститомник — «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 — 1945 гг.» , ставший фундаментом для всех последующих работ, от мемуаров военачальников и до киносценариев.

Что было проделано за этот период:

- События, не вписывающиеся в рамки 22 июня 1941- 9 мая 1945 были выведены за «исторические скобки».

- Роль союзников в победе над Германией, Италией и Японией предельно занижена.

- Последствиями войны стало объясняться явное экономическое отставание СССР и полунищее существование большей части его граждан.

- Началась сакрализация ветеранов. Было осуществлено масштабное расширение объёма льгот и круга лиц, которым они предоставлялись.

Уже начавший формироваться к тому времени образ «народа-победителя», мессии, носителя «самой передовой в мире идеологии», который ценой страшных жертв «спас весь мир от коричневой чумы» нуждался в главном ежегодном ритуале. Именно таким ритуалом и стал «День победы 2.0»

По сценарию возрожденный парад мало отличался от Парада Победы 1945 года. По количеству участвовавших войск не уступал, по количеству техники даже превосходил. Знамя победы пронесли Егоров и Кантария. Бросания немецких флагов под Мавзолей по вполне понятным причинам не было.

В десятилетие от 1965 до 1975 года празднование Дня победы прошло трансформацию от «победолюбия» до «победострастия» и к тридцатилетнему юбилею советский народ получил в свободное использование новую версию пропагандистского продукта «День победы 2.1»

Как это происходило, можно отследить по датам выходы на экраны фильмов о «Великой отечественной», ведь еще со времен Ленина именно этот вид искусства использовался большевиками в качестве главного инструмента пропаганды.

После войны Сталин разрешил выпустить на экраны всего три «военных фильма», которые были исполнены в рамках уже сформировавшегося канона.

1946 — «Небесный тихоход»

1947 — «Подвиг разведчика»

1948 — «Повесть о настоящем человеке»

Во времена Хрущева военную тематику явно не жаловали. За десять лет вышло всего четыре заслуживающих внимания ленты, причем три из них откровенно артхаусно-фестивальные, и один (Судьба человека) обыгрывает политический момент «оттепели».

1957- «Летят журавли»

1959 — «Баллада о солдате», «Судьба человека»

1962 — «Иваново детство»

Судя по трем вышедшим еще до воцарения Брежнева картинам 1964 года — «Отец солдата», «Живые и Мертвые», «Жаворонок» — формирование нового образа войны не было исключительной заслугой «дорогого Леонида Ильича» и его команды. Просто время пришло.

А вот десятилетие, прошедшее между двумя юбилеями оказалось самым урожайным и сформировало эстетику «победострастия». Практически все культовые военные фильмы увидели свет между 1967 и 1976 годом.

1967 — «Женя, Женечка и Катюша», «Хроника пикирующего бомбардировщика»

1968 — «Щит и меч», «На войне как на войне», «Это было в разведке»

1968-1971 — «Освобождение»

1969 — «На пути в Берлин»

1971 — «Офицеры»

1972 — «А зори здесь тихие», «Командир счастливой „Щуки“

1973 — „В бой идут одни старики“, „Семнадцать мгновений весны“

1973-1976 — „Дума о Ковпаке“

1974 — „Горячий снег“

1975 — „Они сражались за Родину“, „На всю оставшуюся жизнь“

1976 — „Аты-баты, шли солдаты“

В 1975 году с празднованием 30-летия победы этот день превратился в помпезно-угарный праздник.

Раскрутка „дефицитных“ фильмов по телеканалам начиналась примерно за неделю. Радиоэфиры заполняли пафосные песни и героические программы. По школам и ВУЗам проводились политизированные мероприятия и встречи с ветеранами. Страну наводнили храмы новой религии — вечные огни, могилы неизвестного солдата, колоссальные монументы. Все это по совокупности и закрепило в „народной памяти“ тот образ войны и победы, который, имея мало общего с реальностью, сохранился и по сей день.

Кстати о народной памяти. Еще Владимир Высоцкий на своих концертах говорило о том, что многие ветераны совершенно искренне утверждали что слышали на войне его песни, созданные после 1965 года. „Ложные воспоминания“, которые формируются в сознании человека, который перенес тяжелый стресс — явление хорошо известное в психологии. Именно его и использовали в своей пропаганде партийные пиар-технологи, чтобы сформировать и закрепить в памяти целого поколения устойчивую „картинку“, источником которой на самом деле является художественный вымысел.

После „массированной накачки“ наступило относительное затишье. В конце семидесятых — начале восьмидесятых фильмы о войне выходили неплотно.

1977 — „Солдат и слон“

1980 — „Мерседес уходит от погони“

1983 — „Торпедоносцы“

1985 — „Батальоны просят огня“

С началом „перестройки“ и до наших дней эгрегор „Дня победы“ прошел еще одну трансформацию, в версию 3.0, от „победострастия“ до „победобесия“.

Но это уже другая история.

Страница автора на Фейсбук https://www.facebook.com/surkov.blog/