В регулярных сводках Генштаба ВСУ, раздел касающийся авиационной компоненты РОВ всегда привлекает внимание своей тактического и стратегического уровня составляющей. Истребители и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы у всех на слуху. Но мы мало говорим о разведывательной авиации, без которой российские войска, на самом деле, слепы и глухи.

 

На днях Минобороны Великобритании представило отчёт, согласно которому россияне вынуждены были расконсервировать советский высотный разведывательный самолет М-55 «Геофизика», для усиления своей авиационной разведывательной компоненты. На такой шаг россияне пошли, поскольку потенциал их разведывательной авиации ограничен, в первую очередь – количественно, а во вторую — качественно.

 

В данном контексте, следует отметить, что в советские времена

М-55 «Геофизика» мог применяться для дополнительного целеуказания ОТК «Ока», с дальностью поражения цели до 400 км. В настоящее время, на самолёт устанавливают контейнер радиотехнической разведки УКР-РТ, который позволяет проводить разведку и выявлять средства ПВО на глубину в 200-300 км.

 

На первый взгляд звучит неплохо, но если рассматривать как полноценную глубинную разведку – нет. Ведь при таких показателях М-55 «Геофизика» находясь в воздушном пространстве россии, не сможет быть эффективным в вопросах разведки вглубь территории Украины, а в воздушном пространстве временно оккупированных территорий, вынужден будет базироваться либо на одном из аэродромов на ВОТ, либо у самой украино-российской границы.

 

Всё это указывает на несовершенство российской разведывательной компоненты, которую пытаются решить, используя морально и технически устаревшие средства.

 

Но, неужели так всё плохо с их разведывательной авиацией?

 

Опять-таки, британская разведка сообщает о том, что российские самолёты ДРЛО А-50 сейчас проходят интеграцию с системами ПВО С-400 «Триумф» для повышения эффективности зенитно-ракетных комплексов, в борьбе с истребителями F16. И это очень интересно.

 

Дело в том, что согласно официальным ТТХ ЗРС С-400 «Триумф» дальность поражения цели у неё достигает 400 км, при дальности обнаружения и сопровождения цели радаром 91Н6Е – 600 км! При это, максимальная дальность поражения F16 самыми современным ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120D (которые мы вряд ли получим) – 180 км, а крылатыми ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-158A JASSM – 370 км.

 

То есть, в обоих случаях, ЗРС С-400 «Триумф» должна прекрасно справляться с такими угрозами, но оказывается – нет. Оказывается, без поддержки А-50, ЗРС С-400 «Триумф» на максимальных расстояниях, заявленных в её характеристиках, не эффективна. Привет Китаю, Турции и Индии с приобретением очень дорого и очень дефективного металлолома. Прямо-таки сделки века!

 

Но вернёмся к А-50.

 

У россии на вооружении 9 самолётов ДРЛО А-50, один из которых до сих пор находится на ремонте, после полученных в Беларуси, в результате удара дрона, повреждений радиотехнического комплекса «Шмель». Так же имеется информация о не боеспособности ещё нескольких А-50 по причине приводящегося ремонта и модернизации.

 

Точное количество боеспособных самолётов А-50 на сегодня сложно назвать, но их точно меньше 9 и это вынуждает россиян выводить с консервации подобие разведывательной авиации.

 

Привлекаются они для контроля воздушной обстановки и управления оперативно-тактической авиацией с аэродромов «Крымск» (350 км от ближайших позиций СОУ) и «Ахтубинск» (650 км), находясь поочередно в воздушном пространстве над акваторией Азовского моря. Периодически можно отметить нахождение посменно 2 или 3 самолётов А-50.

 

Ил-20/22.

 

Редко когда вспоминают, но у границ с Украиной регулярно курсируют самолёты комплексной разведки, осуществляющие функции радиотехнической разведки и радиоперехвата. Глубина разведки не превышает 200 км.

 

Данные самолеты, прежде всего, используются для поддержания устойчивости связи. Для выполнения этих задач находятся они преимущественно в воздушном пространстве Ростовской, ВОТ Луганской, Запорожской областей и над акваторией Азовского моря дежурили. Базирование и взлёт осуществляются с аэродромов «Армавир» (500 км), «Ахтубинск» и «Мариновка».

 

Выводы.

 

На сегодняшний день россия не имеет достаточных средств авиационной разведки, чтобы обеспечивать свои войска поддержкой в режиме 24/7. Её потенциал ограниченный и любое повреждение либо уничтожение данных самолётов будет критически сказываться на системе управления и координировании действий войск.

 

В перспективе, от А-50 будут зависеть и ЗСР С-400, которые, как мы можем видеть, не настолько совершенны, как заявлялось в их ТТХ.

 

При этом, пытаясь избегать опасного сближения с воздушным пространством Украины и с учётом ограниченной дальности полёта некоторых из образцов российской разведывательной авиации, её вынуждены держать на аэродромах, которые оказываются в зоне досягаемости ряда средств поражения, беспилотного типа. В свою очередь, создание новых образцов такой авиации является неподъёмной технической и технологической проблемой, что и вынуждает россиян усиливать данную компоненту расконсервацией старых советских образцов ограниченной функциональности.

 

Всё приводит к тому, что в какой-то момент времени у Украины может возникнуть шанс полностью ослепить и оглушить российскую группировку оккупационных войск. Условия для того – есть, причём создают их в некотором смысле сами же РОВ, несовершенством своей авиации. Остаётся открытым вопрос возможностей…

 

Источник: Obozrevatel

 

Материал опубликован в рамках совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».